Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 4 страница



При атрибуции предметов из керамики эксперты должны обращать и внимание на предназначение предмета. Большинство изделий имеют практическую цель. Например первые изделии играли вотивную роль, использовались при погребениях, использовались в виде кубков наградных (Греция), освещения жилищ (светильники), оформление жилища. Расширение бытовых функций отражается в наборе предметов из керамики как на конвейере времени: хранение жидкостей, посуда столовая посуда, чайные и кофейные сервизы и др. Сложность в атрибуции предметов из керамики и фарфора заключается в том, что на первых образцах не ставились клейма и другие пометы мастера или страны. Китайцы начинают маркировать свои изделия иероглифами. В начале 18 в. клеймо начинают использовать и на фарфоровых мануфактурах. Сначала подражали китайским мастерам. Но в 1723 г. уже ставят на мейсоновской мануфактуре буквы «К.Р.М.». Марки могут прорисовываться (надглазурная, подглазурная), процарапываться по необожженному образцу. Клейма позволяют уточнять датировку изделий, т.к. существуют каталоги клейм китайского, восточного, европейского, русского, советского фарфора.

По мнению отдельных исследователей (И.Е. Ломидзе) на данный момент существует лишь один метод атрибуции фарфора (и стекла в том числе) – это знаточеский подход. Чтобы сделать такую атрибуцию, специалисту необходимо обладать эрудицией и хорошей зрительной памятью, что в современных условиях заставляет задуматься о создании многопрофильной информационной базы. Атрибуция этого материала была бы значительно упрощена при наличии эталонов, составляющих специальную таблицу. Основной вид исследования фарфора и стекла - художественно-стилистический метод, позволяющий показать особенности пластической и живописной композиции материала. Функционально-типологический анализ, выявляющий функциональный характер предмета.

При исследовании фарфора нужно учитывать такие технологические параметры, как: состав керамической массы, цвет черепка, тональность и качество глазури, наличие крытья, характер декора, вид живописи (скульптурный, живописный), роспись (однотонная, полихромная, надглазурная, подглазурная). Фабричную марку, клеймо или авторскую подпись. Их тип, технология нанесения (краской, подглазурно, надглазурно, в "тесте" и т.д.), цвет – важные звенья атрибуции. Впрочем, при уровне современных технологий в этой области подделки неизбежны.

Вопросы для контрольной проверки

1. Раскрыть понятие «керамика»

2. Дать определение различным керамическим массам: гончарная керамика, терракота, майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор

3. Особености технологических процедур и способов производства керамически

4. История мировых керамических и фарфоровых центров

5. Раскрыть историю русской керамики IX – начала XVII в.

6. Русская керамика XVII – начала ХХ в.

7. Технологические и художественно-стилистические особенности русской керамики в контексте развития культуры и искусства

8. Дать характеристику ведущих фарфоровых предприятий России

9. Агитационный фарфор

10. Описать технологический цикл производства изделий из керамики, майолики, фаянса

11. Особенности методики атрибуции и экспертизы керамики


Тема 4. История и технология стекла и хрусталя. История, технико-технологические и художественные особенности русского стекла и хрусталя. Атрибуция и экспертиза произведений из стекла и хрусталя

Пленное красное дерево частной квартиры в Риме.

Под потолком – пыльный хрустальный остров.

Иосиф Бродский Римские элегии.

Стекло – это материал, получаемый при остывании неметаллических расплавов в виде аморфного, хрупкого и в той или иной степени прозрачного тела. Составы стекла достаточно разнообразны. Для стекольного производства большее значение имеют кислородные соединения (окислы) кремния, алюминия, бора, фосфора, натрия, калия, магния, кальция, бария, свинца и цинка.

В соответствии с назначением известны различные виды стекла – оконное, посудное, тарное, химико-лабораторное, термометрическое, жаростойкое, строительное, оптическое, техническое и др. Художественные изделия из стекла классифицируют по назначению, материалу, способу изготовления, размерам, предприятиям-изготовителям.

