Здавалка
Главная | Обратная связь

Рефлексия, контрафлексия и контрарефлексия?



 

При концептуальном осмыслении виртуального мышления для задач, решаемых в Теории Виртуальности, оказалось необходимым реонтологизировать рефлексию и создать теоретические представления о новых типах мышления.

Во-первых, предлагаемые в Теории Виртуальности различные уровни нормирования через различные реальности с одномоментным взаимозависимым конфигурированием разных уровней нормирования потребовали сопровождать их все разным рефлексивным мышлением: 1) сопоставление реальностей на одном уровне нормирования, 2) сопоставление разных уровней нормирования и одномоментно — входящих в них реальностей и 3) конфигурирование разных уровней нормирования как взаимозависимых.

Во-вторых, различение в ТВ семиозиса и языка потребовало сопоставления разных типов рефлексии: структурной рефлексии семиозиса и лингвистической рефлексии языка.

В-третьих, в современном мире человек все чаще оказывается не в одной, а в разных реальностях, которые сопоставлены и нормируют друг друга непрерывно, по отношению к которым эпизодическая рефлексия этого человека недейственна. Так оказалось необходимым конструктивно-онтологически типологизировать рефлексию по способу занятия рефлексивных позиций и по рефлексируемому содержанию, а также выделить особые случаи рефлексии — непрерывные контрафлексию и контрарефлексию.

Более детально, нежели в книге «Теория виртуальности», рефлексия, контрафлексия и контрарефлексия изложены в работе «Онтология рефлексии, контрафлексии и контрарефлексии» в авторской книге «Онтологизации». Кроме того, следует также различать типы мыследеятельности с точки зрения теории и с точки зрения самих мыслительных компетенций и соответствующих им мыследеятельностных практик, что детально изложено в авторской работе «Типы мыслительных компетенций и мыследеятельностных практик» из книги «Аналитика. Управление. Стратегирование».

Прежде всего, что такое рефлексия? Когда мы пользуемся рефлексией или даже пытаемся ее описать, то мы редко задумываемся, что способы различения рефлексирующей и рефлексируемой позиции, а также присущее им содержание, могут быть различными.

Существуют такие типы рефлексии: интерпозиционная, смысловая, интерсубъективная, онтологическая.

Интерпозиционная рефлексия — это рефлексия разных позиций, онтологизированных до реальностного нормирования. Первоначально предпонимание интерпозиционной рефлексии появляется в теории апперцепции Канта, что описывает Фихте.

Смысловая рефлекия — это рефлексия междусредовых (междуреальностных) переходов, где одна из сред (реальностей) выступает смыслом для иной. Смысловая рефлексия широко используется в коллективной мыследеятельности СМД-методологии Г.П.Щедровицкого.

Интерсубъективная рефлексия — это рефлексия субъекта, представляющего объективный и субъективный план иного субъекта. Интерсубъективная рефлексия исследована у В.А.Лефевра.

Онтологическая рефлексия — это рефлексия, работающая на уровне фундаментальных представлений, необходимо связанная с особым интеллектуальным усилием, создающим новые представления. Онтологическая рефлексия связана с четырьмя ситуациями онтологической относительности: 1) отношение онтологии и онтики; 2) разрыв разных онтологий; 3) взаимодействие метаонтологий; 4) реонтологизация и фундаментальная реонтологизация. Онтологическая рефлексия детально рассмотрена в работе автора «Об онтологии» из книги «Онтологизации».

Ограниченность интерпозиционной рефлексии Канта-Фихте-Гуссерля: позиция «Я» мыслит «не-Я», но не наоборот, а различные акты мышления не описываются в теории как разнореальностные.

Ограниченность смысловой рефлексии Гегеля-Щедровицкого: различаются позиции рефлексии как переходы между реальностями, которые не сопоставляются (парадокс рефлексивности).

Ограниченность интерсубъективной рефлексии Лефевра: позиции различаются как их носители-субъекты, а внешний объектный план полагается в единой реальности, в то время как он может быть нормирован разными субъектами в разных реальностях.

