ШТАНКЕТНЫИ ПОДЪЕМ, Декорационный подъем.
ШУМЫ, звуки, не относящиеся к категории муз. и не являющиеся человеческой речью. К Ш. относятся все звуковые формы проявления живой и неживой природы, голоса животных и птиц, звуки стихий, работающей техники и т. п. Кроме того, источником Ш. часто является сам человек.вся деятельность к-рого, все жизненные функции постоянно связаны с различными звучаниями (напр., звуки шагов или кашля, плача или смеха, звуки ликующей толпы и крики негодования или выкрики торговцев и причитания покупателей на восточном базаре, в к-рых не различаются смысловые оконченные фразы). Особо следует сказать о явлении, к-рое можно назвать «шумовой музыкой» (завывание ветра, шум дождя, звук топора по дереву, скрип двери и т.п.). Принципы методики создания «шумовой музыки»: 1)строгое «дозирование» звукошумового фрагмента. Оптимальная длительность звучания каждой записи в зависимости от ее содержания и технических качеств может составлять либо 4 - 10, либо 50 - 60 секунд. Здесь нужен лишь штрих, намек, чтобы воображение слушателя могло «дорисовать» создаваемую картину. На полтора часа сценического действия достаточно 5-6 коротких фонограмм, к-рые должны быть собраны на одном носителе. 2)Соединение шумовой фонограммы с изобразительным рядом (демонстрацией слайдов, фрагментов и т, п.). 3)Минимальное употребление часто используемых материалов, чтобы избежать эффекта «заигранной пластинки». 4)Умелая и тонкая подача фонограммы (не зависимо от времени ее звучания). Важнейшие качества любой шумовой фонограммы: а) каждый шумовой пример записывается в определенной тембровой окраске, к-рая позволяет отличить друг от друга однотипные Ш. Напр., конский топот по булыжной мостовой будет звучать иначе, чем по деревянному мосту; подъезд машины зависит от типа автомашины (грузовая, легковая, автобус и пр.) и т. д; б) любой шумовой пример требует необходимого ритма записи (напр., колеса поезда, проходя по стыкам рельс, выстукивают вполне определенный свой собственный ритм, "рисунок", зависящий от типа вагонов - двухосных, четырехосных и т. д.; в) темп записи (напр., запись стремительно мчащейся машины будет отличаться от записи, воспроизводящей медленный подъем той же ма-шины и т. д.) Еще один способ умелой подачи фонограммы - краткий словесный комментарий, предуведомляющий, подготавливающий зрителя-слушателя квосприятию. (Шумовые эффекты).
ШУМОВЫЕ (ЗВУКОВЫЕ) ЭФФЕКТЫпроизводятся за кулисами с помощью простыхприспособлений. Так. чтобы изобразить дождь,используют вращающийся на горизонтальной осибарабан, в к-ром перекрывается обыкновенныйгорох; в зависимости от скорости вращениядождь утихает или припускает сильным ливнем.Гром производится железным листом,подвешенным на раме (или набором из 2-3 листовразного размера и разного звучания). Цокотподков имитируется постукиванием определенным образом деревянными коробками безкрышек друг о друга. Сейчас шумовые приборызаменили магнитофоны, стереофонические акустические системы и наборы пластинок с записанными на них всевозможными шумами и звуками: Звяканье двух серебряных ложечек, подвешенных свободно на нитках у самогомикрофона, в записи дает могучий колокольныйзвон. Мерное шуршание скомканным кускомцеллофана дает топот шагающей роты солдат.Ветер, вьюгу, свист снаряда, взрыв, звук мотора ит. п. можно воссоздавать с помощью языка и губ.Некоторые эстрадные артисты строят на таком"микрофонном эффекте" целые номера. Шумовоеоформление очень важно для создания на сценеопределенной атмосферы. Хорошо продуманныйи точно выполненный звуковой эффект можетстать ярким художественным компонентомспектакля. Э ЭКЛЕКТИКА (< гр. ekiektikos - выбирающий), 1)Формальное, механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, стилевых и художественных эл-тов и т. п. 2)Отсутствие ед-ва целостности, последовательности в убеждениях, теориях;беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений, напр..материализма с идеализмом. 3) В архитектуре и изобразительном иск-ве сочетание разнородных стилевых эл-тов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.). 4)В режиссуре массовых действ проблема Э. выражается в механическом соединении стилевых и художественных эл-тов текстах исполнителей, в оформлении представления, костюмах разных коллективов(готовых и взятых на прокат) и т. п.