По назначению изделия из стекла подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. К первой группе относят: предметы домашнего обихода – вазы для фруктов, конфет, салатницы, графины, фужеры, рюмки, приборы для чая, столовые комплекты, наборы различных предметов; принадлежности для курения – пепельницы; предметы туалета – настольные пудреницы, пульверизаторы. В группу изделий декоративного характера входят: предметы оформления интерьера – вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно; украшения – запонки, бусы, броши и др. К группе сувениров относят: плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры.

По материалу различают художественные стеклянные изделия из обычного (известково-натриевого), хрустального (с добавлением оксида свинца) и сульфидно-цинкового стекла.

По размерам изделия из стекла подразделяют на крупные (вазы для цветов высотой более 250 мм, графины вместимостью более 500 мм3, крюшонницы, салатницы диаметром более 150 мм и т.д.), средние (бокалы, вазы для цветов высотой до 250 мм, фужеры, сахарницы диаметром до 150 мм, тарелки и блюда диаметром до 150 мм и др.), мелкие (блюдца для варенья, бокальчики, стаканчики, подставки для ножей, солонки и др.).

Одним из важнейших свойств стекла является прозрачность. В литературе также выделяют бесцветное и цветное стекло. Бесцветное – это прозрачное неокрашенное стекло.

Существуют химические и физические способы обесцвечивания стекла. При химическом – в шихту вводят окислители – нитраты щелочных металлов, диоксид церия, оксид мышьяка и оксид сурьмы. Химически обесцвеченное стекло лишь слегка окрашено в желтовато-зеленоватый цвет, но обладает хорошим светопропусканием. При физическом обесцвечивании в состав стекла вводят «красители», т.е. ионы, которые окрашивают его в дополнительные тона к окраске, создаваемой ионами железа, – это оксиды никеля, кобальта, редкоземельных элементов, а также селен. Диоксид марганца обладает свойствами как химического, так и физического обесцвечивания. В результате двойного поглощения света стекло становится бесцветным, но его светопропускание понижается. Таким образом, следует различать светопрозрачные и обесцвеченные стекла, поскольку эти понятия различны.

Стекло цветное – это стекла, окрашиваемые в процессе варки или отжига окислами различных металлов (меди, железа, марганца, хрома, кобальта, кадмия, золота, серебра, которые вводят в шихту). Кроме ювелирный цветных и рубиновых стекол в художественном стеклоделии используются берилловые, дымчатые, кобальтовые, кадмиевые, лазуритовые, малахитовые, урановые, черные и др. стекла. Известно более 1000 цветов и оттенков цветного стекла. Так, золото и медь при коллоидном распределении окрашивают стекло в красный цвет. Такие стекла называют золотым и медным рубином соответственно. Серебро в коллоидном состоянии окрашивает стекло в желтый цвет. Хорошим красителем является селен. В коллоидном состоянии он окрашивает стекло в розовый цвет, а в виде определенных соединений – в красный. Такое стекло называют селеновым рубином. При окраске оксидами металлов цвет стекла зависит от его состава и от количества оксида-красителя. Например, оксид кобальта в малых количествах дает голубое стекло, а в больших – фиолетово-синее с красноватым оттенком. Оксид меди в натрий-кальциевом стекле дает голубой цвет, а в калиево-цинковом – зеленый. Оксид марганца в натрий-кальциевом стекле дает красно-фиолетовую окраску, а в калиево-цинковом – сине-фиолетовую. Оксид свинца усиливает цвет стекла и придает цвету яркие оттенки.

К цветным стеклам относят и бутылочное. Бутылочное стекло низкого сорта, как правило, имеет окраску, которая зависит от присутствия в нем ионов железа. Стекольное сырье трудно очищается от железа и поэтому в дешевых сортах оно всегда присутствует. Ионы железа могут давать желтые, красные, голубые, синие и фиолетовые оттенки, зеленые оттенки.

Однако в ряде случаев прозрачному цветному и бесцветному стеклу специально придают непрозрачность путем его «глушения». Это процесс, в результате которого стекло становится непрозрачным (глушенное, опаковое, запеченное). Вещества, способствующие помутнению стекла, называют глушителями. Глушение происходит вследствие распределения по всей масс се стекла мельчайших кристаллических частиц. В прошлом в качестве глушителей стекла использовали костяную муку (фосфат кальция), а также оксиды олова, мышьяка и сурьмы. В настоящее время для этой цели применяют криолит, плавиковый шпат и другие фторидные соединения.

