Здавалка
Главная | Обратная связь

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ, Событийный ряд.



ЦЕРЕМОНИАЛ. официально принятый распорядок церемонии (торжественного приема,шествия и т. п.).

ЦЕРЕМОНИЯ (< лат. caerimoma - благоговение, культовый обряд), торжественный официальный акт, при проведении к-рого установленопределенный порядок - церемониал.

1) Особенно Торжественный ритуал. ЦИРК (< лат. circus - круг),

2) в Древнем Риме - место для конных состязаний и состязаний колесниц, для травли зверей, боев гладиаторов, кулачных боев и т д 2) Здание с ареной (манежем) и амфитеатром для зрителей, где даются цирковые представления.

3)Вид иск-ва, специфика к-рого заключается в создании художественного образа при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Решая как бы сверхзадачу, демонстрируя виртуозно-свободное владение трудно осваиваемым предметом (животными, пространством, своим телом и чувствами), цирковой артист творит по законам эксцентричности, раскрывая высшие человеческие возможности. Слагаемыми циркового образа являютсятакже .музыка, грим, костюм исполнителя. Иск-во Ц. играет существенную роль в эмоциональном воздействии на зрителя. Театрализованные вечера, представления, праздники не обходятся без цирковых атрибутов: веселых эксцентрических номеров, ярких костюмов, масок, иллюзионных номеров и т. д. Жанры Ц.; клоунада, акробатика(силовая, прыжковая, пластическая, вольтижная и др.). эквилибристика (на катушках, на шаре, на вольностоящих лестницах, на переходной лестнице, на проволоке, на канате, на штейн-трапе, на велосипедах), жонглирование (сольное, силовое, антиподистское), манипулирование, гимнастика, пантомима, муз. эксцентрика, иллюзионизм, наездничество, дрессировка животных, "оригинальный жанр" и т. д.

ч

ЧАСТУШКА, произведение устной народной поэзии, лирическая или лирико-комедийная миниатюра - четверостишие или двустишие (лирическое или злободневное, шутливое), исполняемое на определенный напев. На эстраде Ч. - составная часть куплетного жанра. Они еще более лаконичны и просты по своей структуре, чем куплеты. Ч. за редким исключением всегда четырехстрочны. Для Ч характерна простая словесная и муз. форма, точность в выборе темы, любовь к острому слову, ясность мысли, энергичность и краткость. Один из часто встречающихся в частушках приемов - повтор, своеобразный «крупный план», цель к-рого – выделение наиболее важной мысли. Виды Ч.: сольные (мужские и женские), Ч.- диалоги, групповые, плясовые (двух- и четырех- строчные), Ч с припевом, двухстрочные "стра-дания", "семеновна". "матаня" и т. д. Ч. Може включать в себя и трагическое, и публицистическое содержание Они могут исполняться под балалайку, гармошку, баян, группу народных инструментов.

ЧИСТЫЙ ПРОФИЛЬ, ракурс сценический,в сценической композиции применяется реже,чем абсолютный фас. Главный недостаток Ч п. втом, что он наименее универсален с т. зр. обозреваемости. Профильная фигура в серединесцены одной половиной зала читается как полулицевая, др. - как полуспи'нная. А эти два ракурса служат различным задачам и обладают неодинаковыми выразительными возможностями, Ч. п.в статике лучше всего помогает создать эффектокаменелости человеческой фигуры.

ЧТЕНИЕ ХОРОВО'Е, Хор речевой.

ЧУВСТВА,

1) (психол.) дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе переживаний чел-ком своего отношения к предметам и явлениям действительности, на основе высших социальных потребностей чел-ка (Ч. интеллектуальные, Ч. эстетических, Ч. нравственных). В этом смысле Ч связаны с представлением или идеей о нек-ром объекте - конкретном или обобщенном (напр., Ч. любви к Родине, к человеку). Сильное, абсолютно доминирующее Ч. называется страстью, События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни чел-ка, наряду со специфическими, могут вызвать также изменения общего эмоционального фона -т. и. настроения. Формирование Ч. - необходимое условие развития чел-ка как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для 'того, чтобы ими руководствоваться, только, став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Ч. обшественные обусловлены исторически, как и сама личность.

2) (В театре) атрибут сценического действия. (Чувство меры. Чувство целого. Чув- ство юмора}.

 

ЧУВСТВО МЕРЫ, эстетическое чувство, к- рое вызывается необходимостью и достаточностью определенных количественных характеристик произведений иск-ва для возникновения непременно присущего ему качества - художественности. Художественное качество произведения иск-ва обусловлено организованностью, согласованностью, стройностью, соразмерностью всех его количественных сторон (величина в пространстве и во времени, пропорции, ритм, эл-ты формы и т. д.). В иск-ве мера определяется закономерностями строения произведения, обнаруживаемыми в творчестве. Она связана также с психологическими и культурно-историческими закономерностями эстетического восприятия. Мера предполагает точность выражения в каждом эл-те формы художественного произведения определенной грани его содержания, а также необходимость и достаточность именно этих эл- тов для создания художественного целого. То, что может быть устранено из произведения без ущерба для художественности должно быть устранено как нарушающее меру. В этом смысле произведение в любом виде иск-ва должно создаваться по принципу работы скульптора: устранение лишнего. (Условность).

