Здавалка
Главная | Обратная связь

Структурный континуум



 

Структурный континуум является попыткой теоретически развить концепт о постижении содержательной целостности всякой реальности. Во-первых, мы говорим не о познании, выражаемом в знании, а о постижении, выражаемом в онтологических представлениях, на которых основаны разные знания. Во-вторых мы говорим не только о нашем Мире (четырехмерной реальности), но и о Внемирности (то есть о всяких иных реальностях — иномерных и многомерных). В-третьих, мы конструируем новый теоретический концепт, который был бы более универсальным, нежели объект, то есть позволял выражать и объект, и процесс, и взаимодействие реальностей.

Что такое объект со времени Канта? Объект это единство мыслимого содержания и чувственно воспринимаемого содержания в некоторой трансцендентальной (то есть соединяющей оба содержания) условной целостности, которая у Канта считалась вещью, но более точно в современном понимании — условной целостности некоторой структуры. Предметность суть расположение ощущений в пространстве и времени, при котором субъективные соединения восприятий приобретают объективный характер. Предметность также различена на составляющие: в мыслимой части объектного единства — ноумены, в чувственно воспринимаемой части объектного единства — феномены. Таким образом, объект это единство феномена и ноумена, содержания которых относятся соответственно к воспринимаемому и мыслимому объекту.

Вещь-в-себе (структура-в-себе) — представление умозрительного опыта, где изъяты пространство и время, содержание вне знания, которое воздействует на чувственность в ее общих формах времени и пространства. Объект — положенное в пространстве и времени единство чистой и эмпирической апперцепции этой вещи-в-себе (структуры-в-себе), представленное через трансцендентальную их связь как целостность, уже предоставленную для ее познания, но еще находящуюся вне знания.

Структурный континуум — новая парадигма фиксации единиц постижения, каковым ранее для фиксации единиц познания был объект. Никаких структурных континуумов в мире не существует. Впрочем, как не существует и объектов. Существуют вещи, процессы, относительные структуры, то есть структуры, которые могут быть восприняты относительно иных фиксированных структур (например, тела-сознания человека).

Подобно тому, как Кант предложил свое концептуальное видение познания содержательных целостностей мира через единство мыслимого и воспринимаемого содержания, мы предлагаем новое концептуальное видение постижения мира и внемирности через единство устойчивого и изменяющегося содержания, которое уже не зависит от его мыслимости или воспринимаемости.

Теоретическое представление о континууме появляется у Лейбница как критика спинозовской субстанции. Лейбниц, пытаясь опровергнуть монистический онтологический подход Спинозы (единая субстанция и ее многие атрибуты), предложил плюралистический онтологический подход (единство множества изменений и их континуальности в некотором основании как континуум). Континуум Лейбница позволял понять одновременно единственное и множественное, протяженность и разрывность, постепенность и скачек.

Линейное представление о континууме развивалось в логике и математике. Континуум-гипотеза Кантора говорит о том, что всякое множество либо счетное (множественное, разрывное на части, скачкообразное), либо континуальное (единственное, протяженное, постепенно изменяющееся). Эта гипотеза так и не была доказана в математике и до сих пор представляет собой одну из нерешенных проблем Гильберта.

Структурный континуум является развитием представления о линейном континууме под более универсальную цель — выразить всякую мерную реальность, в данном случае — выразить нашу очевидную четырехмерную реальность таким образом, каким можно выразить любую иномерную реальность.

Одна и та же структура в конструктивной позиции различается как находящаяся в пространстве-времени, последовательной связности и целостности вещей или объектов (актуальная) и находящаяся вне этих отношений (виртуальная). Объединение этих контрафлексивных состояний одной и той же структуры, то есть объединение реальностей, представляет собой структурный континуум.

Движение в пространстве-времени и скачки в природе могут быть поняты лишь как актуально-виртуальный континуум, в своей актуальной части являющий непрерывным, а в своей виртуальной части являющийся прерыванием этой непрерывности. Прерывание, скачки и движение в природе допустимы именно потому, что они происходят не в актуальности, а в виртуальности — в иных измерениях, проецируемых и свернутых в точки в четырехмерной реальности.