Сильно заглушенное стекло (белого цвета) называют молочным. Для его изготовления чаще всего используют криолит. Молочное стекло используют главным образом для изготовления осветительной арматуры. Несмотря на то, что возраст стеклоделия оценивается в 6 тыс. лет, прозрачное и бесцветное стекло люди научились варить лишь на пороге новой эры. До этого производилось непрозрачное окрашенное в различные тона стекло и из него изготавливались главным образом мелкие изделия: бусы, браслеты, пуговицы, кольца, печатки, шахматные фигуры и др.

Изготовление стекла в целом состоит из двух циклов: технология стекломассы и технология стеклоизделий.

Исходными компонентами шихты, из которой и получается при определенных операциях (плавление, остывание, выдувание) стекло, являются кварцевый песок, сода и известь. Эта стекольная масса составляет до 90% всего получаемого в мире стекла. Включение в шихту всевозможных добавок определяет специфические свойства стекла (вязкость, преломление, мягкость, растворимость и стойкость к химическим растворителям). Стекловарение требует температуру от 1400 до 2000 градусов, что, конечно же, не было доступно для древних культур. Тем не менее, стекло было известно уже в Древнем Египте.

Процесс варки стеклоделы делят на три стадии: провар шихты, осветление (удаление «мошки» и «свилей»), студка – осторожное охлаждение. Мошкой стеклоделы называют мелкие пузырьки газа, распределенные по всей массе стекла. Ее удаление из жидкой массы производят «бурлением» при помощи деревянной чурки или обыкновенного сырого картофеля. Помещенные в жидкое стекло, они дают обильное выделение газов, которые и очищают от мошки всю массу. Ее наличие в изделиях считается браком. Мошка особенно недопустима в оптических стеклах. Стекольным свилем называют нитеобразные потоки, подобные тем, которые можно наблюдать в процессе растворения сахара в воде при медленном перемешивании. Свиль – это видимая граница двух соседних участков стекольной массы. Наличие свилей свидетельствует о плохой перемешанности стекольной массы при варке, т.е. о его низком качестве. Охлаждение стекла, а точнее изделия из него проводят медленно, чтобы избежать в нем напряжений. Поскольку внутренние части при охлаждении сжимаются, а наружные уже не уменьшаются в размере, в них возникают высокие поверхностные сжимающие напряжения. Внутренние слои, наоборот, испытывают высокие растягивающие напряжения. Такое стеклянное тело называют «закаленным». Закаленное стекло обладает высокой механической прочностью. Однако у него есть и недостатки. При нарушении поверхностного слоя (например, нанесение царапины), т.е. при нарушении сжимающих и растягивающих сил, закаленное стекло разлетается вдребезги. При медленном охлаждении стеклянного тела, растягивающие и сжимающие напряжения, не возникают. Такое стекло называют «отожженным». Мелкие изделия, например столовая посуда, отжигаются (охлаждаются) в течение нескольких часов. Крупные и сложные технические изделия, например линзы астрономических объективов диаметра 1 м и более, отжигаются в течение нескольких месяцев.

Процесс изготовления художественных изделий из стекла, при простоте и доступности материала, сложен. Начинается его производство с приготовления шихты. Шихта – смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция в производстве стекла. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 7000 до 14500-14800 С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка или формование, изделий различными методами. Существует несколько способов формования художественных стеклянных изделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье. После формования изделия обжигают (выдерживают в печах при 5300-5800 С) и медленно охлаждают для повышения их термической и механической устойчивости, затем обрабатывают (обрезают верхушки изделий, примыкающие к выдувной трубке, выравнивают шлифовкой края, донья, горловину) и украшают. Украшения наносят на горячее изделие или на готовое изделие. Традиционные ручные приемы горячей формовки и обработки стекла от первой до последней стадии непосредственно у стеклодувной печи (в гутах) называют гутной техникой. Для гутной техники наиболее характерны приемы свободного выдувания и лепной декор. Но могут использоваться техники рифления и кракле при горячем способе декорирования изделий.

