Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ



1)Запас хранящихся в сознании эмоциональных впечатлений (память «чувств»).

2)Способность актера сохранять и воспроизводить в сознании, а такжесценически воплощать прежние эмоциональные впечатления, эмоциональный опыт в контексте создаваемого им образа.

 

ЭМПАТИЯ(гр. empatheia - сопереживание),

I) (Психол.) постижение эмоциональных состояний др. чел-ка в форме сопереживания. Различают; эмоциональную Э. основанную на механизмах проекции (т. е. интерпретации эмоционального состояния др. чел-ка в соответствии со своими личностными особенностями) и подражания моторным к аффективным реакциям др. чел-ка; когнитивная Э.. базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.); предикативная Э., рассматриваемая как способность предсказывать реакции др. чел-ка в конкретных ситуациях. Как особые формы Э. выделяют: сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояния, к-рые испытывает др. чел-к на основе отожествления с ним, и сочувствие - переживание субъекта по поводу чувств др. чел-ка. 2) (В театре) переходный механизм от! фантазии к воображению, т. е. качественного состояли между ними. В Э. происходят водораздел между актерской и режиссерской профессиями. 3) В массовом действе сопереживание реж-ром общественных настроений, к-рое служит отправным эмоциональным моментом при создании замысла.

ЭНЕРГИЯ (< гр. energeia - действие, деятельность), общая качественная мера различных форм движения и взаимодействия. В соответствии с физическими процессами различают Э. тепловую, механическую, электромагнитную, гравитационную, ядерную и т. д. Вследствие существования закона сохранения энергии понятие Э. связывает воедино все явления природы. 2) Деятельная сила, настойчивость, решительность в достижении поставленной цели (Э. режиссера, Э. сценического действия).

ЭОРТОЛОТИЯ (от греч. еортп - праздник и Адуос - наука), современная наука о праздниках. Э. утверждает взгляд на праздник как на общественный акт, форму человеческой культуры, отражающую художественными средствами общественно значимые события, явления, факты, политические, нравственные, эстетические идеалы той или иной эпохи.

ЭПИЗОД (гр. epeisodion, букв. - вставка),

1) Случай, происшествие (Ср., Событие)

2)Часть художественного произведения имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

3)(В драматургии, массовом действии) относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строится по законам композиции.

 

ЭПИЗОДА МАССОВОГО КОМПОЗИ'ЦИЯ, Композиция массового эпизода.

ЭПИЛОГ (гр. epilogos).

1)В древнегреческой драме заключительный монолог - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым объяснением содержания.

2)В современной лит-ре - заключительная часть произведения, в к-рой кратко сообщается о судьбе героев после изображаемых в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого или даются дополнительные разъяснения замысла автора (противоположное - пролог).

3) Заключительная часть оперы, кинофильма и др.

4) Конец, развязка чего-л.

 

ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР, тип театра, в к-ром всеми средствами сценической выразительности реж-р и актер стремятся разбудить в зрителе интеллектуальное, рациональное отношение к показываемому и стремление переделать порядок вещей. Основу восприятия зрителем эпическогоспектакли представляет сотворчество с интеллектуальным уклоном или соучастие.

ЭПОС (гр. epos - слово, повествование, рассказ, песня)

1)То же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины);

2)Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Личность автора-повествователя формально устраняется до предела. Э. схватывает бытие в его пластическойобъемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. – ведущий жанр литературного Э. - эпическую поэма. Источник ее сюжета - народное предание, образцы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная ("Илиада" Гомера, "Энеида" Вергилия). В 18 - 19 вв. ведущим жанром становится роман (рыцарский, плутовской, авантюрный, исторический, приключенческий и пр.). Сюжеты заимствуются преимущественно в современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное мно-гоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Др. жанры Э. - повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы ("Повести Белкина" А. С. Пушкина). На этой же основе складывается роман-эпопея ("Сага о Форсайтах" Дж. Голсуорси).

 

ЭСКИЗ (фр. esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. (Э. костюма, Э. декорации, и отдельных ее деталей, Э., отдельных предметов, аксессуаров и т. д.). Э. - не схематичный чертеж, а полная картина, на к-рой предметы указываются в перспективе. Э. выполняется в цвете (красками).