Ограниченность онтологической рефлексии: онтологическая рефлексия возможна лишь в период онтологического поворота, до этого ее можно демонстрировать лишь в отношении предыдущих онтологических поворотов.

Инструментальная ограниченность любой рефлексии: более мощная рефлексирующая позиция является инструментальной для менее мощной рефлексируемой позиции.

Давайте теперь различим рефлексию и контрафлексию.

Рефлексия — переход мышления из одной позиции в другую, где отношения между позициями заданы либо через разное нормирование реальностей (интерпозиционная рефлексия), через разных субъектов как носителей этих позиций (интерсубъективная рефлексия), через разные смыслы (смысловая рефлексия), через разные онтологии (онтологическая рефлексия).

Контрафлексия — взаимное нормирование реальностями друг друга — одномоментное, разнопроцессное, сопоставленное.

Контрарефлексия — управление взаимным нормированием реальностями друг друга из некоторой рефлексивной позиции.

Контрафлексия — это тип мышления, который возникает, когда необходимо сопровождать мышлением разные процессы, различая, сопоставляя и сопоставимо их нормируя. Если в разнопроцессном мышлении необходимо процессно же пользоваться рефлексией, то такое мышление становится контрарефлексивным.

Проявление контрафлексии является неважным, будь то природные процессы, человеческое мышление или искусственный интеллект. Контрафлексия как человеческое мышление является одним из проявлений контрафлексии. При этом контрарефлексия, по нашему мнению, уже невозможна в природе, она допустима лишь для человеческого мышления и искусственного интеллекта или для специальных искусственнх устройств — автоматов-дриблингов. В самом важном для нас проявлении — как человеческое мышление — мы и будем рассматривать контрафлексию и контрарефлексию.

Относительно рефлексии существует сформулированный Г.П.Щедровицким парадокс рефлексивности, который имеет место исключительно в смысловой рефлексии, но его нет в простой интерсубъективной рефлексии: там он элиминируется общим объектным планом. Однако парадокс рефлексивности возникает и в интерсубъективной рефлексии, если этим общим объетным планом начинают оперировать наравне с разными субъективными планами.

Парадокс рефлексивности означает, что соединение рефлексируемой и рефлексирующей позиции возможно либо в сознании, либо за счет логически нормированного знания.

Вопрос — почему только логически? На самом деле это происходит за счет любым образом нормированного в реальности знания. Есть еще, как минимум, пять способов базового нормирования знания — в языке, в опыте, в мышлении феноменологически, в речи коммуникативно, в действии через взаимодействие.

Если мы отнормировали знание одного позиционера в языке, построенном логически, а знание другого позиционера в логике, которая выражена не в формулах, а в естественном языке, то мы построили сопоставимые реальности. То есть создали условие для контрафлексии.

Когда мы имеем одномоментно переходы между реальностями и рефлексивные переходы мышления внутри реальностей, мы должны осуществлять контрарефлексивную нормировку.

Контрафлексия и контрарефлексия связаны с так называемой контрарефлексиной нормировкой, в которой первые семь шагов являются контрафлексивной нормировкой, а следующие семь шагов — чистой рефлексивно-контрафлексивной нормировкой. Таким образом, контрарефлексивная нормировка включает контрафлексивную и рефлексивно-контрафлексивную нормировки.