Выдувание может быть механизированным, вакуум-выдувным, ручным в формах и свободным. Первые два способа применяют чаще всего при выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной трубки позволяет создавать изделия, характеризующие мастерство каждого исполнителя. Свободное выдувание, или гутная (иногда называют гутенская) техника, заключается в свободном формовании изделия без формы. Мастер, набрав на кончик трубки искрящийся шарик стекла, быстро раздувает этот набор в шар, вращает «баночку», периодически подправляет шар деревянными брусками, перекидывает трубку то в одну, то в другую руку, одновременно беспрестанно вращая ее. Набранная в трубку стекломасса носит еще название «набор» или «баночка» принимает те формы, которые мастер задумал. Полученный предмет снимают с трубки и помещают на «понтий» (железный стержень), чтобы обработать изделие: раскрыть верх или раскатать нижнюю часть для получения соответствующего изделия. Изделия, выполненные гутенской техникой, отличаются неповторимостью. Как бы ни старался мастер в точности выполнить образец по эскизу художника, отклонения неминуемы. Поскольку у каждого исполнителя «свой глаз», «своя рука», вращающая трубку с набором, и, наконец, своя фантазия, во время работы у него возникают свои представления о создаваемом предмете. Отличительными признаками выдувных изделий являются небольшая толщина стенок изделия, высокая прозрачность, более сложные разнообразные формы.

Прессовыдувание характеризуется тем, что формование изделий проходит две стадии: сначала их формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде - воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными, имеют рельефные украшения. Центробежное литье осуществляется под действием центробежных сил.

Моллирование – одна из технологий создания изделий из стекла. Это отливка в огнеупорных формах под воздействием собственного веса стекломассы. Она включает 12 операций. С любого изделия снимают рабочую гипсовую форму-негатив, в которую заливают воск/парафин. После обработки на восковую модель намазывают глину – воск выплавляют, а глину отжигают. Ее заливают стекломассой или загружают кусками холодного стекла, затем нагревают в печи до температуры моллирования. Стекло отжигается, отсужается и извлекается из формы (одноразовой), поверхность обрабатывают и глянцуют.

Гравировка – это холодное декорирование стекла линейным рельефным узором механическим или химическим методом при помощи дисков, алмазных стеклорезов, буров, травлением плавиковой кислотой или гильошированием (машинный способ). В зависимости от техники нанесения гравировка может быть резцовой, матовой (широкая полоса орнамента), кислотной (размытое изображение), гильоше (сложный геометрический орнамент, напоминающий муаровый перелив), цирковка (гравированный узор агатовым карандашом по золоченому фону).

Резьба при производстве стекольных изделий рассматривается как разновидность нанесения глубокого рельефа на толстостенные стекольные изделия. В русском стеклоделии используют трехгранно-выемчатую, напоминающую резьбу по дереву.

Гранение (шлифовка) придает стеклянным и хрустальным изделиям грани, передающие игру света. Гранение включает несколько операций – обдирку, дистировку, полировку (шлифовку). Различают алмазную грань (с острым краем) и широкую грань (крупные прямые и изогнутые грани).

Роспись по стеклу повторяет любые техники росписи, в частности по фарфору. Существует несколько видов росписи: аэрограф, гризайль (однотонная роспись), деколь, шелкография, штамповка, печать, кистевая роспись.

К украшениям, наносимым на горячее изделие, относят: нацвет, сульфидное стекло, атласное стекло, ирризацию, кракле, цветную насыпь, украшение стеклонитью:

· Нацвет – это украшение из цветного стекла, нанесенное на поверхность бесцветного стекла.

· Сульфидное стекло – это получение мраморовидных и опаловых полос различных цветовых оттенков.

· Атласное стекло – сочетание молочного и цветного стекла с помощью форм, имеющих выступы и углубления разного размера.

· Иризация – обработка изделий в горячем виде парами солей олова или серебра с добавлением соединений стронция, которые образуют на поверхности тонкую переливающуюся разнообразными цветами пленку.

