Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 9 страница



Богатством драгоценных камней отличались работы Иоганн-Вильгельма Кейбеля, Генриха Вильгельма Кеммерера, Александра Кордеса, которым как правило заказывали орденские знаки с бриллиантами и другими драгоценными камнями. Среди других, не менее известных петербургских ювелиров, признанных мастеров своего времени, имевших мировую известность и награжденных высочайшими профессиональными званиями и многими наградами российских и международных выставок славились Карл Эдуард, Генрих-Конрад, Василий Андреевич Болины; Павел Буре, Карл Верфель, Алексей Денисов-Уральский, Михаил Перхин и др.

Фирма московского купца первой гильдии Ивана Петровича Хлебникова основана была в 1842 (по другим сведениям в 1860) году. К 1881 году фирма стала поставщиком императорского двора, получала награды на российских и зарубежных выставках.

В дореволюционной России серьезно подходили к подготовке будущих серебряных и золотых дел мастеров. Она велась в основном в частных школах при фабриках известных ювелиров или предпринимателей. Одним из первых художественную школу открыл как раз московский фабрикант П.А. Овчинников. В ней обучалось до 130 учеников; срок обучения устанавливался от 5 до 6 лет, в течение которых преподавались общеобразовательные и специальные предметы в объеме, необходимом для «технического и прикладного искусства в применении к серебряных и золотых дел мастерству».

Другая школа была открыта в Москве при фабрике А.М. Постникова с курсом обучения, рассчитанным на 6 лет. В ней обучалось 47 учеников. Специальная художественная школа на 75 учеников существовала при фабрике И.П. Хлебникова. Некоторые фирмы ограничивались созданием «рисовальных» классов и готовили, т.е. художников-дизайнеров ювелирных украшений и бытовых изделий. Наиболее интересной в этом плане была петербургская художественная школа при обществе поощрения художников. В ее мастерских велись практические работы с золотом и серебром.

В 1897 г. в Москве была открыта «первая практическая школа золотого и серебряного дела» А.В. Лобанова «для образования мастеров, хорошо развитых и технически, и художественно». В течение 5 лет там изучали все ремесла, относящиеся к серебряному и золотому делу. По окончании школы ученики получали свидетельство, дававшее им право быть подмастерьем серебряного и золотого мастерства. Мастерами они становились позже.

Наиболее прославилось в истории русского ювелирного искусства имя Карла Густавовича Фаберже (1846-1920) сын и продолжатель дела своего отца, организовавшего фирму «Фаберже» в Петербурге в августе 1842 г. Он возглавил фирму в 1872 г., став поставщиком Высочайшего двора, оценщиком Кабинета Его Императорского Величества, придворным ювелиром, поставщиком короля шведского и норвежского. Фирма Фаберже поставляла ювелирные изделия почти всем императорским и королевским домам Европы, Азии и Африки. Мануфактур-советник и купец первой гильдии был награжден многими российскими орденами.

Фирма имела многочисленные награды на выставках в Москве (1882 г.), Нижнем Новгороде (1896 г.), Нюрнберге (1885 г.), Копенгагене (1888 г.), Стокгольме (1897 г) и на Всемирной выставке в Париже (1900 г.). В мае 1916 г. фирма Фаберже преобразована в Товарищество «К. Фаберже» с громадным по тем временам основным капиталом в 3 млн. рублей. В начале 20 века численность рабочих превышала 600 человек. В обучении на предприятии постоянно находились не менее 30 учеников. Представительство петербергской фирмы Фаберже были открыты в Москве, Одессе, Киеве.

Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Для Фаберже золото никогда не было просто золотом - оно могло быть красным, белым или даже зеленым, а контрастные сочетания цветов могли давать самые неожиданные эффекты. Когда Фаберже использовал в своих творениях сверкающие драгоценные камни, они были важны для него не столько своей ценностью, сколько своими декоративными достоинствами. В изделиях фирмы Фаберже смело сочетаются драгоценные и полудрагоценные камни. Рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты соседствовали в изделиях с лунными камнем, хризолитом, халцедоном, агатом. Кроме того, драгоценные камни сочетались с эмалями, в изготовлении которых фирма особенно преуспела. Также мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь. Под влиянием японских образцов, и особенно нэцкэ мастерами фирмы Фаберже создавались фигурки из твердых полудрагоценных камней, которые отделывались драгоценными камнями и металлами. Была даже открыта специальная мастерская по обработке камней во главе с П.М. Кремлевым. Фигурки изображали людей и животных, а некоторые из них даже несли функциональное назначение – печати, ручки зонтов. В коллекции английской королевы Елизаветы II – более 170 фигурок животных из драгоценных камней, сделанных фирмой Фаберже. Многие фигурки уникальны, дубликаты делались только в редких случаях и по специальному заказу. Многие фигурки имеют сигнатуру Фаберже, некоторые – знак «К», иногда есть дата и инвентарный номер.

Имя Фаберже стало синонимом стиля русской национальной ювелирной школы второй половины 19-начала 20 века. В 2003 году, в год 300-летия Петербурга, ювелиры России объявили 30 мая своим профессиональным праздником, «Днем российского ювелира». Именно 30 мая (н.ст.) 1846 г.и родился знаменитый российский ювелир Петер Карл Фаберже.

Известными фирмами в Петербурге были фирма братьев Грачевых (Михаил, Алексей, Григорий, Симеон, Петр и Иван), поставщиков Высочайшего двора, обладателей множества наград и призов на международных выставках. Первым ювелиром в Петербурге с огромной популярностью считали

После революции развитие ювелирной отрасли в России приостановилось, но не остановилось окончательно. Фаберже уехал из России, но другие ювелирных дел мастера остались. Они организовали артель, которая выросла с годами в Московскую ювелирную фабрику. Располагалась она на Пушечной улице. Позднее создаются ювелирные фабрики по всей стране.

Расцвет русского ювелирного искусства приходится на 19 веке. В этот период в России выделяются две школы ювелирного искусства: Москва и Петербург. Первая относилась к т.н. национальной школе (т.е. сохранение традиций древнерусского и русского ювелирного искусства). Мастера Петербурга были менее консервативны и использовали комплекс традиционных и новых технологий и модных стилей, создавая свой неповторимы почерк.

Москва как центр ювелирного искусства получила известность намного раньше, чем Петербург. Первое упоминание о кремлевских сокровищах относится к 1476-1478 гг., когда в Москву из завоеванного Новгорода было доставлено 300 возов жемчуга, золота, серебра и драгоценных камней. Спустя несколько лет на территории Кремля был построен Казенный двор для хранения государственной казны. В пополнении казны большая заслуга принадлежит великому князю Ивану III, который скупал ювелирные изделия как у московских мастеров, так и в странах Запада и Востока. К концу 15 века на княжеской службе состояла целая армия искусных мастеров, которые чеканили изображения высокого рельефа, применяли эмаль, чернь, использовали резьбу, литье, басму и скань. В первой половине 16 веке в Кремле открылись различные мастерские, в том числе Оружейная, Золотая и Серебряная палаты. В Оружейной палате сначала делали только доспехи и оружие, но затем в ее составе появились ювелиры и иконописцы. Туда были приглашены мастера из разных городов Русского государства, а также Германии, Польши и Богемии. В 17 веке мастера Золотой и Серебряной палат уже делились по узким специальностям. Над сложными изделиями обычно трудились несколько человек во главе с мастером-наставником. В первой половине 18 века с потерей статуса первой столицы в Москве наблюдается некоторый упадок золотого и серебряного дела. Ювелирное искусство все же не исчезло. Московские эмальеры внедрили новый технологический прием, ранее не применявшийся в русском ювелирном деле, – многоцветную, прозрачную «оконную» эмаль, которая подобно витражу прозрачна на просвет. Еще более заметным был прогресс в технике литья и чеканки. Яркими выразителями национальной школы ювелирного искусства в Москве в 19 веке стали фирмы П. Овчинникова, И. Хлебникова, братьев Сазиковых, И. Губкина.