ЧУВСТВО ЦЕЛОГО,

I) эстетическое переживание художником своего произведения как единого целого. Это переживание конца произведения в его начале и начала произведения – в его конце, умение видеть в каждом эпизоде часть целого. Для реж-ра - это умение охватить цельный образ мероприятия, массового действия в первоначальном режиссерском замысле, чувство режиссерской композиции. Для исполнителя – в каждый отдельный момент пребывания на сцене переживать свою роль в целом, ухватить одновременно начало и конец номера, эпизода, чувствовать место своего номера в общей композиции представления. Для участника праздника -активная сопричастность к праздничному действию, участвуя в одном из праздничных эпизодов, ощущать весь масштаб праздника. Это чувство сопричастности вызывается и закрепляется в кульминационных моментах праздника, в его финале, где оно воплощается в образе общения, в впечатлении, оставляя след в эмоциональной памяти, образуя эмоциональное образное представление о свершившемся праздничном событии. Массовое театрализованное действо свою жизненную и художественную цельность обретает в самом процессе его свершения, в органическом ед-ве жизненного и художественного действия его участников.

ЧУВСТВО Ю'МОРА. Юмор.

Ш

ШАНТАН (фр. chantant), пивные и кафе, где давалось публичное увеселение, в центре к-рого стоит скабрезность, возникли в VIII в. в Париже.В Ш., простую программу к-рого составляли музыкальные пьесы, пение, а затем и танцы, предпочтение отдавалось фривольному жанру, двусмысленным шансонеткам (песенкам) и танцам подчеркнуто эротическим. Скабрезность облачается в невинную внешнюю форму и состоит в скрытом двойном смысле ловко подобранных слов, в рафинированных паузах, в подчеркивании известных мест, в мимических движениях, сопровождающих шансонетку и т. п. С цинизмом слов соединяется цинизм жестов, при помощи жестов все перекидывается в область эротики. Ш. - предтеча варьете

ШАРИ-ВАРИ (< фр. charivarie – кошачий концерт) - в цирке финальная комбинация группового номера, пролога или эпилога представления, в к-рой все участники одновременно исполняют темповые эффектные трюки.

ШЕСТВИЕ (лат. processio - движение вперед), коллективное прохождение массы людей по улицам и площадям Ш. - это вид общественных акций, создающих в движении по улицам или площадям в динамически развивающийся символический образ жизненного события. В зависимости от цели Ш. выбирается его форма и выразительные средства. Определяется место Ш. в обшей структуре праздника: Ш.-пролог, Ш.- кульминация, Ш.-эпилог. Ш.-связка между эпизодами. Определяется маршрут Ш. и его время,объекты остановок. Определяется характер Ш.: Ш.-зрелише или Ш.-действие, в к-рое включено максимальное число жителей данного населенного пункта. Различают религиозные Ш. и светские Ш. К религиозным относят траурные церемонии (напр., в Иране Ш. в честь царя Хусейна, на к- ром участники истязают себя), "процессию телеги" - перевезение статуи Джанганнатха на огромной, шестнадцатиколесной телеге из одного храма в другой (в Индии), крестный ход в День Рождества Христова (в европейских странах и России) и т. п. К светским Ш. можно отнести парады, манифестации, демонстрации, процессии памятно - реквиемного характера, карнавал и др. В массовом Ш. коллективное прохождение участников по улицам и площадям составляет основу театрализованного действия, декорированные машины, сценические площадки, интермедии в публике и др. средства театрализации являются своеобразным художественным эпицентром, вокруг к-рого концентрируется реальное действие. Отрыв театрализации от действия масс снижает эмоциональную реакцию, уменьшает активность участников, превращает их в сторонних наблюдателей красивого зрелища. Ш. должно увлекать людей к финалу праздника - митингу, гулянью, зрелищу на стадионе, к фейерверку и т. п. Ш. и парады дают возможность создать развивающиеся сюжетно эпизоды театрализованного действия в движении, продемонстрировать тематический замысел в динамических картинах. В своем тематическом построении Ш. и парады опираются в первую очередь на достижения людей - реальных героев конкретной коллективной общности в сочетании с их оптимистическим праздничным настроением и потребностью в действенной активности. Большое значение при организации Ш. и парадов имеет точность художественного оформления, являющегося не самоцелью, а компонентом действия. В зависимости от сценарно-режиссерского замысла по-разному сочетаются реальная и художественная образность, темпо-ритмический рисунок как всего Ш., так и отдельных его частей. Ш. и парады должны органично перерастать в кульминационное действие, позволяющие реализовать активность участников через конкретные поступки, несущие глубоко символический смысл (факельное действо, общая клятва, хоровое пение и проч.)

ШЛЯГЕР (нем. Shiager - букв, гвоздь сезона, боевик), эстрадная песня или мелодия, имеющая особый успех у публики в данное время.

ШОУ(англ show - зрелище, показ)

1)Пышное сценическое 'зрелище с участием "звезд" эстрады, цирка, спорта.джаз-оркестра, балета на льду и т. п.

2)Спектакль в широком смыслеслова, к-рый на западе нередко сопровождает проведение какого-л. мероприятий в общественной и культурной жизни, напр., конкурсы красо-ты, вручение театральных, литературных и кинопремий. Акценты смещаются в сторону внеш. эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий.

 

 

ШТАМП (< ит. stampa - печать)

I)Стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях, шаблонная фраза, выражение (напр., "Вопрос ждет своего решения).

2)Общеизвестный образец, к-рому слепо подражают; шаблон, трафарет.

3)(В театре) однажды и навсегда установленные формы (приемы) выражения любого чувства, любого образа, любого действия, любого сценического переживания, потерявшие какое бы то ни было внутреннее содержание, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, т. е. копируют внеш. результат переживаний, к-рые когда-то у какого-то актера были свежим и взволнованным выражением жизненной правды. Это раз и навсегда зафиксированная маска чувств. Напр., любовь выражается воздушными и настоящими поцелуями, коленопреклонениями, волнение - быстрым хождением взад и вперед, стуком стакана о графин или о зубы и т. п.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.