Здавалка
Главная | Обратная связь

Подъем и укачивание



Сформируйте группы из семи человек (или 8-9) и встаньте молча в круг. Не следует разговаривать, смеяться и т.п. на протяжении всего эксперимента. Один из участников выходит в центр круга, скрещивает руки на груди и закрывает глаза. (…) Другой человек, меньшей комплекции, встает непосредственно за его спиной, а более сильные люди встают справа и слева от него. Приблизьтесь к человеку в центре, упритесь своими руками в него и поддерживайте его спокойно некоторое время.

Человеку в центре следует максимально расслабиться. (…) Окружающие начинают медленно наклонять его назад и постепенно переводят его в горизонтальное положение, удерживая на своих руках. Человек сзади поддерживает

голову, самые сильные — туловище, а остальные держат бедра и голени. Попытайтесь обеспечить полную и комфортную поддержку и удерживайте тело прямо, не позволяйте какой-нибудь одной части тела опускаться ниже или болтаться конечностям. Затем начинайте медленно раскачивать человека взад и вперед, как если бы вы укачивали ребенка. Когда делаете это, все вместе тихо напевайте что-нибудь. Продолжайте укачивание несколько минут. (…)

Затем, если укачиваемый человек не слишком тяжел для вас, медленно поднимайте как можно выше вверх и покачайте его так еще чуть-чуть (…), а затем не спеша начинайте опускать его на пол. Когда опускаете его, постепенно уменьшайте амплитуду раскачивания. Делайте это так, чтобы в тот момент, когда он окажется у пола, раскачивания стали едва заметными. Параллельно с этим перемещайте свои руки так, чтобы вы могли легко вытащить их, не беспокоя человека, когда его тело окажется на полу. Все это можно делать так мягко, чтЬ человек не заметит, когда его тело окажется лежащим на земле. Осторожно уберите ваши руки и сохраняйте молчание еще некоторое время. Оставьте человека с его переживаниями до тех пор, пока он не захочет открыть глаза. (…)

(Это упражнение может доставить человеку замечательный опыт заботы со стороны других людей, если осуществляется с вниманием и добротой. Это может быть очень волнующим для людей, которые чувствуют одиночество и отдаленность от других. Как вариант вы можете йачать подъем человека из положения лежа на полу.)

 

Групповой массаж

Сформируйте группы из 8-10 человек; как вариант — из 6-7 участников. Один человек ложится на живот. Ведущий встает на колени у изголовья, а остальные располагаются

справа и слева от лежащего. Вся процедура осуществляется молча, сидящий у изголовья координирует действия остальных с помощью жестов. В том, какие следует делать движения при массаже и с какой силой, руководствуются указаниями ведущего. Массажируйте все тело, включая голову, пальцы рук и ступни. Массаж состоит из нескольких этапов примерно по 20 секунд каждый, с интервалом в десять секунд для того, чтобы массажируемый мог спокойно прочувствовать свое тело. Каждый этап включает только какой-нибудь один вид движения рук — трение, хлопки и т.д. Каждый раз начинать следует с незначительных усилий, затем постепенно увеличивать их, а потом также постепенно уменьшать и заканчивать очень легко. Также начальные этапы должны быть в некоторой степени энергичными и возбуждающими, а более поздние — легкими и мягкими. Вот примерная последовательность действий:

1) Похлопывание ладонями вниз.

2) Рубящие движения ребром ладоней.

3) Постукивание кончиками пальцев.

4) Замешивание: пальцы разведите в стороны, затем сведите их вместе, захватывая кожу щепотью, и поднимите.

5) Хождение: изображайте пальцами хождение.

6) Растирание ладонями, движущимися по кругу.

7) Надавливание: очень мягко увеличиваете давление ладонью, держите и затем очень медленно уменьшаете давление.

8) Удары кончиками пальцев, перемещая руки взад-вперед по телу, легко.

9) Надавливание кончиками пальцев. Заканчивайте, постепенно убирая пальцы, начиная с мизинца.

10) Ведущий (только он) размещает два указательных пальца, на расстоянии примерно 30 см друг от друга, где-нибудь на спине. Затем, увеличивая давление одним пальцем, уменьшает давление другим.

После всего сделайте паузу и позвольте лежащему неко-

торое время оставаться в таком положении, получая удовольствие от своих ощущений. (…)

Очень важно, чтобы все делали одно и то же движение одновременно и максимально однообразно, а также одновременно начинали и заканчивали. Следите, что делают другие, и останавливайтесь вместе с ними. Ведущий может перед каждым эпизодом молча показывать движением своих рук, как массажировать дальше.