Чтобы избежать ошибок при приобретении ювелирных изделий и предметов декоративно-прикладного искусства, сожержащих благородные металла используется маркировки или клеймение изделий. Для предметов из благородных метаталлов эта маркировка получила название – клеймение (мастера) или установка пробы. Маркировка (клеймо мастера и проба) были известны уже в Античности. Полибий во II в. до н.э., упоминает об испытании серебра огнем, т. е. проверка изменения цвета при накаливании. Тот же способ приводится Плинием. Известно знаменитое определение пробы Архимедом золотой короны царя Сиракузского Перона II (269 - 215 до Р. Хр.), в металл которой золотых дел мастер из корыстных видов подмешал серебро. Самый употребительный способ определения пробыв этот период было испытание на пробирном камне (отшлифованный сланей), которое у греков производилась уже с VI в. до н.э. Накладывание пробирных клейм было в употреблении во Франции уже с 1275 г.; с этого времени золотые и серебряные вещи подвергались контролю правительственных чиновников. В России уже в допетровскую эпоху известно было «пробование» как золота, так и серебра. Торговая книга говорит, что золото русские купцы пробовали "с пожега и с възреза". Испытание показало, что древнерусские деньги, как удельные, так и московские, были весьма различных проб: от 61 до 931. Настоящиее пробирование было введено указом Петра I от 13 февр. 1700 г., установившим для золота и серебра по 4 пробы: выше червонного, вторую против червонного, третью и четвертую ниже червонного. В 1718 г. для золотых монет была положена 75 проба. В 173З г. для золота была определена 84, а червонному золоту назначена 93 проба. Указом 1700 г. для серебра были установлены: две плавленного серебра, высшая и низшая, третья ефимочная (82), т. е. талерная, и четвертая левковая (61). Окончательные пробы для золота и серебра в изделиях были введены законом 31 марта 1847 г., которым установлены для золотых изделий 56, 72 и 84, а для серебряных - 84, 88 и 91 пробы. Пробирный надзор, первоначально был сосредоточен в военно-морском приказе, в 1728 г. перешел в ведение монетной конторы, причем в губернские и провинциальные города назначены были пробирные мастера. В 19 в. главное управление пробирной частью вверено министерству финансов, затем горному департаменту (1874 г.), позднее департаменту государственного казначейства, а с 1894 г. департаменту торговли и мануфактур. Пробирные палатки, как местные органы пробирного надзора, в 18 в. существовали в С. Петербурге и Москве, а в первой четверти 19 в. – и в Риге и Екатеринбурге. По пробирному уставу 1861 г., пробирные палатки остались лишь в Петербурге и Москве, а в прочих местах состояли пробиреры, в губернских городах при казенных палатах, в уездных – при уездных казначействах. Уставом 1882 г. учреждены пробирные палатки в 11 более крупных центрах и между ними распределены были губернии и области Европейской России и Кавказа (на Азиатскую Россию пробирный надзор фактически не распространяется), образующие пробирные округа. Уставом 1893 г. старинное наименование пробирных палаток заменено названием: окружные пробирные управления. При выработке пробирного устава 1896 г. законодатель поставил себе задачей не только гарантировать приобретателей драгоценных изделий, но и доставить возможные облегчения и льготы производителям, особенно мелким ремесленникам-кустарям. В видах предотвращения возможности поступления в продажу неклейменных изделий, установлена регистрация лиц и заведений, вырабатывающих и продающих предметы из драгоценных материалов, не исключая продаж в аукционных залах, ломбардах кассах ссуд.
По пробирному уставу от11 марта 1896 г. наложению пробирных клейм подвергались все золотые и серебряные изделия, как внутреннего изготовления, так и заграничные, за исключением медалей, чеканенных по распоряжению правительства, произведений древнего искусства, инкрустаций на оружии и сбруе, слитков золота и серебра и изделий, весящих менее 1/2 золотника. Налагаемая правительством проба изображала в цифрах число золотников чистого металла, содержащихся в лигатурном фунте (96 золотников). Законные пробы были установлены следующие: для золотых изделий: 56, 72, 82, 92, 94, для серебряных изделий 84, 88, 91, 95, для канители от 94 до 96. Законной лигатурой для золота, серебра служили только медь, платина и кадмий, а в припой дозволяли употреблять и цинк. Накладываемые пробирерами клейма состоят из: 1) герба города, в котором изделие подвергалось исследованию, и 2) клейма с двумя цифрами, означающими число золотников чистого металла в лигатурном фунте. Соединение этих двух клейм, в одном пунсоне (двойник) прямоугольной формы, накладывается на изделия внутреннего изготовления, в пунсоне в форме усеченного эллипса – на изделия заграничные, в пунсоне в форме трапеции с закругленными углами - на изделия, вывозимые заграницу с возвратом пробирной пошлины, в пунсоне ромбической формы - для сусальных листовых металлов. На очень мелкие произведения накладывается двойник, удлиненной формы, в виде молотка с буквами греческого алфавита, означающими пробирные учреждения; на часах проба накладывается в виде особо установленного клейма на пломбах. Слитки золота и серебра, как внутреннего, так и заграничного изготовления, обязательному клеймению не подлежали. Все изделия должны были иметь клеймо мастера, его изготовившего (именник).