ЭСТРАДА(фр. estrade - помост, возвышение), 1) Специальная (постоянная или временная), приподнятая над землей (или с рядами кресел на земле) сценическая площадка (настил, пол, помост) для концертных выступлений артистов. 2) Синтетический вид сценического иск-ва. Включает т. н. малые формы драмы, комедии и вокального иск-ва, музыки, хореографии, цирка и

др. В концертах отдельные законченные номера полифонической пестроты дивертисмента объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Кратковременность эстрадного действия требует предельной концентрированности выразительности средств. Отсюда яркость, пре-

увеличенность деталей, мгновенность актерского перевоплощения. Развернутая психологическая характеристика противопоказана эстраде. Это

отнюдь не исключает актерского перевоплощения, однако достигается оно своими эстрадными средствами: заостренной гиперболой, гротеском,

буффонадой, эксцентрикой. Э. обращается к метафорическим чертам и деталям, к причудливому переплетению правдоподобия и карикатуры, реального и фантастического, способствуя тем самым созданию атмосферы неприятия их жизненных прототипов, противостояния их процветанию

в действительности Современная эстрада оперирует такими эл-тами комедии дель арте, как маска, жест, выразительная пластика, стремительность развития действия, интрига. Для Э. типичны злободневность, сочетание в лучших образцах развлекательности с серьезным содержанием, воспитательным функциями, когда веселье дополняется разнообразием эмоциональной палитры, а подчас и социально-политической, гражданской патетикой. Будучи одним из наиболее подвижных видов иск-ва, Э. в то же

время более др. иск-в подвержено штампу, снижению художественно-эстетической ценности талантливых находок, вплоть до превращения их

в кия. На развитие современной Э. сильное влияние оказывают такие «технические» иск-ва, как кит и особенно телеиск-во, часто включающее в свои программы эстрадные представления, концерты. Благодаря этому традиционные формы и приемы Э. обретают не только большую

масштабность и распространенность, но и психологическую глубину (использование крупного плана, др. выразительных средств экранных иск-в), яркую зрелищность. (Мюзик-холл. Варьете, Кабаре, Шоу, Театр миниатюр).

Иск-во эстрады играет существенную роль в эмоциональном воздействии на зрителя. Театрализованные вечера (напр., новогодние), представления (напр., агитбригады), праздники не обходятся без шутки, юмора, без конферансье,

ярких костюмов, масок, шуточных танцев, фельетонов, интермедий, реприз и куплетов, пародий и сценок и т. д. Эти сценические формы заимствованы из эстрады. (Новаторов 50) Все многообразие форм в целом можно свести

в три группы: концертная (дивертисментная) эстрада, объединяющая в себе все виды выступлений в эстрадных концертах; театральная эстрада в виде камерных спектаклей театров миниатюр (театров-кабаре, кафе-театров) или же, наоборот, в масштабных концертных ревю, к-рые показываются в мюзик-холлах, располагающих многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой; праздничная эстрада, отожествляемая с народными гуляниями и праздниками на открытом воздухе, в т. ч. на стадионах, а также с балами, маскарадами, карнавалами, происходящими в закрытых помещениях (домах и дворцах культуры, кафе, ресторанах и т. п.).

 

ЭСТРАДНЫЙ МОНОЛОГ, размышления, иногда речь действующего лица (персонажа, в отличие от фельетона эстрадного), обращенная к самому себе или зрителям, он позволяет раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить его характер. Многие литературные и музыкальные произведения на эстраде (2) могут исполняться как внутр. монологи или как монологи, рождающиеся в конкретных предлагаемых обстоятельствах, когда слова возникают «здесь, сегодня, сейчас». Монолог - сценическая форма, в к-рой перевоплощение должно особенно плотно смыкаться с выявлением подлинной внутренней

жизни чел-ка, а вслед за этим и выражением личности художника. Поэтому исполнителю опасно слишком нагружать себя чертами внешней характерности.

 

ЭСТРАДНОСТЬ, понятие, объединяющее в себе все специфические качества иск-ва эстрады (2), особенность исполнительства на эстраде, имеющая общие свойства: открытость, лаконизм, мобильность, праздничность, оригинальность, разнообразие. Понятие Э. включает в себя не только комедийные жанры, но и лирику, патетику, драматизм.

ЭСТРАДНЫЙ ФЕЛЬЕТОН, самостоятельный номер разговорного жанра, исполняемый одним актером, в к-ром он (актер) раскрывает свое отношение к явлениям жизни, свое мировоззрение: это сатирико-публицистическое

обозрение на злобу дня. В Э. ф. факты и явления современности излагаются от лица импровизирующего рассказчика в отличие от эстрадного монолога. По основному приему Э. ф. - инсценированный рассказ, построенный на самом тесном контакте одного актера со зрителем. Рассказ, по ходу к-рого персонажи Э. ф. «оживают» на очень короткое время. При этом нельзя сказать, что актер перевоплощается в образы своих героев, скорее рассказчик с большей или меньшей степенью яркости лишь изображает встречающиеся по ходу повествования людей, и именно использование этого принципа позволяет сохранить в рассказе сквозное действие. Вместе с тем, изображение персонажей Э. ф. не может быть лишь чисто внешним, формальным. Эл-т проникновения во внутр. мир, в психологию действующих лиц все равно будет иметь место. В Э. ф. встречаются и такие сложные моменты, как взаимодействие с воображаемым партнером. (Фельетон, Реприза).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.