Давайте покажем это последовательно как контрарефлексивную нормировку для двух сопоставленных позиций: 1) установление онтологической конструктивной позиции; 2) в онтологическом конструктивном отнесении[14] устанавливается одна позиция (флексия); 3) в онтологическом конструктивном отнесении устанавливается другая инопозиция к ней (инофлексия); 4) в онтологической позиции устанавливается отношение между флексией и инофлексией — то есть устанавливается смысл или принцип этого отношения; 5) из онтологической позиции во флексивной реальности производится смысловая рефлексия; 6) из онтологической позиции в инофлексивной реальности производится смысловая инорефлексия; 7) из онтологической позиции рефлексия и инорефлексия структурно сопоставляется как контрафлексияв контрафлексивной реальности; 8) выход в интерпозиционно-рефлексивные позиции: по отношению к реальностно нормированной флексии — в интерпозиционную рефлексию, по отношению к реальностно нормированной инофлексии — в интерпозиционную инорефлексию; 9) из онтологической позиции интерпозиционная рефлексия нормируется в контрафлексивной реальности; 10) из онтологической позиции интерпозиционная инорефлексия нормируется в контрафлексивной реальности; 11) из онтологической позиции интерпозиционные рефлексия и инорефлексия структурно сопоставляются как контрарефлексия в таким образом контрарефлексивной реальности; 12) из онтологической позиции контрарефлексия (11) сопоставляется с контрафлексией (7) как интерпозиционная (8) и смысловая (6) рефлексии; 13) из онтологической позиции контрарефлексия (11) сопоставляется как рефлексирующая контрафлексию (7); 14) из онтологической позиции все уровни рефлексии и реальности охватывается единым взглядом — рефлексивная позиция контрарефлексивной реальности при одномоментном нормировании реальностей на уровне контрафлексий и на уровне контрарефлексий становится конфигуративной, а само многоуровневое и многореальностное нормирование оказывается конфигурированием с позиции контрарефлексивной реальности в отношении флексивной, инофлексивной и контрафлексивной реальностей.

Контрафлексия обозначается знаком , контрарефлексия — , в отличие от *, которым обозначается рефлексия вообще. При различении на типы рефлексия обозначается так: смысловая — , интерсубъективная — , интерпозиционная — S[15]. Контрафлексия как базовое отношение актуальной и виртуальной реальностей на онтологическом уровне нормирования — [AR] (VR). Когда же речь идет о конфигурировании, то есть об одномоментном нормировании разных уровней нормирования, то мы имеем дело с контрарефлексией из контрарефлексивной позиции, например — [AR] (VR)[16].

Контрафлексия является многопроцессным мышлением, которое как действительная мыследеятельностная практика обнаружена экспериментально у музыкантов, играющих в оркестре. Детально это описано в работе «Конструктивные теории музыки и мышления».

В Теории виртуальности контрафлексия как мышление используется для сопоставления истолковательной и конструктивной онтологических позиций, метасемиозиса и конструкт-семиозиса, позиционных сопоставлений актуальных и виртуальных позиций, аспектов и атрибутов, актуальных и виртуальных объектов.

Какие перспективы открывает нам контрафлексия как новый тип мыслительной деятельности? В главе «Виртуальное исчисление, типы шкал и разномерный мир» «Теории виртуальности» предполагается существование контрафлексаметрии как неаксиоматической области математики[17]. Также в ТВ допускается существование искусственного контрарефлексивного «языка». Кроме того, мы также допускаем существование контрафлексивной логики, контрафлексивной математики, контрафлексивной квантовой механики и контрафлексивной реальности вообще.

Виртуальная логика, которая описана автором в одной из глав «Теории виртуальности», всего лишь первые очень робкие и изобилующие пробелами понимания шаги в этом направлении. Однако контрафлексивная логика, хотя и обязана своим возникновением виртуальной логике, вовсе не сводится к собственно проявлению виртуальности в актуальном мире. Контрафлексивная логика это, например, взаимовидение четырехмерного мира из шестимерного (или более-мерного, если иные измерения будут сделаны теоретически допустимыми) и наоборот — видение шестимерного мира из четырехмерного. Контрафлексивная логика предполагает теоретическое удержание, описание, выражение разномерного мира при выборе разномерной позиции усмотрения. Таким образом, «разномерная позиция усмотрения» — становится основанием для контрафлексивной логики.