· Кракле (украшение «под мороз») – образование в бесцветной или цветной стекломассе беспорядочной сетки тонких трещин. Цветная насыпь – разноцветные наплывы по фону бесцветного или цветного стекла.

· Украшения стеклонитью – цветные нити и полосы, которые размещаются на поверхности или внутри стекломассы в виде узора произвольной формы, спирали, параллельных полос и т. д.

Декорирование готовых изделий выполняют механическим способом (например, гравировки), химическим (травлением), живописью, металлическими пленками, люстровыми красками и др. Гравировка – матовый узор, отличающийся разнообразием рисунков с мелкими контурными деталями, выполняется с помощью медных дисков различного диаметра и абразивной массы. Травление – нанесение узора с помощью смесей растворов плавиковой и серной кислот, способных растворять стекло. Существует несколько видов травления: простое – изделия покрывают мастикой (содержащей парафин, воск и пр.), затем наносят с помощью машин иглами узор, затем – травильную смесь на 15-20 мин и промывают водой (характерными узорами такого травления являются кольца, спирали, зигзаги); пантографное – позволяет получать более сложные орнаменты на изделиях из стекла; глубокое – производится на изделиях из толстого стекла, этим способом можно создавать сложные высокохудожественные рисунки. Живопись – создание рисунка с помощью кисти и трафарета силикатными красками с последующим обжигом при температуре 5500 С. Украшение металлической пленкой – нанесение на бесцветное и цветное стекло по матированной и травленой рельефной поверхности жидкого (12%) или порошкового золота. Золото наносят на изделие кисточкой тонким ровным слоем, затем изделие подсушивают и обжигают. Украшение люстровыми красками – нанесение люстровых красок на бесцветное и цветное стекло пульверизатором или кистью с последующим обжигом для получения на поверхности изделия блестящей металлической пленки. Украшение люстровыми красками позволяет получать различную окраску изделий из стекла: оранжевую, желтую, голубую, розово-сиреневую и т. д. Алмазная грань – узорчатая резьба на изделиях из стекла, которую наносят с помощью шлифовальных кругов с последующей полировкой. Рисунки алмазной грани разнообразны: многогранники, звезды, лучи, а также сюжеты, полученные сочетанием мелких и глубоких граней. Налепы – нанесение на готовое, обычно выполненное в гутной технике, изделие жидкого стекла (в виде капельки) с последующим выдуванием его для образования нужной формы: шарика, гривы коня, гребня петуха и т. д. Для отдельных видов художественных стеклянных изделий применяют комбинацию различных украшений: люстровыми красками и золотом, стеклянной крошкой и золотом, алмазной гранью и пескоструйной обработкой и др.

Хрусталь – это силикатное стекло, содержащее различное количество оксида свинца. Часто на маркировке изделия указывается содержание свинца. Чем больше его количество, тем выше качество хрусталя. Хрусталь характеризуется высокой прозрачностью, хорошим блеском и большой плотностью. Изделия из хрусталя в руке чувствуются по массе. Строго говоря, хрусталем можно называть свинцово-калиевое стекло.

Хрусталь изобрёл англичанин Георг Равенскрофт в XVII веке. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, позднее было изобретено «алмазное стекло», собственно хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для химической реакции - так появился хрусталь. Своё окончательное название изобретение получило за удивительное сходство с кварцем (горным хрусталём). Но активное производство «алмазного стекла» начала вовсе не Англия, а Франция – мануфактура «Вонеш-Баккара», сделавшая хрусталь достоянием всего мира. В нашей стране наибольшей популярностью пользуются сувениры и посуда из хрусталя, выпускаемые в городе с говорящим названием Гусь-Хрустальный. Изделия из хрусталя может производиться четырьмя методами: выдуванием, прессованием, прессовыдуванием или центробежным литьём. Выдувание – наиболее надёжный способ, так как в результате его формируется цельное, монолитное изделие, а не части, которые потом ещё надо будет соединять. Выдувание тоже бывает разным: механизированным, вакуум-выдувным, ручным и свободным. Наиболее ценны сувениры и посуда из хрусталя, полученные ручным методом выдувания, то есть с помощью стеклодувной трубки. Свободный способ выдувания (гутенская техника) представляет собой создание хрустального изделия без отчётливой формы. Продукция, полученная таким методом, всегда уникальна. Вся хрустальная посуда и сувениры, произведённые выдувным способом, характеризуются тонкостью стенок, особой прозрачностью, необычностью и неповторимостью форм.

