Здавалка
Главная | Обратная связь

Экспериментирование



Потребуется много листов бумаги больших размеров. Подойдите к коробке с пастельными мелками и выберите несколько цветов, которые кажутся вам наиболее приятными. Затем возьмите десять или пятнадцать листов бумаги и сядьте где-нибудь. (…) Я хочу, чтобы вы поэкспериментировали с различными способами наложения цвета на бумагу. Я хочу, чтобы вы сознавали, что вы чувствуете, когда экспериментируете с этими различными способами рисования. Отмечайте, какие способы привлекательны для вас, а какие в меньшей степени кажутся вам удовлетворительными. Теперь представьте, что мелок в вашей руке — это летящая птица. Двигайте рукой, как если бы это была птица, устремляющаяся вниз, чтобы оставить некий след на бумаге. (…) Теперь возьмите мелок другого цвета и представьте, что это муравей, и посмотрите, какого рода следы он оставляет. Используйте один лист до тех пор, пока на нем не останется места, после чего отложите его в сторону и возьмите чистый лист. Меняйте цвета каждый раз, когда меняете способ рисования. (…) Теперь представьте, что пастель — кнут. (…) Затем — что это — бульдозер или экскаватор. (…) Теперь — массажирующая рука. (…) Теперь — мотоцикл. (…) Теперь — лошадь (…), гремучая змея (…), нож (…), язык кошки. (…) Продолжите дальше по собственному усмотрению. Придумайте что-нибудь, что движется, и затем позвольте пастели стать этим и посмотрите, какой след остается на бумаге. (…)

Возьмите чистый лист бумаги и используйте несколько способов рисования, которые вам особенно понравились, в течение следующих двух минут и сознавайте, что вы чувствуете в это время. (…)

Теперь возьмите другой лист и используйте те способы рисования, которые вам понравились меньше всего. Сознавайте, что вы чувствуете, когда рисуете таким образом. (…)

Сейчас посидите спокойно минуту или две и рассмотрите два последних листа бумаги. Сознавайте, что вам нравится и что не нравится в этих разных способах рисования. (…) Как двигались ваши руки в том и другом случае? (…) Что вы чувствовали, когда рисовали на одном листе и на другом, и

как на них выглядит цвет? (…) Можете ли вы назвать какие-нибудь пары противоположностей, которые описывали бы два типа рисования (понравившейся и не понравившийся). Например: медленно — быстро, большой — маленький, тяжелый — легкий и т.д.

Теперь положите свои листы там, где остальные участники группы могут их видеть. По очереди выразите ваше со-знавание процесса рисования, а также что вам понравилось и не понравилось в том и другом случаях. После того как каждый выполнит это, уделите следующие пять-десять минут тому, чтобы сравнить различия и сходства в способах, которыми пользовались члены группы. (…)

 

Движения тела

Для выполнения этого упражнения хорошо было бы иметь большое пространство, в котором можно свободно двигаться, такое, как гимнастический зал. Подойдет любая большая комната с чистым гладким полом. Большая просторная лужайка прекрасно подойдет для этого, если стоит хорошая погода. Наденьте свободную и легкую одежду, ко-, торая не будет стеснять ваших движений. Снимите обувь и носки и лишнюю одежду. Вы должны чувствуете себя удобно и комфортно.

Цель этого упражнения такова: сфокусировать внимание на своем теле и «отпустить» его так, чтобы тело могло жить своей жизнью, действовать самостоятельно, без контроля и инструкций сознания. Когда вы сфокусируете внимание на теле, вы начнете сознавать те его части, которые хотят двигаться. Позвольте этим частям двигаться так, как они того пожелают: порывисто, грациозно, неуклюже, плавно или как-то иначе, как они сочтут подходящим для себя. Движущиеся части вашего тела могут также вовлечь в движение и

остальные части. Некоторые движения могут изменяться и плавно переходить в какие-то другие движения. Когда одни движения исчерпают себя, то могут возникнуть другие, или, возможно, ваше тело может остановиться и замереть на некоторое время. Продолжайте фокусировать свое внимание на теле и позволять ему делать все, что захочется. Двигайтесь как угодно и сколько угодно.

