Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 12 страница



Предметы, содержащие драгоценные и полудрагоценные камни, а также их

синтетические аналоги, имитации, стекла, органогенные вещества становятся

объектами геммологической экспертизы.

§ Геммологическая экспертиза может быть проведена в комплексе с искусствоведческой для установления подлинности и возраста изделия. Обязательное условие для геммологической экспертизы - никоим образом не разрушить и не повредить исследуемый объект.

Выделяют три уровня такой экспертизы: визуальный (с помощью лупы и пинцета), лабораторный (с помощью специального экспертного геммологического диагностического оборудования) и инструментальный. Лабораторный метод в большинстве случаев дает однозначные ответы на вопросы о подлинности или синтетическом характере драгоценных камней. Инструментальный применяется в том случае, когда невозможно определить происхождение камня. Геммологические методы не устанавливают точные даты, но определяют временные рамки. Геммологическая экспертиза, определяющая диапазон времени создания предмета, не подменяет других видов экспертизы, поэтому ее рекомендуется использовать для атрибуции только в комплексе с историко-искусствоведческой и другими экспертизами

Предметы, содержащие драгоценные и полудрагоценные камни, а также их синтетические аналоги, имитации, стекла, органогенные вещества становятся объектами геммологической экспертизы.

Геммологическая экспертиза может быть проведена в комплексе с искусствоведческой для установления подлинности и возраста изделия. Обязательное условие для геммологической экспертизы - никоим образом не разрушить и не повредить исследуемый объект. Выделяют три уровня такой экспертизы: визуальный (с помощью лупы и пинцета), лабораторный (с помощью специального экспертного геммологического диагностического оборудования) и инструментальный. Лабораторный метод в большинстве случаев дает однозначные ответы на вопросы о подлинности или синтетическом характере драгоценных камней. Инструментальный применяется в том случае, когда невозможно определить происхождение камня. Геммологические методы не устанавливают точные даты, но определяют временные рамки. Геммологическая экспертиза, определяющая диапазон времени создания предмета, не подменяет других видов экспертизы, поэтому ее рекомендуется использовать для атрибуции только в комплексе с историко-искусствоведческой и другими экспертизами кроме опала) имеют кристаллическую структуру с гладкими симметрично расположенными гранями: отражение, преломление и дисперсия света: это оптические свойства кристаллов, которые придают аттрактивность ювелирному камню; блеск и игра камня: алмазный, стекляный, смоляной, перламутровый, шелковистый; цвет (прозрачный белый – матовый черный); удельный вес (можно проверить опустив их в тяжелую жидкость – иодистый метилен и бензол); твердость и спайность; размер кристалла (1/5 грамма (200 мг) – карат; для жемчуга – гран (1/4 карата = 50 мг).

При атрибуции оценивается и технология обработки камня: шлифовка и полировка, сколы; формы огранки (кабошон, фасетная огранка). Описываются составные части камня (при огранке): коронка (верхняя часть камня); павильон (нижняя часть камня); рундист (угол между коронкой и павильоном).

При атрибуции драгоценных камней, включаемых в музейные собрания, необходимо давать историческую и искусствоведческую оценку.

Природные камни и синтетические аналоги, стелянные и хрустальные стразы и др. должны становиться объектами геммологической экспертизы. Геммологическая экспертиза может быть проведена в комплексе с искусствоведческой для установления подлинности и возраста изделия. Обязательное условие для геммологической экспертизы - никоим образом не разрушить и не повредить исследуемый объект. Выделяют три уровня такой экспертизы: визуальный (с помощью лупы и пинцета), лабораторный (с помощью специального экспертного геммологического диагностического оборудования) и инструментальный. Лабораторный метод в большинстве случаев дает однозначные ответы на вопросы о подлинности или синтетическом характере драгоценных камней. Инструментальный применяется в том случае, когда невозможно определить происхождение камня. Геммологические методы не устанавливают точные даты, но определяют временные рамки. Геммологическая экспертиза, определяющая диапазон времени создания предмета, не подменяет других видов экспертизы, поэтому ее рекомендуется использовать для атрибуции только в комплексе с историко-искусствоведческой и другими экспертизами.

Вопросы для контрольной проверки

1. Культура камня

2. Драгоценные и поделочные камни

3. Свойства драгоценных и поделочных камней

4. Природные особенности жемчуга и янтаря

5. Способы обработки камня

6. Искусственные камни

7. История раритетных драгоценных камней

8. Камнерезное искусство в России

9. Крупнейшие ювелирные фирмы

10. Методика проведения атрибуции и экспертизы драгоценных и поделочных камней.


Тема 7. История и технология производства мебели. История, технико-технологические и художественные особенности мебели XVII – начала ХХ в. Атрибуция и экспертиза предметов мебели

…Возьмем за спинку некоторый стул.

