Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 1. Вводная часть. Основные требования к проведению



Атрибуция и экспертиза музейных экспонатов

Учебное пособие для студентов,

обучающихся по направлениям подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

 

 

Челябинск, 2014

 


УДК 069

ББК 79.1

А 92

 

 

Утверждено на заседании кафедры документоведения и музееведения, протокол № 2 от 29.10.2014

 

Автор: А. В. Лушникова, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой туризма и музееведения

Рецензент: Н.А. Вахрушева, канд. пед. наук, доцент, директор «Музейного комплекса» Челябинского государственного педагогического университета

 

 

А92 Атрибуция и экспертиза музейных экспонатов: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, квалификация (степень) «бакалавр», / А.В.Лушникова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2014. – 311 с.

 

 

В учебном пособии представлены материалы по определению дефиниций и методике проведения атрибуции и экспертизы ценности музейных предметов; предлагаются материалы по атрибуции наиболее распространенных в музейном хранении материалов и предметного ряда. Материалы предназначены для подготовки бакалавров по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», но могут быть использованы и как материал при подготовке студентов гуманитарного направления.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Челябинской государственной академии культуры и искусств

 

 

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2014


Оглавление

 

Введение  
Раздел 1. Вводная часть. Основные требования к проведению атрибуции и экспертизы музейных экспонатов  
Тема 1. История становления методологии атрибуции и экспертизы. Место атрибуции и экспертизы в современной музейной работе. Атрибуция и экспертиза в условиях антикварного рынка Вопросы для контрольной проверки Темы для рефератов  
Тема 2. Основные этапы изучения памятника Вопросы для контрольной проверки Темы для рефератов  
Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства  
Тема 3. История и технология керамики. История, технико-технологические и художественные особенности русской керамики. Атрибуция и экспертиза произведений из керамики Вопросы для контрольной проверки  
Тема 4. История и технология стекла и хрусталя. История, технико-технологические и художественные особенности русского стекла и хрусталя. Атрибуция и экспертиза произведений из стекла и хрусталя Вопросы для контрольной проверки  
Тема 5. История и технико-технологические особенности производства художественных предметов из металлов и сплавов. История, технико-технологические и эстетические особенности художественного металла. Технико-технологические и стилистические особенности серебра и золота. Атрибуция и экспертиза произведений из металлов и сплавов Вопросы для контрольной проверки  
Тема 6. История, технико-технологические и эстетические особенности драгоценных и поделочных камней. Атрибуция и экспертиза изделий из драгоценных и поделочных камней Вопросы для контрольной проверки  
Тема 7. История и технология производства мебели. История, технико-технологические и художественные особенности мебели XVII – начала ХХ в. Атрибуция и экспертиза предметов мебели Вопросы для контрольной проверки  
Раздел 3. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов из тканей, бумаги  
Тема 8. История бумаги и книги. Атрибуция и экспертиза документов и антикварной книги Вопросы для контрольной проверки  
Тема 9. История и технология производства тканей. История тканей в России. Атрибуция и экспертиза тканей Вопросы для контрольной проверки  
Список использованной литературы  

 

Введение

Основа основ музея как социального института – сохранение памяти о земной цивилизации через подлинность предметного ряда, только на основании которого и может быть определена объективная оценка развития общества. Уже первые этапы формирования коллекционных собраний в государствах Древнего мира и Античности предлагали технологии получения информационной объективности через предоставление статуса вотивности предметам, подвергавшимся философскому осмыслению. Понимая о невозможности «вечного» хранения вещевых памятников и объектов природной среды, ученые древности документировали полученную информацию, предлагали как точное фиксирование данных, так и интерпретацию этих данных со ссылкой на предмет, автора интерпретации, возможности проблемной оценки. Развитие музейного дела сконцентрировало данные направления в требованиях тезаврирования музейных коллекций, одними из главных составляющих которого является – атрибуция и интерпретация информационных и эмоциональных свойств предметов объективного мира. Современная организация музейных собраний включает как обязательные элементы не только определение номинальных характеристик конкретного предмета, но и предлагает как обязательные характеристики включение в признанные современным знанием системы классификации. Фактически за атрибуцией музейных предметов закрепляется статус научной составляющей – т.е. подлинность предмета становится важной не сама по себе, а как обязательная составляющая научного понимания и интерпретации современного общества.