Следующие упражнения более структурированные чем вышеописанное. Кроме того, в некоторых из них я советую использовать музыку, которая еще больше структурирует ситуацию. Такое структурирование предполагает, что большей частью люди должны будут двигаться определенным образом в определенное время. С другой стороны, это, несомненно, препятствует другим способам самовыражения, которые проявились бы при других условиях. Африканский барабан, — превосходное средство стимуляции людей, он побуждает их двигаться и раскрепощаться, но при этом затрудняет медленные и плавные движения.

Хотя музыка полезна, чтобы освободить людей от привычек и комплексов, но также важно исследовать, как вы ограничиваете и подавляете сами себя, какая часть вашего тела напрягается и сдерживается» Убедитесь, что любая музыка, которую вы используете, является возбуждающей и выразительной и в то же время минимально структурированной и соответствует духу эксперимента. Не используйте музыку со словами, потому что это будет навязывать дополнительную структуру. Отсутствие музыки намного предпочтительнее плохой и несоответствующей музыки.

Если группа, с которой вы работаете, неопытная или участники ее зажаты, то в таком случае более приемлемым будет использование большого количества музыки и максимально структурированных упражнений, это поможет начать работу. После того как группа вработается и раскрепостится, предложите им упражнения с меньшей структурой и без музыки, что позволит развить большее самовыражение и самосознавание. Эксперименты с закрытыми глазами чрезвычайно важны для новых или «застенчивых» групп. Это поможет уберечь людей от оценивания собственных движений и от сравнения их с другими. Так как никто не сможет видеть друг друга, это также исключит фантазии о наблюдениях и оценках других людей. Сохранение глаз закрытыми также помогает сфокусировать внимание на теле, на том, что оно чувствует и выражает.

В некоторых экспериментах я даю рекомендации по использованию в них музыки. Когда вы выполняете какие-то из этих экспериментов, вы можете обнаружить, что более походящей для вас или для людей, работающих с вами, будет какая-то другая музыка. Попробуйте использовать различные музыкальные подборки в одних и тех же экспериментах, чтобы увидеть, как они воздействуют, и выбрать то, что найдете наиболее подходящим и эффективным. Если я не привел никаких рекомендаций по поводу музыки в эксперименте, значит, намного более полезными они будут без музыки. Однажды люди становятся свободнее, и эти эксперименты лучше проводить без музыки. Отсутствие внешней структуры обеспечивает большую свободу для самовыражения и самораскрытия.

 

Дыхание телом

Найдите место с достаточным пространством вокруг вас и лягте. Закройте глаза и найдите удобную позу. (…) Уделите некоторое время сознаванию вашего тела. (…) Теперь сфокусируйте ваше внимание на дыхании. (…) Отмечайте все детали вашего дыхания, как воздух без усилий, свободно проникает в ваше тело и затем выходит из него. (…) Почувствуйте, как движется воздух в носу или во рту, опускается в горло, и почувствуйте, как расширяются грудь и живот.

Теперь представьте, что вы дышите другой частью вашего тела. Вообразите, что часть воздуха, который вы вдыхаете, течет в.таз, спускается дальше в ноги и в пальцы на ногах. Представьте, что ваши ноги слегка расширяются, когда вы вдыхаете этот воздух, и немного сжимаются, когда вы выдыхаете. (…) Выполняйте упражнение пару минут. (…)

Теперь некоторое время попробуйте дышать руками и пальцами рук (…) и отмечайте, что вы чувствуете, когда делаете это. (…)

Теперь дышите головой и шеей. (…)

 

Центрирование

Сейчас сосредоточьте свое внимание на нижней части живота, в точке, находящейся на три пальца ниже пупка. Примерно в этой области находится центр, откуда берут начало все ваши движения. Попробуйте медленно выполнить какое-нибудь движение, которое как бы приближало вас к этому центру. Это может быть совершенно любое движение, какое вы сочтете адекватным (…), а теперь сделайте движение «от центра». (…) Продолжайте такое чередование между движением к вашему центру и от него. Следующие несколько минут сознавайте, как вы движетесь и что вы чувствуете, делая это.