Приметы его вкратце таковы:

Зажат между невидимых, но скул

пространства (что есть форма татарвы),

он что-то вроде метра в высоту

на сорок сантиметров в ширину

и сделан, как и дерево в саду,

из общей (как считалось в старину)

коричневой материи…

Стул, что твой наполеон,

Красуется сегодня, где вчерась.

Что было бы здесь, если бы не он?

Лишь воздух…

Вам остается, в сущности, одно:

вскочив, его рывком перевернуть.

Но максимум, что обнажится – дно.

Фанера. Гвозди. Пыльные штыри…

Мир создан был для мебели, дабы

создатель мог взглянуть со стороны

на что-нибудь…

Иосиф Бродский. Посвящается стулу

Слово «мебель» происходит от латинского «mobilis» – подвижный, в разном звучании на других языках – смысл слова сохраняется: мебель – это предметы обстановки жилых и общественных помещений, определяемая особенностями бытового уклада и выполняющая утилитарные функции, играя в то же самое время важную роль в архитектурно-художественном оформлении интерьера, являясь частью декоративно-прикладного искусства.

История мебели – это один из специальных разделов всеобщей истории искусства и культуры. Она призвана освещать ту часть творческого труда людей, которая направлена на формирование материальной среды, окружающей человека. Развитие мебельных форм определяется потребностями и вкусами людей той или иной эпохи. В свою очередь мебель (набор и стилевые особенности) рассказывают об уровне культуры, взглядах, жизненном укладе, уровне развития художественных ремесел, связанных с производством мебели, с историей промышленности. С одной стороны мебель служит для удовлетворения потребностей людей, с другой стороны именно изменение и расширение потребностей изменяет и расширяет форму и состав мебели. Форма мебели – это указатель на назначение; материал и декоративные элементы – определяют социальный статус владельца, структура и конструкция, технологии определяют время изготовления. Кроме этого мебель дает представление о вкусах и потребностях конкретного владельца, его занятия, наклонности, обычаи и даже моральные установки. Из предметов, созданных рукой человека, мебель является одной из самых недолговечных, т.к. основным материалом для мебели служила древесина, которая легко разрушается (огонь, вода, естественное старение). «Устаревшая» по стилевым пристрастиям владельцев или поломанная мебель, если не выбрасывалась, то, в лучшем случае, меняла свое назначение, что усложняет изучение сохранившихся образцов. Кроме этого историки отмечают, что мебель низших социальных слоев редко менялась или заменялась, она являлась обыденным предметом интерьера и не интересовала коллекционеров, поэтому традиционную мебель, как правило, размещают не в музеях декоративно-прикладного искусства, а в этнографических экспозициях.

При изучении истории мебели важно определять функциональное назначение, которое с одной стороны расширяется (с расширениям занятий и профессиональной деятельности человека), с другой стороны исчезает, т.к. изменяются условия жизни.

Сегодня применяют следующее типологическое деление: мебель для отдыха (для сидения – стул, кресло, табурет, скамейка, шезлонг; для сна – кровать, диван, кушетка, для временного отдыха – софа, канапе; трансформеры – раскладная мебель); мебель для хранения (шкафы различного назначения, сундуки и комоды, кухонные шкафы и буфеты, платяные шкафы, секретеры); мебель для различных занятий (кухонные и обеденные шкафы, письменные столы, столы для игр, чайные и курительные столики, туалетные столики). Конечно, приведенный набор по назначениям не полон и не обязателен для каждой эпохи, т.к. набор предметов мебели в большей степени зависит от потребностей социума в определенные периоды исторические периоды.

Применяются и иная классификационная схема мебели по назначению:

· мебель для сидения (стулья, кресла, диваны):

v Стул – род мебели для сиденья, снабженной спинкой (для одного человека)

v Клисмос – форма греческого стула с одинаково изогнутыми ножками и спинкой

v Кресло – род стула с ручками для опоры локтей. В различные эпохи формы кресел варьировались (например, с высокими и низкими спинками)

v Диван – (от перс. – запись доходов) род мягкой мебели для сиденья и лежания, с длинной спинкой и ручками

v Скамья готическая – скамья с переметом. Доска спинки откидывается таким образом, чтобы можно было сидеть с обеих сторон

· корпусная мебель (шкафы, комоды, бюро, секретеры);

v Шкаф – (от лат. скриниум/скрин) предмет мебели в виде стоячего высокого ящика с дверцами для хранения чего либо (платяной шкаф, книжный шкаф, несгораемый шкаф)

v Армуар – (от латин.) шкаф для оружия

v Гардероб – большой шкаф для одежды (первоначально – помещение для хранения одежды и ценностей)

v Гарнитур – полный комплект мебели одинакового образца или служащей одной цели

v Кабинет – декоративный шкаф для хранения бумаг/документов, часто использовался как бюро, т.е. письменный стол. Был у потреблении с 15 по 17 вв.