Классификация и систематизация музейных предметов на типы, виды, группы в соответствии с их свойствами рассматривается на основе атрибуции и интерпретации информационных и эмоциональных свойств предметов, через определение их физических свойств, функций, истории происхождения предметов с целью выявления значимости предмета с точки зрения его возможностей по документированию и длительному сохранению информации. Атрибуция и экспертиза ценности музейных предметов начинается уже на стадии выявления в среде обитания и отбора, продолжается в процессе комплектования музейного собрания и дальнейшей учетно-хранительской деятельности.

Тем не менее, процедуры атрибуции и экспертизы ценности могут касаться не только музейных собраний. Современное общество активно включено в процессы коллекционирования (как личного, так и корпоративного) предметов материальной культуры. Главным в изучении истории материальной культуры является понимание подлинности, аутентичности предметного ряда и нематериальных свидетельств прошлого. Установление подлинности в научной транскрипции и определяется как атрибуция. Атрибуция (от лат. Attributio – приписывание) – механизм изучения предмета, субъекта, явления, процесса, отвечающий на вопросы: что, кто, когда, где. Атрибуция (в рамках музейной деятельности и областях, связанных с предметами старины и антикварным рынком) определяется как процедура, позволяющая определить время создания объекта и его авторство. Определение дефиниции атрибуция существует в нескольких ипостасях:

· Атрибуция – выявление названия, назначения, авторства, времени создания, формы (внутренняя атрибуция)

· Атрибуция – история предмета, история происхождения, бытования, т. е. информация «вокруг» предмета, т.е. косвенная информация (внешняя атрибуция)

Атрибуция сегодня воспринимается и как визуальная экспертиза по видимым и обычно значимым принципам, которые определяются самим предметным рядом, но состоит, как правило, из двух составляющих: определение более или менее точного места объекта в пространственно-временной среде и экспертиза идеологической, эстетической, культурно-исторической и др. ценности предмета в ряду подобных.

Музейная атрибуция – описание предмета музейного значения по определенным, установленным правилами параметрам – признакам предмета. Основные требования – отметить характерные особенности и детали без личностно-эмоционального отношения составителя, так описать предмет, чтобы его можно было бы представить.

Результаты атрибуции, так же как и систематизации, классификации, позволяют провести критический анализ, дать интерпретацию музейных предметов. Интерпретация позволяет судить о подлинности, достоверности, репрезентативности данного предмета или коллекции, определить объем содержащейся в предмете или коллекции семантической информации, возможности использования этой информации различными профильными дисциплинами, а также присущие предмету или коллекции свойства: способность сохраняться длительно, аттрактивность, коммуникативность, экспрессивность, принадлежность к уникальным или типовым предметам и т.п., т.е. определить музейную ценность данного предмета, коллекции (как в целом, так и отдельных ее предметов).

Столь обширные требования к работе с подлинными свидетелями истории и сформировали необходимость выделения как самостоятельной дисциплины курса «Атрибуция и экспертиза музейных экспонатов», целью которого стало познакомить студентов с существующими методологическими приемами научной атрибуции и экспертизы музейных предметов в их взаимосвязи с историей искусства и материальной культуры; сформировать первоначальные практические навыки атрибуции и экспертизы; обосновать критерии выбора и применения дифференцированного подхода к различным видам памятников в зависимости от материала, технико-технологических особенностей его изготовления и декорирования.


Раздел 1. Вводная часть. Основные требования к проведению







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.