Контрафлексивная квантовая механика суть пересмотренный на основе контрафлексивного мышления эвереттовский подход к квантовой механике. Мы приведем цитату из статьи «Многомировая интерпретация квантовой механики» в сетевой «Википедии», чтобы показать допустимость контрафлексивного пересмотра: «В формулировке Эверетта, измерительный прибор M и объект измерения S образуют составную систему, каждая из подсистем которой до измерения существует в определенных (зависящих, конечно, от времени) состояниях. Измерение рассматривается как процесс взаимодействия между M и S. После того, как между M и S произошло взаимодействие, более нет возможности описывать каждую из подсистем при помощи независимых состояний. Согласно Эверетту, любые возможные описания должны быть относительными состояниями: например, состояние M относительно заданного состояния S или состояние S относительно заданного состояния M.» Относительные состояния суть то, что мы называем реальностно-сопоставленными через конструкт-семиозис позиционными процессами, то есть контрафлексивностью: M S, которая распадается на две концептуально-апперцептивные вав-модели (S)r[M]i(S) и (M)r[S]i(M). То есть M S (S)r[M]i(S) (M)r[S]i(M).

Контрафлексивная реальность суть практическое достижение представленности так-разномерного мира в иначе-разномерном мире через технологию и выход человеческой деятельности в иные измерения. Это означает появление многих новых представлений — о концептуальной (контрафлексивной) интуиции, о контрафлексивной чувственности, о контрафлексивной деятельности и т.д. Первичное онтическое проявление контрафлексивной реальности — компьютерным образом смоделированная виртуальная реальность — лишь первое приближение к подлинно сокрытой концептуальной свободе воображения и контрафлексии. Только в связи с ТВ мы впервые получаем концептуально-апперцептивные основания, как и за счет чего теперь моделировать компьютерные виртуальные реальности. Контрафлексивность уже проявлена в языке: «реал» суть реальность из контрафлексивной ей позиции «виртуальности». «Реал» — название для актуальной реальности, употребляемое находящимися в процессе коммуникации в виртуальной реальности Интернет, то есть в «виртуале».

В этике кантовский императив необходимо переосмыслить как контрафлексивную этику. Основной категорический императив Канта должен быть осмыслен как контрафлексивный: «поступай так, чтобы видеть свой поступок не только внутри своей индивидуальной реальности, но реальности другого и реальности всего человечества». Такой подход позволяет построить этику искусственного интеллекта.

Кроме того, контрафлексия как инструмент мышления в традиционных областях знания допустима к использованию в теории коммуникации, когнитологии, языкознании, физике, математике и т.д. Таким образом, контрафлексия и концептуальная апперцепция представляют собой особый тип мышления, в результате которого мы получаем представления о контрафлексивных и конструктивных реальностях.Тем самым «структурное ви́дение» на основе контрафлексивного мышления должно быть избыточно детализированным в будущих синтетических теориях.

Контрарефлексивное мышление вынуждает нас поставить вопрос о многопроцессности мышления, когда человеческое сознание научается «запускать» несколько контрафлексивных процессов мышления и управлять ими в контрарефлексивной позиции. Многопроцессное мышление человека вполне может стать прорывом в цивилизационной перспективе самого человечества.

Контрафлексивное мышление в контексте понимания коллективной мыследеятельности, исследуемой в СМДМ, порождает необходимость разделения в управлении. То есть коллективная мыследеятельность не разделяется на рефлексию, контрафлексию и контрарефлексию как специализированные способности, но оказывается подвержена специализированному управлению рефлексией, контрафлексией и контрарефлексией не из одного центра принятия решений в процессе коммуникации и проектно-программной деятельности[18].

Наконец, технологический процесс концептуальной апперцепции и контрарефлексивное мышление создают основания для преодоления науки. Наука построена в основном в онтологической позиции истолкования, то есть в имманентной апперцепции или в феноменологически-апперцептивной функционализации концептуальной апперцепции.

Мыслительные компетенции — рефлексия, контрафлексия и контрарефлексия — осваиваются в процессе специальных типов деятельностно ориентированной коммуникации, внутри стрессовых ситуаций, которые создаются людьми, владеющими данными компетенциями, для принуждения к интеллектуальным усилиям людей, такими компетенциями не владеющими. Обучение высших мыслительных компетенций является затратным по времени, по ментальным и эмоциональным усилиям как учителя, так и ученика — при активном и взаимном их желании и неутрачиваемой на всем протяжении обучения мотивации.

Контрафлексия и контрарефлексия будут использованы как типы мышления в построении сложных теории будущего, а как мыслительные компетенции — в мыследеятельностных практиках бущего.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.