 

Секреты

Мы храним секреты, потому что воображаем, что, будь мы честными и открытыми, это привело бы к некоторым неприятным последствиям — другие не будут любить нас, получат над нами преимущество, отвергнут нас и т.д. Данный эксперимент дает вам возможность испытать реальность некоторых ваших катастрофических ожиданий, не страдая от последствий. Вы напишете свои секреты на этих бумажных бланках, анонимно, не подписывая их. Я соберу эти бланки, и вы сможете узнать, как люди реагируют на ваши секреты, не зная, чьи они. Вы можете также получить некоторое представление о том, что могут скрывать другие люди. Теперь закройте глаза и вспомните два или три своих самых страшных секрета. Какую информацию о себе вам труднее всего было бы открыть другим людям, что, по-вашему, вас дискредитирует больше всего перед находящимися здесь людьми? (…)

Напишите свои секреты на листочках бумаги, которые я вам дал. Пишите разборчиво и достаточно подробно, чтобы любой читающий точно понял, что вы имеете в виду. Не стоит писать: «Я боюсь людей», нужно написать конкретно, каких людей вы боитесь, в каких ситуациях или при каких обстоятельствах, что вас в них пугает, например: «Я боюсь сильных мужчин, которые могут навредить мне физически».

Пожалуйста, ничего не придумывайте. Либо расскажите о реальном секрете, либо просто напишите, что вы не склонны сообщать о своих тайнах. (…) Если вы закончили, то сверните листок пополам и положите его в центре комнаты. Положив свой листок в общую кучку, перемешайте ее и возвращайтесь на свое место. (…)

Теперь, когда все положили свои записки в одну кучу, пусть каждый человек подойдет к ней и выберет один из листков и сядет на место. (…)

Через минуту один из участников прочитал то, что написано в записке, которую он выбрал, как если бы это был его собственный секрет. Начинайте со слов: «Это мой секрет: Я…» Старайтесь представить себя человеком, написавшим этот секрет, и наблюдайте, можете ли вы выразить что-нибудь больше о том, что вы чувствуете в качестве этого человека с его секретом. Даже если секрет кажется незначимым для вас, учтите, что он был важным для кого-то другого, так что, пожалуйста, отнеситесь к этому с уважением. После того как человек огласит «свой» секрет, пусть остальные в группе скажут, что они чувствуют по отношению к этому человеку, который только что раскрыл «свой» секрет. Не говорите ни о чем, кроме ваших чувственных реакций: «Я чув— -ствую отвращение», «Я удивлен», «Мне это совершенно не интересно» и т.д. Выражайте любые свои реакции на услышанный секрет. Если тот или иной секрет окажется близок вам настолько, что вам кажется, будто это про вас, и вы готовы признать это, пожалуйста, сделайте это. После того как все в группе дадут свои отзывы, следующий участник продолжает и зачитывает доставшийся ему секрет так, будто это его собственная тайна, после чего остальные начинают снова высказываться. (…)

Теперь уделите около десяти минут, чтобы обсудить все, чем вы захотите поделиться, что вы пережили или что обнаружили с помощью этого эксперимента. Что вы чувствовали, когда другой зачитывал ваш секрет и когда другие реагировали на него? Что вы чувствовали, когда слышали секреты других и т.д. (…)

Чтобы столкнуть людей со своими катастрофическими ожиданиями и той частью себя, которая требует, сохранения секретов, попробуйте другое упражнение. Попросите всех вспомнить нечто такое, что они тщательно пытаются скрыть от других людей: (…) Затем каждый участник должен сыграть роль — стать тем человеком, от которого он скрывает свои секреты. Пусть, будучи другим человеком или даже «общественностью», он потоворит с собой. (…) Оставаясь другим человеком, участник должен с разговора «про себя» перейти на шепот, затем на негромкое бормотание. (…) Теперь пусть он позволит своим словам звучать все громче и громче. (…) Следует сознавать все сказанное и свои ощущения и затем поделиться своими переживаниями с остальной группой.

 

Воображаемая глина

У меня в руках большой кусок воображаемой глины. Ей можно придать любую форму, раскатывая ее, сжимая, похлопывая и т.д. Я дам часть этой глины одному человеку из группы и хочу, чтобы этот человек ощутил плотность и дру-. гие качества этой глины с помощью рук и затем в течение двух минут придал этому куску глины некую форму. Сознавайте свои руки, когда они манипулируют этой воображаемой глиной, и посмотрите, какое творение возникает из этих движений. Когда вы закончите, передайте свое создание любому человеку в группе, кому пожелаете. Теперь его очередь создать что-нибудь из глины и передать следующему. Продолжайте это до тех пор, пока каждый не получит по крайней мере одну возможность придать глине свою форму. Выполняйте эксперимент молча. Слушайте и наблюдайте. Есть вопросы? (…) Хорошо. Вот ваша глина. (Используйте язык жестов, передавая глину.) Начинайте. (…)