В 1927 г. в СССР были установлены следующие пробы сплавов на основе драгоценных металлов: пробы для изделий из сплавов на основе золота – 375, 500, 583, 750, 958; пробы для изделий из сплавов на основе серебра – 750, 800, 875, 916, 925; 960; пробы для изделий из сплавов платины – 950; пробы для изделий из сплавов палладия – 500, 850.

В западных странах используется каратная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствуют 24 каратам. Для перевода пробы из метрической в каратную применяется следующее соотношение: b = 24х/1000,

где b – проба в каратах; x – метрическая проба. Например, 750-я проба соответствует 18 каратам, 583-я проба – 14 каратам, 375-я проба – 9 каратам.

Клеймение изделий из драгоценных металлов осуществляется основными и дополнительными клеймами.

К основным пробирным клеймам относятся клейма литер «А», «Б»,. «В» и «Г», «Е».

Клеймо литеры «А» имеет круглую форму и состоит из знака удостоверения (эмблема серпа и молота на фоне пятиконечной звезды с трехзначным числом пробы) и шифра инспекции пробирного надзора.

Клеймо литеры «Б» может быть нескольких видов: клеймо в виде лопатки, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции пробирного надзора и пробы, предназначено для клеймения золотых и платиновых изделий; клеймо в виде прямоугольника с выпуклыми противоположными сторонами состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (750, 800, 875, 916, 925 и 960), служит для клеймения серебряных изделий;

клеймо усеченно-овальной формы, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (500, 850), предназначено для клеймения изделий из сплавов на основе палладия.

Клеймо литеры «В» — двустороннее, круглое; состоит из двух частей: знака удостоверения с шифром пробирной инспекции и круглого знака с цифрами проб. Им клеймят изделия из драгоценных металлов на привешиваемых к ним пластинах.

Клеймо литеры «Г» имеет продолговатую форму с закругленными углами. Состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы и предназначено для клеймения тонколистового (сусального) золота и серебра.

К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д» и «Е».

Клеймо литеры «Д» имеет квадратную форму со срезанными углами. Это клеймо служит для клеймения разъемных, второстепенных и дополнительных частей изделий из драгоценных металлов.

Клеймо литеры «Е» имеет квадратную форму со срезанными углами и буквы «НП». Предназначено для клеймения изделий из драгоценных металлов, не соответствующих заявленной пробе.

Клеймение изделий из драгоценных металлов производится исходя из результатов опробования их на пробирном камне и контрольного анализа.

На практике пользуются наиболее простымметодом определения пробы драгоценных металлов и их сплавов – нанесением раствора хлорного золота непосредственно на испытуемое изделие. На чистую поверхность проверяемого металла или сплава помещают каплю раствора хлорного золота и следят за результатом. Как правило, на смоченной поверхности появляется пятно от осадка, по цвету которого и определяют металлы.