Поскольку хрусталь – это изначально очень мягкий материал, вся хрустальная посуда, как правило, подвергается алмазной огранке. Сначала изделия обрабатываются посредством крутящихся кругов искусственного алмаза, затем полируются кислотами. Известны четыре способа обработки хрустальных бокалов, ваз и сувениров: гравировка, огранка, шлифовка, резьба. В наше время особым спросом пользуется цветной хрусталь. Для получения окрашенной хрустальной посуды во время её производства применяются разнообразные добавки: кадмий или соединения золота – для получения красного оттенка; кремний – для получения розового хрусталя; кобальт – для синего; окись медь – для приобретения хрусталём зелёного цвета; окислы марганца – для фиолетового. Цветным хрусталем славятся мастера города Севр во Франции – жемчужно-серый, аметистовый и голубой хрусталь. Ассортимент посуды из хрусталя не так уж разнообразен. Из этого материала в основном изготавливают всевозможные вазочки и розетки, кувшины с крышками, конфетницы и фруктовницы, вазы для пирожных и тортов, креманки на ножках, блюда, сахарницы, компотницы, селёдочницы, салатницы, приборы для специй, пепельницы, салфетницы и т.п. Наиболее распространённой продукцией из хрусталя является посуда для напитков. Хрустальные бокалы, фужеры, рюмки и стаканы применяются в самых элитных ресторанах для подачи дорогих вин.

Первобытному человеку было известно естественное стекло – наконечник стрел, ножи и т.д. изготавливалось из вулканического стекла (обсидиана). Возникновение стекловарения, по-видимому, было связано с развитием гончарного производства. И это было случайным открытием – при сильном пожаре, когда естественным путем была создана большая температура – произошло соединение кварцевого песка или кремния с золой. Так появилось первое стекло. Первая техника стекловарения была несовершенной, если не сказать примитивной – высоких температур достигнуть не могли, поэтому плавку осуществляли в небольших глиняных тигельках – стекло получалось непроваренным, непрозрачным и, конечно же, в малых количествах. Чтобы придать внешнюю привлекательность добавляли всевозможные красители, пытаясь придать эффект драгоценного камня. Формовка изделий осуществлялась приемами ручной лепки или технология керамики – навивание стекольной массы на ветки, покрытые песком и глиной. Ассортимент был ограничен, исходя их несовершенства техники – мелкие туалетные украшения, бусы, серьги, браслеты, застежки, амулеты, флакончики для ароматических веществ и др.

Переворот в стеклоделии был вызван на рубеже нашей эры изобретением метода выдувания полых стеклянных изделий. К этому времени техника стекловарения была усовершенствована, стекло получалось чистым и прозрачным. Кроме этого изобрели выдувательную трубку – простейшее приспособление, которое позволяло достигать изготовления предметов высочайшей сложности. Первыми овладели искусством выдувания мастера Древнего Рима. Открытие способа выдувания стекла положило начало длительному периоду развития стеклоделия, вплоть до начала 20 века, характеризующимся единством технологических приемов. Характер продукции оставался в этот период был достаточно стабилен полые сосуды, вазы, кубки, бокалы, блюда, туалетные флаконы, осветительные приборы. С точки зрения стиля эта достаточно однообразная продукция получала особенности развития искусства и народного творчества в отдельных странах.

