Здавалка
Главная | Обратная связь

Конструктивный подход к реальности



 

Прежде всего, что такое медиареальность как реальность? В современных теориях такие понятия как реальность, действительность, пространство являются широко используемыми, когда необходимо теоретически задать представление об интегрированности некоторой среды на основании некоторого принципа или некоторых принципов. Отсюда способ, которым мы задаем такую интегрированную среду, должен быть если не устоявшимся в некоторой традиции, то хотя бы соотноситься с той или иной традицией.

Существенной проблемой для понимания медиареальности является неустоявшееся представление о самой реальности. Хотя в «Теории виртуальности» (ТВ) автором предложено конструктивное понимание реальности как нормированной структуры бывания, этот способ является основанием пока вне традиции. Реальность есть «некоторый способ различия в конструктивной позиции, всегда потенциально сопоставленный иным способам различия, то есть в конструктивной позиции реальность суть потенциально и иные реальности. Для реальности обычный язык является неадекватным средством выражения. Недопустимо говорить, что иные реальности «всегда есть» или «везде есть», поскольку сами «пространство» и «время» уже являются способами различия некоторой реальности, в которой мы находимся всякий раз, когда пользуемся языком. Адекватно выразить реальность допустимо лишь через «структурное ви́дение» — то есть особым образом развитое мышление и особые специально сконструированные представления. Нормирование реальности в виртуальной онтологии ТВ производится через несколько уровней нормирования структуры как бывания»[76].

Причем в ТВ различается «бытийствование» как истолкование любой реальности в языке и «бывание» как адекватное конструктивное выражение любой реальности в семиозисе. «Бывание» для установления понимания реальности в языке является характеристикой вневременной и внепространственной — «бывает так», «бывает иначе», «бывает вне пространства», «бывает вне времени».

Таким образом, ТВ различает истолковательную онтологическую позицию, где нечто уже есть и истолковывается наличными средствами, как говорит Хайдеггер, подручными или ближайшими, а самой подручной и ближайшей средой истолкования оказывается язык; и конструктивную онтологическую позицию, где нечто еще только должно быть сконструировано, и средства его выражения в процессе конструирования должны быть сконструированы вне языка — в семиозисе.

Сколько бы мы ни истолковывали медиареальность, мы сможем видеть лишь описательные обобщения. Чтобы понять медиареальность сложно, ее нужно сложно конструировать в теории и пытаться затем смотреть, как будет работать такая сложная теория относительно тех или иных проблем и задач. То есть наш подход — лишь в процессе своего сложного теоретического конструирования медиареальность может быть постигнута.

Представление о медиареальности предложил немецкий социолог Никлас Луман в своем докладе в 1994 году и в последовавшей за ним книге «Реальность массмедиа»[77]. Однако подход Лумана в этой книге был скорее морфологическим, нежели структурным. Луман рассматривал, из каких морфологических частей состоит медиареальность (новости/сообщения, реклама и развлечения).

Чтобы понять процесс функционирования медиареальности, нам нужно не столько рассматривать медиареальность морфологически, то есть сквозь технологическую морфологию (газеты, журналы, телевидение, Интернет[78]), знаковую морфологию (техника, символы, слова языка, способы фиксации знаний, товары-деньги), смысло-коммуникационную морфологию (технология, искусство, язык, знания, экономика) или сквозь морфологию коммуникативных средств (новости/сообщения, реклама и развлечения), сколько попытаться теперь изучать этот пока еще конгломерат посредством структурной теории, рассматривающей единую реальность и ее различные слои сообразно их собственным проявлениям и отношениям между ними. Чтобы понять медиареальность, в теории необходимо действовать не морфологически, а структурно.

Иначе говоря, в теории нужно выразить не морфологическое содержание интегративного представления о медиареальности, а то, что можно обнаружить через концептуализацию структур и их отношений, которые допустимо возникли внутри медиареальности независимо от ее морфологического содержания. Теорию медиареальности нужно построить посредством теоретического выражения процесса сложного конструирования этих концептуальных структур и отношений в структурно-континуумной нормативной онтологии.

Медиареальность нужно исследовать не в истолковательной позиции к ней, не относительно того содержания, которое она сама показывает (например, как у Лумана — новости/сообщения, реклама, развлечения), а в конструктивной позиции относительно того, что мы видим в ее онтологии концептуально. Медиареальность конструируется не произвольным образом, а из тех единиц, которые были нами обнаружены в конструктивном онтологическом осмыслении ее происхождения в главе «Как возникает медиареальность?» То есть знаки, смыслы и символы должны быть онтологическими единицами конструирования медиареальности, в то время как коммуникация должна рассматриваться как базовый ее процесс. Так структура конструирования определяется онтологией.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.