Россия на протяжении веков была связана с государствами Центральной Европы в том числе и при приобретении ювелирных изделий. Любекские купцы возили в Московию товары и серебро еще в царствование Ивана Грозного, Ганзейские купцы торговали в Великом Новгороде, петровские мореходы осваивали азы европейской науки в Голландии. Модные магазины двух столиц и крупных губернских городов торговали товарами со всего мира, и, конечно, особое место занимали серебряные изделия с зарубежными марками.

Большой спрос со второй половины XIX века был у российского обывателя на металлические и серебряные предметы германского производства. Особенно покупатель уважал сравнительно дешевые столовые наборы и интерьерные вещи из немецкого серебра, эффектную эротичность немецкого модерна в металлопластике и надежность гальванического серебрения. Сегодня эти вещи часто появляются на антикварном рынке. Но своеобразная манера клеймения, резко отличная от российской, не всегда позволяет правильно датировать серебряный предмет по марке и отличить его от качественного накладного или гальванического серебрения.

Так, например, в Германии и Австро-Венгрии, по установившейся традиции, в клеймении серебра широко применялась система буквенного обозначения города, в котором была произведена вещь, мастера – изготовителя предмета, который как бы ручался за качество металла, и годового клейма. Но в отличии от английской системы они не всегда соответствовали установленному порядку и стандарту пробы (800/1000) серебра, который существовал скорее только в теории и редко встречался в реальном производстве. Недаром знаменитый российский "левок", серебро 62 пробы, был родом из Австро-Венгрии и предназначался европейскими купцами исключительно для торговых операций со странами Северной Африки и Турции.

Первое упоминание о клеймении серебряных изделий в Германии относится еще к 1289 году. Но только в 1548 году императорским указом официально устанавливается, что все предметы из серебра более 4 лотов весом после оттиска самой пробы должны получить клеймо мастера и городского магистрата или же правителя данной местности, т.е. курфюрста.

Более чем через столетие, в 1667 году, окончательно устанавливается порядок клеймения в виде так называемой "кельнской марки" для стандарта пробы, который просуществовал более двух столетий. Кельнская марка была принята в Германии для расчета содержания пробы. Она равнялась 16 лотам, или 96 золотникам, а так как 1 лот = 6 золотникам, а 1 золотник = 1/96 фунта, или 4,26 г, то проба колебалась в пределах 800 пробы.

Законы Германской империи требовали упорядочения серебряного производства, и 1 января 1888 года была произведена официальная унификация всех германских клейм.

В Австрии первый известный Декрет об обязательной апробации изделий из драгоценных металлов был подписан в 1366 году принцами Альбертом и Леопольдом. Пробирными мастерами назначались два мастера корпорации златокузнецов и проводили эту работу под руководством управляющего Монетного двора.

В 1659 году Леопольдом I были подписаны патентные письма на разрешение работать с серебром с пробой не ниже 14 или 16 лотов. В 1708 году "патентными письмами" было разрешено изготавливать изделия из серебра с пробой в 13 и 14 лотов.

В 1737 году король Карл VI разрешил ставить пробы в пределах 15 лотов. В 1774 году началась работа по созданию своей оригинальной государственной системы клеймения и разработка формы клейма.

Указом Марии-Терезии была установлена не только новая система клеймения, но и даны подробные описания этих клейм. С 1784 года государство начинает более жестко контролировать производство из драгметаллов и порядок клеймения, но первоначально только в среде венских столичных мастеров. Но уже в 1786 году государственный контроль вводится практически по всей стране, вплоть до Галиции. С 1806 года австрийская официальная система клеймения применялась практически во всей империи, кроме Венгрии, Словакии и Трансильвании.

Общественно политическая и экономическая жизнь страны в первой половине 19 в. вынудила государство принять в середине века новое положение о клеймении изделий из драгоценных металлов. И 1 августа 1866 года были учреждены новые типы клейм. Прежде всего проба исчислялась уже не лотами, а тысячными, как во всех европейских странах. Разрешены были пробы 800/1000, 750/1000, 950/1000, 900/1000. Такие же пробы использовали и в Венгрии (Будапешт).