 

Сжатие — раскрытие

(Музыкальное сопровождение: Erik Satie, «Angel».) Удерживайте свои глаза закрытыми. Я хочу, чтобы вы усилили те движения, чередование которых олицетворяет собой ваше приближение к внутреннему центру и последующее удаление от него по направлению к миру. Продолжайте делать то, что вы уже делали, но выполняйте это интенсивнее и наблюдайте, что еще вы можете отметить нового в своих ощущениях, когда осуществляете это. (…)

Теперь продолжите переключение между сжатием и раскрытием, но открывайте свои глаза, когда движетесь наружу. Когда вы движетесь наружу, молча направляйте свои движения к другому человеку. Откройтесь этому человеку в некоторой позе, которую чувствуете подходящей, и удерживайте ее несколько секунд. Затем медленно сжимайтесь и закрывайте глаза. Затем снова двигайтесь наружу и открывайте себя кому-нибудь еще и удерживайте это положение некоторое время. Сознавайте, что происходит в этом молчаливом взаимодействии: что вы чувствуете, как вы и другие движетесь, что эти движения, как вам кажется, выражают. (…)

 

Заземление

Встаньте с закрытыми глазами и сознавайте себя в таком положении. (…) Исследуйте все напряжения, которые вы чувствуете, и посмотрите, можете ли вы освободиться от них. (…) Теперь сфокусируйте свое внимание на ступнях и голенях (…) и на контакте ваших стоп с полом. (…) Не передвигая стопы, осознайте, как ваш вес распределен между ними. (…) Приходится ли большая часть вашего веса на пятки или подушечки стоп? (…) На внутреннюю или на наружную сторону ступней приходится большая часть веса? (…) Отметьте любые различия, которые вы ощущаете между правой и левой ступнями. (…) Сознавайте, как ваши ступни контактируют с полом. Принимают ли ваши ступни землю, цепляются за нее, держатся на расстоянии от нее и т.д.? (…) Теперь сознавайте, что чувствуют ваши ноги от ступни до бедра, и отметьте любые различия между ними. (…) Как они

поддерживают верхнюю часть вашего тела и соединяют его со ступнями? (…)

Теперь начните слегка двигать ступнями и голенями и продолжите исследовать ваш контакт с землей во время этого движения. Отмечайте, что чувствуют ваши ступни и голени, когда ваш вес перемещается. (…) Теперь откройте глаза и продолжайте ощущать свои ноги во время медленной ходьбы. (…) Отмечайте, как ваши ступни контактируют с полом и как вы шагаете. (…) Ударяете вы по полу или топаете, шаркаете, скользите и т.д.? (…) Теперь идите с вашей обычной скоростью и продолжайте сознавать свои ноги от ступни до бедра. (…) Теперь идите быстро. (…) Теперь медленно бегите. (…) Теперь сознавайте, как изменяется ваш контакт, когда вы переходите к быстрой ходьбе (…), а затем к ходьбе с вашей обычной скоростью (…), к медленной ходьбе (…) и, наконец, когда вы стоите неподвижно, снова закрыв глаза. (…) Оставайтесь с вашими переживаниями еще некоторое время. (…)

 

По направлению к… — по направлению от…

Закройте глаза и представьте что-нибудь очень для вас привлекательное, нечто такое, к чему вы хотели бы приблизиться. (…) Визуализируйте этот объект максимально четко и сознавайте ваши чувства к нему. В том числе сознавайте, что вы ощущаете на вашем лице. (…) Позвольте своим чувствам медленно течь по направлению к этому объекту и сознавайте, как движется ваше тело и что оно чувствует. Перемещайтесь к привлекательному для вас объекту, а затем уделите некоторое время, чтобы прикоснуться к нему и контактировать с ним так, как вам захочется. (…)

Теперь медленно двигайтесь прочь от этого предмета и

позвольте вашим движениям выразить, как вас по-прежнему тянет назад к нему, хотя вы движетесь от него. (…)

Сейчас остановитесь там, где вы есть, и представьте, что поблизости от вас есть нечто специфическое, что вызывает у вас сильное отвращение, — нечто, от чего вы бы хотели отдалиться. Визуализируйте этот объект очень ясно и сознавайте, что вы чувствуете по отношению к нему. Особенно сознавайте свое лицо. (…) Теперь представьте, как вы медленно удаляетесь прочь от этого предмета, и отмечайте, как при этом движется ваше тело и что оно ощущает в это время. (…)