Миры любого количества измерений отличаются вовсе не устойчивой структурой, которая, как предполагается, всегда находится во многих, не только в четырех, как видим мы, измерениях. Миры иномерных реальностей отличаются способами изменения структуры, в которых и проявляются скачки — разрывы между устойчивой и изменяющейся структурой.

В основе представления о структурном континууме лежит как бы разделение всякого структурного содержания на два принципиально разные способы выражения — устойчивое и изменяющееся, чтобы затем, объединив эти способы, получить возможность отдельно выражать устойчивое и изменяющееся содержание и тем самым фиксировать способы изменения, или способы переходов или скачков в их измеряемости. Такой подход позволяет при функционализации структурного континуума моделировать мерное, то есть фиксируемое в определенном количестве измерений, изменение всякого мира.

Структурный континуум суть соединение нормированных через связности и размерности реальностей посредством референции (референтности), которая указывает дирекциональность преобразования. Так актуальная реальность является конструктивным выражением устойчивости структуры, виртуальная реальность является конструктивным выражением изменчивости структуры, а референтность является конструктивным выражением дирекциональности преобразования от устойчивости к изменчивости.

Структурная континуум-гипотеза: всякий структурный континуум из позиции конструирования суть либо нормированная реальность, либо иначе нормированное соединение контрафлексивных реальностей.

Отсюда четыре основных характеристики структурного континуума:

1) конструктивность — онтологически нормированное различие структуры из конструктивной позиции как актуальность (устойчивость, очевидность) и виртуальность (изменчивость, инаковость);

2) нелинейность — нормирование актуальной и виртуальной структур как реальностей, то есть через связности и размерности их внутреннего содержания;

3) контрафлексивность — связности и размерности одной реальности сопоставлены соответственным связностям и размерностям другой реальности;

4) дирекциональность — соединение актуальной и виртуальной реальностей через направленную многопотоковую референцию (референтность), каждый поток которой соединяет между реальностями контрафлексивные пары связностей и размерностей.

Как же решается проблема, которую ставил еще Лейбниц — проблема о скачках в природе? Иначе говоря, мы должны ответить на вопрос: как допустимы скачки в таких объединенных в континуум реальностях? Для ответа на этот вопрос, мы должны представить себе реальности не просто как абстрактную структуру, а как структуру в контрафлексивности устойчивости-изменения, то есть как этапы изменения виртуальной структуры и различные состояния устойчивости актуальной структуры. Различие внутренних связно-размерных содержаний двух контрафлексивных реальностей будут указывать содержание «скачка», а референтность между контрафлексивными реальностями будет указывать на направление «скачка» с точки зрения преобразования структуры.

У Лейбница, да и у последующей досистемной философии, таких инструментов не было. Однако системный подход, и особенно СМД-методология, предлагает такое представление — «позиционная ситуация» (СМДМ) или «состояние» (Пригожин). Мы же делаем одно существенное прибавление: рассматриваем континуум как цепь контрафлексивных состояний различных реальностей: актуальной и виртуальной — то есть так мы нормируем лейбницевские «скачки в природе».

Пусть континуум состоит из актуальной и виртуальной реальностей, причем AR1 будет начальным состоянием актуальной реальности (одно устойчивое состояние), а AR2 будет следующим состоянием актуальной реальности (другое устойчивое состояние); VR1 будет начальным состоянием виртуальной реальности (одно изменяющееся состояние), а VR2 будет следующим состоянием виртуальной реальности (другое изменяющееся состояние). Тогда конструктивная и контрафлексивная структура континуума будет представлена следующим образом:

AR1-VR1-AR2-VR2

Такие контрафлексивные структурные континуумы мы называем многопозиционными континуумами. Именно конструирование континуумов для цели выражение мерной реальности представляет собой конструктивность структурного континуума. Заметьте, что мы чередуем состояния актуальной и виртуальной реальности так, что изменение одной влечет за собой изменение другой, при этом первая виртуальная реальность порождает иную актуальную реальность как иное устойчивое состояние. Так реализована контрафлексивность (чередование актуальных и виртуальных реальностей). Давайте покажем дирекциональность (сквозную дирекциональность) структурного континуума.