В 1872 году произошло изменение клейм. В круглый оттиск с изображением женской головки с вьющимися волосами помещают пробу и место изготовления, обозначенные специальной литерой - буквой-символом. Этот тип клеймения просуществовал в европейских странах до разных времен: в Австрии до 1921 года, в Чехословакии до 1922-го, в Польше до 1920-го, в Югославии до 1919-го и в Венгрии до 1937 года. 21 октября 1921 года в Австрийской Республике был принят новый закон о клеймении изделий из драгоценных металлов.

Одной из самых больших проблем является определение клейм французских изделий. В силу своего пристрастия доводить самые прозаические вещи до уровня высокого искусства французские пробиреры превратили порядок клеймения в замысловатую шараду, понятную только профессионалам. Причем сами рельефные "камеи" многочисленных знаков отличия по своей конфигурации и оригинальности решения постепенно превращаются в миниатюрные произведения кузнечного мастерства с широким диапазоном изображенных персонажей и образных символов.

Французская система клеймения на первый взгляд поражает обилием различных клейм и отличается от аналогов других стран не только постоянно изменяющимися законодательными фискальными актами, но и соответственно постоянным процессом учреждением новых и упразднением старых типов маркировки. Поэтому клейма именно этой страны являют собой наиболее многозначную и развернутую и, что самое главное, самую сложную среди европейских государств систему маркировки.

Самое раннее французское клеймо датируется 1272 годом, но несмотря на то что в 1378 году был официально утвержден французский государственный стандарт серебра, в целом система клеймения развивалась достаточно хаотично. Может быть, это было связано с большей доступностью этого металла на внутреннем рынке страны и обилием военных трофеев. Это, наверное, и приводит к возникновению практики контрольных клейм. Уже с 1275 года специальный декрет обязывает все изделия маркировать клеймом города и именником мастера. В 1577 году для контроля за налогами учреждается новое клеймо. В 1579 году порядок сбора пошлины меняется и опять появляется новое клеймо. Деньги в связи с установкой клейма должен был получать откупщик, но парижские серебряных дел мастера не согласились с королевской волей, и постепенно этот закон утратил силу.

В 1672 году учреждается новый налог на право клеймения золота и серебра. Получение денег подтверждается специальным клеймом. Оно было фигурным и подтверждало уплату налога в казну и проставлялось откупщиком. Но уже в 1681 году клеймо откупщика дополняется другими клеймами. Большое распространение получили инвентарные клейма. Они существовали для обозначения различных операций с товаром.

Все ввозимые изделия обязательно имели «таможенную марку» - клеймились клеймом ЕТ в прямоугольном щитке.

Незыблемой оставалась только одна, ставшая базовой, схема, по которой обязательными были: Клеймо мастера в виде инициала или символа; государственное /королевское/ клеймо или городское; налоговое клеймо; клеймо - освобождение от налога.

Постоянный контроль за качеством металла вынуждал строго следить и за самими проверяющими во избежании злоупотреблений. Так, с XVI века изделия, сделанные в Париже, имели еще и годовое пробирное клеймо в виде буквы и короны, где буква означала год маркировки, а так как мастер-пробирер избирался на год, то дата позволяла определить его имя и служила как бы его подписью.

В 1750 году для удобства сборки и контроля над изготовлением крупных предметов было введено "опознавательное" клеймо, которое ставилось на все детали предмета.

Мастер обязан был клеймить все детали изделия перед сборкой именником, затем апробировать их в Гильдии и получить клеймо "откупщика", подтверждающее, что все налоги с деталей уплачены, и буквенное клеймо даты апробации, подтверждавшее чистоту серебра, и только затем монтировать вещь. Причем после монтажа он должен был снова представить в Гильдию свою работу для уплаты пошлины и получения соответствующего клейма. И только после этого продавать.

Таким образом, на предмете был целый арсенал марок. Причем клеймо самого откупщика дополнялось клеймом того района, от которого взимался налог. Районов было всего одна тысяча, поэтому клейма откупщиков по районам еще до сих пор в научной литературе полностью не систематизированы.