Считают, что метод выдувания, так же как и способ варки прозрачного стекла, был открыт в период смены летоисчисления. Поводов для его открытия было предостаточно. Для получения высоких температур в металлургии был уже известен способ дутья. При варке стекла, требующей также высоких температур, дутье, в частности, проводилось при помощи легких человека. Для этого использовались длинные и полые тростниковые трубки, конец которых обмазывался глиной. Последнее было необходимо для того, чтобы трубка не загоралась. Таким образом, для открытия метода выдувания стеклянных изделий были созданы все предпосылки. Нужен был только случай, когда конец трубки прикоснется к жидкой стекольной массе. Если это произошло, то, продолжая дуть в трубку, человек должен получить что-то похожее на пузырь. Следующим шагом было помещение выдуваемого «пузыря» в деревянную форму, и полое стеклянное изделие почти готово. Как здесь не вспомнить хорошо известное изречение, что «все гениальное просто». Вероятно, метод выдувания изделий из стекла был изобретен в различных местах, где культивировалось стеклоделие, примерно в одно и то же время. Однако принято считать, что способ выдувания был изобретен в Александрии в I в. до н.э.

Стеклодувы античной эпохи начали широко применять холодную обработку стекла: рельефную резьбу, гравировку, шлифовку. Как только было получено прозрачное стекло, стеклоделы стали стремиться изготовить из него оконные пластины. В римскую эпоху стекло впервые было использовано и как оконный материал. Римляне делали это путем отливки и раскатывания жидкого стекла в форму в виде противня, который изготавливался из глины. Отливки извлекались из формы еще в горячем виде, пока стекло сохраняло пластичность. Таким способом получали оконное стекло толщиной около 10 мм с площадью до 0,5 м2. Прилегающая к форме сторона листа оказывалась шероховатой, и стекло не было прозрачным. Такое стекло находили при раскопках в западноевропейских колониях Рима, а также на Востоке вплоть до Черноморского побережья. После распада Римской империи это ремесло пришло в упадок, способ производства был забыт и никогда не возобновлялся. Ученые предполагают, что оконное стекло вначале было цветным. Это объясняется тем, что бесцветное стекло получить было весьма непросто, так как сырье обычно содержит различные примеси, которые придают стеклу окраску. Особенно часто в сырье присутствуют соединения железа. Получение пластин для остекления окон оказалось весьма непростым делом. Изготовление полых изделий довольно сложной формы путем выдувания для человека было более простой задачей, чем получение листового стекла. Эта задача была решена лишь к концу средневековья. При раскопках Помпеи, погребенной под пеплом вулкана Везувия в 79 г. н.э., было установлено, что в очень редких случаях в окна были вставлены пластины стекла, которые были довольно толстыми. По-видимому, тонкое листовое стекло, римские стеклоделы еще не научились делать.

Новый способ производства оконного стекла был разработан значительное позже в эпоху средневековья. Этот способ принципиально отличался от древнеримского, так как получался не отливкой, а выдуванием. Вначале выдували шар, который раскатыванием на плитке и размахиванием в воздухе превращался в подобие большой ампулы. После отрезания верхней и нижней части получался цилиндр. Последний разрезался вдоль твердым минералом, и на раскаленной глиняной плите разглаживался в лист деревянной гладилкой. Стекло получалось довольно тонким, хотя и небольшого размера. Сторона, прилегавшая к плите при разглаживании, также получалась шероховатой, а значит, стекло опять же было непрозрачным. Средневековье окрашено витражным стеклом. Витраж – это декоративная орнаментальная или тематическая композиция, изготовленная из кусков разноцветного стекла, заполняющая оконный проем. Витраж широко использовался для архитектурного оформления готических храмов. Позже в виде витражей начали выполняться гербы городов в городских ратушах и других зданиях общественного назначения. В подражание этому дворянские дома в виде витражей стали оформлять семейные гербы. Искусство витража получило развитие в эпоху средневековья и достигло наибольшего расцвета в эпоху Возрождения. Слово витраж происходит от франц. vitre – оконное стекло. Кроме разноцветного стекла использовались стекла, расписанные красками. Смеси замешивались на воде, вине или растительном масле и в виде кашицы наносились на стекло. После высыхания расписанное стекло подвергалось обжигу при умеренной температуре. По описанию монаха Теофила в XII в. витражи изготавливались следующим образом. Заранее нарезанные и хорошо подогнанные друг к другу куски цветного стекла обертывались по краям полосками свинца. Обернутые куски раскладывались на столе и плотно подгонялись один к другому, а затем свинцовые перемычки спаивались припоем из сплава олова и свинца. Спаивание проводилось с обеих сторон.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.