ЭКРАН (фр. ёсгап - шит), плоскость для отображения лучей проектора, является частью одежды сцены. Э. может быть плотным, непрозрачным, позволяющим давать прямую проекцию, или полупрозрачным, позволяющим давать рирпроекцию (обратную проекцию), основанную на пропускании лучей проектора. В Петербурге на массовых праздниках в качестве Э. используют низкие облака. Живым экраном называют художественный фон, используемый в стадионных представлениях. (Полиэкран). ЭКСПЛИКАЦИЯ (< лат. explicatio - истолкование, объяснение, разъяснение), 1)То же, что легенда. 2)Краткое письменное сопровождение экспозиции музея или выставки; содержит объяснение и оценку данного исторически-художественного явления. 3)Объяснение условных обозначений, употребляемых на планах, картах и проч. (Графический метод)- -4) (В театре, театрализованных представлениях) письменное сопровождение и объяснение в условных обозначениях режиссерского замысла.
ЭКСПОЗИЦИЯ (< лат. ekspositio - выставление на показ, изложение, описание) 1) в музеях и на выставках - размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр.). 2)(Муз.) начальный раздел сонатной формы, в к-ром излагаются основнойтемы произведения, а также 1 -я часть фуги, включающая проведение темы во всех голосах. 3)(Лит.) часть литературного произведения, в к-рой характеризуется обстановка, расстановка персонажей и обстоятельств, непосредственнопредшествующих началу действия; предваряющей начало развертывания фабулы. Располагается в начале (прямая Э. дается как вступительная часть), реже в середине (задержанная Э. – внутри текста) или в конце (обратная Э.) повествования. 4)(В театрализованном представлении) введение в тему (ср. с прологом). Э. в широком плане -оформление фойе, встреча гостей, какие-л. действия до начала представления, музыка. В узком смысле - завязка - оформление сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курсдела. Задача Э. - психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия.
ЭКСПРОМТ (< лат. exprointus – находящийся в готовности, имеющийся под рукой) 1) небольшое стихотворение, чаще шуточного содержания, созданное мгновенно, разновидность импровизации. 2) Лирическая муз. пьеса импровизационного склада. 3) В широком смысле -различного рода выступления, исполнения без предварительной специальной подготовки («выступать экспромтом»).
ЭКСЦЕНТРИК(фр, excentrique). Цирковой или эстрадный актер, номера к-рого строятся на неожиданном контрасте, причудливом смещении привычных понятий, алогичном поведении создаваемого им образа. ЭКСЦЕНТРИКА (вне центра: < лат. ех - из, от и centrum - центр круга, сердцевина) 1) в театре, цирке, кино, на эстраде, заостренно'комедийное изображение алогичных, нелепых действий персонажа; Э. муз. - трюковое исполнение муз. произведения на обычных или особых эксцентрических муз инструментах - колокольчиках, бубенчиках, пилах и т. д. 2)Художественный прием заостренно-комедийного изображения действительности, основанный на нарочитом нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками,явлениями.
ЭМОЦИЯ (< фр. emotion - волнение, < лат. emoveo - потрясать, возбуждать, волновать), непосредственное пристрастное психическое переживание жизненного смысла явлений и ситуаций, душевное волнение (гнев, страх, радость и т. д.), возникающее у чел-ка и животного в результате воздействия на него внеш. и внутр. раздражителей, Э. имеет ярко выраженную субъективную окраску, т. к. связана с удовлетворением (положительная Э.) или неудовлетворением (отрицательная Э.) различных потребностей орга-низма. В театрализованных представлениях одна из главных психолого-педагогических задач - превращение Э. по поводу того или иного события в зрелище человеческих чувств. Эмоциональное восприятие идей усиливается коллективной атмосферой представления, праздника, превращающейся в мощный стимул воздействия, реж-ру необходимо помнить об органичном слиянии в сценарно-режиссёрском замысле информационно-логической и эмоционально- образной линии развивающегося действия. (Эмоциональная память). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|