AR1→VR1→AR2→VR2

А теперь покажем нелинейность структурного континуума, то есть его объектно-аспектно-атрибутивное содержание, которое в виртуальной позиции постоянно изменяется, то есть идет приращение новых аспектов-атрибутов[10]. Пусть некоторый объект O1 представляет собой структурный континуум с акспектами-атрибутами (a1...), на уровне которых происходит изменение. Это изменение соответственно будет происходить в каждой виртуальной позиции (виртуальной реальности) структурного континуума.

AR1[O1(a1...)]→ VR1(O1(a1,a2…))→ AR2[O1(a1,a2…)]→VR2(O1(a1,a2,a3…))

Как видно, здесь происходит изменение набора атрибутов: (a1...); (a1,a2…); (a1,a2,a3…) в двух виртуальных позициях, которые представляют собой два «скачка» объекта, и повторение набора атрибутов в актуальных позициях, которые представляют собой два фиксированных состояния объекта.

Здесь мы показали лишь изменяющийся объект как структурный континуум. Однако на том же структурно-континуумном подходе в «Теории виртуальности» выражаются и процессы, и взаимодействие реальностей. Так возникает теоретическое представление о структурном континууме, которое позволяет нам в одном и том же концепте выражать объекты, процессы и реальностные взаимодействия.

«Теория виртуальности» содержит много новых подходов в теоретическом использовании представления о структурном континууме — функционализацию сообразно базовой структуре реальности (эмпирической, языковой, логической, мышления, речи-текста, деятельности), представление о ревиртуализации, моделирование процессов имманентной и концептуальной апперцепций объектов, онтологизацию процессов, теоретическое представление о ревиртуализации, конструктивное выражение модальности и комодальности.

Также изменяется и теоретическое представление о предмете. Предмет теперь это способ нормирования содержания через реальность: базовую структуру реальности и различие актуальной и виртуальной реальностей, которая может быть реализована в структурно-континуумном выражении того или иного содержания.

Давайте посмотрим на основные отличия между двумя концептами: сообщающим целостность знания концептом объекта и сообщающим целостность постижения структурным континуумом.

 

Свойства концепта Объект Структурный континуум
Трансцендентальность Двухпозиционная Многопозиционная
Поляризация трансцендентальности Присутствует рефлексивно имплицитно, но в концепте операбельно не используется Актуальность и виртуальность, выстроенные в «АВ»-цепочку
Управление трансцендентальным направлением связи Представляет проблему различения разной объективации, верификации и фальсификации, истинности и адекватности Четыре типа референтности: отсутствующая, интерпретативная, реализующая, сущностная
Реальностная определенность позиций, соединяемых трансцендентально Фиксирована как чистая и эмпирическая апперцепции Произвольная как выбор из базовой структуры реальности (эмпирической, языковой, логической, мышления, речи-текста, деятельности)
Сложность Двухуровневая (чувственные ощущения объединяются в объект) Четырехуровневая (реальность, континуум, объект, аспект-атрибут)
Потоковость трансцендентальной связи Присутствует рефлексивно имплицитно, но в концепте операбельно не используется Многопотоковая — всякий объект реальности, всякий аспект-атрибут объекта могут быть соотнесены через разные потоки референтности
Функциональная мерность Четыре измерения (три пространственных, и одно — время) Функционализация в разных измерениях произвольного количества
Различение способов нормативной онтологизации Объектификация очень часто отождествляется с объективированием Объектификация и объективирование, процессуализация и процессирование, реализм и реализация как различаемые
Тотальность нормативной онтологизации Процессы и структуры сводятся к их объектности Различие и связь нормативных онтологизаций — объектной, процессной, структурно-континуумной
Концептуальная мобильность (возможность преобразование в иные концепты) Объект концептуально немобилен Объект преобразовывается в процесс и в произвольный многопозиционный континуум, и наоборот
Возможность концептуальной редукции В объект может быть превращена система в системном подходе В структурный континуум может быть превращен любой нормированный концепт
Расположенность концепта к дилетантскому отождествлению С вещью С линейным континуумом

 

Предложенное представление о структурном континууме порождает принципиально новые способы выражения объектного концепта, который производятся в Теории виртуальности — теоретическое представление о континуум-апперцепции, теорию семиозиса и правила оперирования конструкт-семиозисом «АВ»-моделирования. Эти инновации будут рассмотрены нами далее.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.