Вообще сама процедура маркировки изделий требовала постоянного клеймения вещей и их деталей, что создавало некий замкнутый цикл. В 1791 г. клейма откупщиков, впрочем как и клейма об уплате налогов, были отменены революционным правительством как «унизительное наследие королевского прошлого». Но уже с января 1795 г. «Совет 500» горячо обсуждает дела Ассоциации золотых и серебряных дел мастеров, и постепенно восстанавливается старая система государственного надзора. Правительство Наполеона I утверждает новую систему клейм по контролю за пробой серебра - клеймо «качества» и сдачей налогов - клеймо «гарантии». В гарантийном государственном клейме почетное место занял галльский петух с буквенной датой и номером пробы, а позже различные пробы получили символические идентификационные знаки с изображением кабана, лошади и птиц. Позже парижские и провинциальные клейма отдали дань революционной эпохе - в них появилось профильное изображение головы во фригийском колпаке.

Постепенно Францию опять захлестнул шквал гарантийных и контрольных клейм об уплате налогов. Уже в 1800 годы снова были выявлены первые факты подделок налоговых и пошлинных клейм, особенно на изделиях, проходящих повторный контроль, - так называемых комиссионных клейм.

После 1819 г. в изображения пробирных и контрольных клейм возвращается монархическая и античная символики. Даже клейма контрольных органов в различных департаментах получают новые идентификационные знаки и номера. А с 1838 г. клеймо пробирного учреждения становится более унифицированным. На нем в фигурном щитке расположена голова богини Минервы с буквенной датой и номером пробы. Инвентарные клейма используют с изображением бульдога и гончей собаки.

В 1840 гг. устанавливается новое государственное гарантийное клеймо с профильным изображением Гермеса, которое гарантировало пробы 950 и 800.

В целом конец XIX века больше не преподносил французской системе маркировки трагических сюрпризов, хотя и в дальнейшем постоянно учреждались новые специальные клейма для драгоценных часовых корпусов, серебряных изделий неизвестного происхождения и других бесконечных контрольных нужд государства.

В XX веке экономика Франции вынуждена была реагировать на изменения мирового рынка и считаться с лидерством Англии и США, поэтому стандарт серебра в стране вынужденно начал соответствовать англо-американскому и был официально утвержден в пределах 925 пробы.

С 1 июня 1976 года во многих европейских странах, подписавших Международную Конвенцию, на изделиях из драгоценных металлов стали ставить унифицированное общеевропейское клеймо в виде весов, между чаш которых расположена цифра с обозначением пробы металла.

В большинстве стран принята метрическая система обозначения пробы, по которой она обозначается числом частей благородного металла в тысяче весовых единиц сплава. Например, в международной системе приняты следующие пробы серебра: 750-й, 800-й, 875-й, 916-й, 925-й и 960-й. В настоящее время во всем мире широкое применение получили сплавы 960-й и 925-й пробы. В производстве ювелирных изделий используется серебряно-медный сплав 925-й пробы - содержит 92,5% серебра и 7,5% меди. Такой сплав отличается достаточной прочностью, химической стойкостью, имеет блестящий белый цвет и хорошо полируется. Серебро этой пробы еще называют "стерлинговым", поскольку из него долгое время чеканили монету фунт стерлингов. Сплав серебра низкой 875-й пробы используют для изготовления украшений и предметов сервировки стола. Сплав 916 пробы - для производства предметов сервировки стола с покрытием эмалью, сплав 960-й пробы - для изготовления филигранных изделий. В некоторых странах, например, в Италии, поверхность серебряных украшений дополнительно радируется, для того чтобы придать им стойкость к окислению. Клеймо на серебряном изделии позволяет получить дополнительную информацию о нем. Например, украшения, произведенные в царской России, снабжены персональным клеймом мастера или завода-изготовителя. Образцы клейм крупных фирм и мастеров хорошо известны знатокам. Наличие на изделии советской символики - звезды - говорит о том, что оно было выпущено во времена Советского Союза, после 1928 года. К сведению, сегодня в России изделия из серебра, имеющие пробу ниже установленной минимальной пробы (800 проба), не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом Российской Федерации и реализуются как изделия из недрагоценного металла.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.