После этого начните движение по направлению к тому объекту, который вызывает у вас отвращение, и более тщательно исследуйте свои ощущения по отношению к нему. Двигайтесь к нему и сознавайте, что вы чувствуете и как движетесь. (…) Приблизьтесь к объекту вплотную. Когда вы сделаете это, уделите некоторое время, чтобы изучить его и определить, что он собой представляет. (…) Выясните, почему этот объект вызывает у вас отвращение (…), и продолжайте исследовать его, попробуйте найти у него другие свойства и характеристики. (…) Можете ли вы обнаружить в этом предмете что-нибудь позитивное, что можно оценить достаточно высоко, нечто такое, что может оказаться притягательным? (…)-Постарайтесь узнать как можно больше.' (…) Теперь снова начните медленно удаляться и сознавайте, что вы при этом чувствуете и как двигаетесь. (…)

 

Напряжение

Найдите место, где было бы достаточно свободного пространства, и лягте на пол.

Закройте глаза и найдите удобную позу. Сфокусируйте внимание на теле и сознавайте, какие его части находятся в расслабленном состоянии, а какие напряжены и испытывают дискомфорт. (…) Теперь максимально напрягите тело на

несколько секунд — напрягите что есть сил (…), а затем полностью расслабьте. (…) Проделайте это несколько раз, сознавая, что чувствует при этом ваше тело. (…)

 

Кокон

(Музыкальное сопровождение: Debussy, «Reverie», on Laurindo Almeida, «Reverie for Spanish Guitars». Музыка понадобится на этапе раскрытия кокона.)

Найдите удобную позу, которую можно было бы назвать закрытой, в которой вы чувствуете себя защищенным от мира. (…) Закройте глаза и не открывайте, пока я не попрошу об этом. Представьте, что вы в коконе, окруженный мягкой, прочной оболочкой, которая защищает вас. (…) Уделите некоторое время для исследования вашего существования внутри кокона. (…) Обнаружьте, на что похож этот кокон и как вы чувствуете себя «здесь». (…) Оцените, сколько пространства есть у вас в коконе и какие движения вы можете совершать, находясь внутри его. (…)

Теперь медленно раскрывайте ваш кокон. (…) Найдите выход из защитной оболочки и сознавайте, что вы чувствуете, когда выходите в мир. (…) Когда вы выйдете, потянитесь, постарайтесь максимально вьгошуть тело. (…) Когда вы тянетесь, позвольте этому движению выразиться в каком-нибудь звуке. (…) Теперь сосредоточьтесь на этом звуке и позвольте ему перетечь обратно в движение. (…) Исследуйте все возможные способы растяжения вашего тела. (…)

 

Гравитация

Продолжайте потягиваться и двигаться так, как вам хочется, как угодно, с закрытыми глазами. Сфокусируйте внимание на ощущении гравитации. (…) Почувствуйте силу тяжести, притягивающую вас и держащую вас у земли, и то, как эта сила действует на ваше тело. (…) Почувствуйте, как все ваше тело реагирует на притяжение, когда вы двигаетесь или изменяете позу. (…)

Теперь представьте, что сила притяжения начинает уве-4 личиваться, она удваивается или даже утраивается. Вы стали очень тяжелым, и каждое движение вам дается с большим трудом, приходится прилагать неимоверные усилия. (…) Сознавайте, как вы движетесь под действием такой большой силы, что вы чувствуете. (…) Теперь медленно придайте телу вертикальное положение, преодолевая колоссальную силу (…), и затем снова опуститесь вниз, чтобы отдохнуть на земле. (…)

Вообразите, что притяжение уменьшилось почти до половины обычного, так что ваше тело стало очень легким, а движения — воздушными и непринужденными. (…) Сознавайте, как вы движетесь и что вы чувствуете при такой сла^-бой гравитации. (…) Теперь откройте глаза и продолжайте двигаться так, как вам хочется. (…) Отметьте, чувствуете ли вы желание продолжать двигаться самостоятельно, или вы хотели бы взаимодействовать с остальными. (…)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.