Теперь молча проанализируйте, что вы сознавали в себе и что отмечали в других людях, когда они лепили из воображаемой глины. Что вы чувствовали, когда получали глину и когда работали с ней? Было вам большей частью «неловко» или вы все-таки действительно добились ощущения глины в своих руках? Пришлось вам размышлять над этим и строить какие-то планы в процессе работы или вы выкинули все из головы и разрешили себе действовать спонтанно, позволяя случиться чему-то самому по себе? Кому вы предпочли отдать свое творение? На что вы обращали внимание в остальных, когда они придавали форму глине? Что создали остальные участники и что вы чувствовали по поводу их произведений? На что был похож творческий процесс у других — какую технику они использовали, какие движения или приемы? Когда один человек передавал свое творение другому, на что было похоже их взаимодействие, что происходило между ними? Было это похоже на вручение подарка или на. передачу чего-то ненужного? Когда человек получал фигуру из глины, всматривался ли он в нее или незамедлительно уничтожал и начинал придавать глине новую форму? Отразите во всех деталях, что происходило в процессе выполнения упражнения, поделитесь друг с другом своим сознава-нием этого эксперимента в течение десяти минут. (…)

 

Скульптор

Теперь объединитесь в пару с другим участником и молча стойте лицом друг к другу, ожидая, пока каждый найдет себе партнера. (…) Теперь пусть более высокий человек в паре станет скульптором, а другой — глиной. Я хочу, чтобы скульптор уделил некоторое время наблюдению за своим партнером и попытался почувствовать его. Обратите внимание, как он держит свое тело, на наклон головы, положение рук и т.д. (…) Не строя никаких планов, осторожно начните изменять его позу, чтобы усилить то, что вы сознаете. Если вы замечаете, что его голова наклонена назад, наклоните ее еще сильнее. Работайте руками так, как если бы вы лепили статую из глины или воска. Я хочу, чтобы человек, из которого формируется скульптура, сознавал свои чувства во время этого моделирования. (…) Продолжайте изменять форму вашей скульптуры до тех пор, пока вы не будете удовлетворены результатом. В процессе работы осматривайте и оценивайте то, что у вас получается, на что это похоже и что выражает. (…)

Теперь встаньте лицом к скульптуре и изобразите своим телом ее точную копию. Я хочу, чтобы вы оба ощутили положение этой скульптуры и то, что она выражает. (…)

Поменяйтесь местами. Теперь второй участник становится скульптором. Наблюдайте некоторое время за своим партнером, почувствуйте его состояние, его настроение и t.jx. (…) Затем, ничего не планируя, мягко начните изменять положение его тела (…), продолжайте до тех пор, пока не будете удовлетворены скульптурой, которую создали. (…) Теперь отойдите в сторону и осмотрите ее, чтобы понять, на что она похожа и что выражает. (…) Затем примите такое же положение, копируя ее. Пусть оба участника прочувствуют состояние этой скульптуры.

Уделите несколько минут, чтобы поделиться своими переживаниями с партнером. Расскажите друг другу, что вы осознали в себе и в своем партнере, когда выполняли инструкцию. (…)

(Когда отдельные скульптуры будут закончены, вы можете продолжить эксперимент, приведя всю группу во взаимодействие друг с другом с целью создать групповую скульптурную композицию или живую картину.)

 

Сбивание в стаю

Для этого упражнения нужна большая группа, как минимум человек десять.

Закройте глаза и встаньте. (…) Войдите в контакт со своим телом и собственными ощущениями, стоя в одиночестве. (…) Что вы ощущаете физически? (…) Отмечайте, если появляются какие-то мысли или образы, и возвращайтесь к своим телесным ощущениям. (…) Теперь отпустите руки вдоль тела и начните медленно продвигаться к центру комнаты. (…) Отдавайте себе отчет в том, что вы чувствуете, какие процессы происходят в вас, когда вы движетесь по направлению к другим. Какие возникают фантазии, какие чувства? (…) Сохраняйте глаза закрытыми и, когда вы встретитесь с остальными в центре комнаты, легко прикасайтесь к людям, как если бы вы были стаей перепелок, ищущих тепла зимой. (…) Затем осторожно и медленно, петляя и путая следы, проделайте путь сквозь толпу в другой ее конец, и со-, знавайте, что вы чувствуете, когда делаете это. (…) Когда вы дойдете до края группы, постойте там немного и отметьте, что вы чувствуете здесь, а затем повернитесь и вновь мягко «проройте» себе ход в этом скоплении людей. (…) Уделите некоторое время, чтобы действительно осознать, что вы переживаете, находясь здесь. (…)

 

Имитационный круг

Для выполнения упражнения понадобится по меньшей мере десять человек.

Каждый должен найти удобную для себя позу. Пусть

каждый участник выберет кого-то одного, находящегося поблизости и справа от него. Неважно, кого вы выберете, важно, что тот не должен знать, что вы его выбрали. (…) Когда я скажу: «Начинайте», пусть каждый станет имитировать человека, которого выбрал. Копируйте позу, выражение лица, движения, звуки и т.д. Имитируйте все, что этот человек делает в течение нескольких минут. Начинайте. (…) Это упражнение не преследует особых целей. Многие участники могут быть озадачены результатом. Это просто разминка, игровая пауза, с помощью которой можно оживить и взбодрить группу, если она долго сидела неподвижно или устала. Попробуйте это.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.