v Конторка – небольшой стол-парта с выдвижной или откидной доской для письма и ящиками по бокам, Первые конторки появились в конце 18 в., но получили распространение в первой четверти 19 в.

v Комод – (от франц.) мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей

v Кассане – (от итал.) большой сундук для хранения одежды и домашней утвари, одновременно мог использоваться и для сиденья.

v Буфет – (от франц.) большой шкаф с отделениями для хранения посуды, столового белья, закусок и напитков

v Бюро – (от франц.) письменный стол для канцеляристов (конторка) с отделениями для хранения бумагящиками и

v Дрессуар – поставец. Изделие мебели, которое появилось в период поздней готика и представлял собой в верхней части уступ с общей задней стенкой и выступающим вперед балдахином. Дрессуары располагались в трапезной и использовались в качестве стойки для посуды.

v Секретер – (от франц. – секретарь) род письменного стола с закрывающейся крышкой и ящичками для хранения бумаг/документов

v Сервант– (от франц.) небольшой буфет для хранения посуды и столового белья. Появился не ранее 19 в. как развитие старонемецкого формоварианта креденца и буфета

v Шифоньер – (от франц.) узкий шкаф с большим количеством выдвижных ящиков для белья и мелких вещей

· мебель для лежания (кровати, шезлонги, кушетки и др.);Кровать

v Шезлонг – (длинный стул) – мебель для лежания, состоящая из двух или трех частей, со спинкой. Шезлонг появился в 18 в. и получил развитие в форме кушетки, дивана, софы.

v Кушетка – (от франц. Букв. Маленькая постель) широкая лежанка с изголовьем

v Софа – (от турец.) мягкий и глубокий диван с ручками того же уровня, что и спинка

v Канапе – (от франц.) диван с приподнятым изголовьем, в остальном напоминающая софу

· мебель малых форм различного назначения

v Сундук – средневековое изделие мебели, выполненное из досок плотницким способом. Изготавливался в разных странах и в разных стилях. Использовался не только по своему прямому назначению (хранение), но и для сидения, как скамья.

v Касса-панка – скамья-сундук или скамья для сиденья, имеющая внизу ящик для хранения. В большинстве случаев у касса-панки имеется деревянная спинка и подиум для ног. Считается предшественницей канапе.

v Жардиньерка – (от франц.) ящик или корзинка для комнатных цветов

v Умывальник – приспособление (подставка, столик) для подачи воды для умывания

v Зеркала – массивные зеркала (стеклянные или металлические), помещенные в массивные рамы подвесные, на ножках, с небольшими тумбами

v Этажерка – (от франц. этаж) мебель в виде полок на столбиках, колонках

v Геридон – столик или декоративная подставка, покоящаяся на ножке-колонне

v Пульт – стол средней высоты, верхняя плоскость которой скошена для удобства письма

v Тумба – (от греч. курган) небольшой, невысокий шкафчик для хранения, ставящийся у кровати или просто используемый как предмет интерьера.

Исторические реалии расширили ассортимент мебели, что определило и расширение классификационных схем, применяемых для характеристики мебели. И даже привычные в хронологической систематике виды мебели получили новые основания для классификации. По эксплуатационным признакам мебель подразделяют на группы: для жилых зданий (бытовая), административно-общественных зданий, средств транспорта. По конструктивно-технологическим признакам мебель разделяют на щитовую, рамочную, секционную, разборную и неразборную, складируемую, трансформируемую и т. п. По характеру производства мебель бывает экспериментальной (выпускается для художественно-конструкторской оценки и испытаний), серийной (выпускается партиями) и массовой (выпускается в большом количестве и в течение длительного времени). По виду применяемых материалов различают мебель на основе древесины, пластмасс, металла, а также их сочетаний. Мебель из древесины подразделяют на столярную (изготавливают путем механической обработки заготовок с последующим соединением их в узлы и изделия), гнутую, прессованную и плетеную.

Отдельные виды мебели также имеют классификацию. Шкафы и тумбы могут быть определенного назначения (для платья, белья, книг, посуды, постельных принадлежностей и т. д.) и комбинированные, т. е. многофункционального назначения, по конструкции — универсально-разборные, секционные, стеллажные и однокорпусные. Диваны бывают с подлокотниками и без них (тахта-диван), со спинкой и без нее (например, кушетки), с одноэлементными сиденьями и спинкой и секционными, а также угловые. Аналогично классифицируются и диваны-кровати, но, кроме того, они еще различаются по схемам трансформации и могут иметь емкости для хранения белья. Мебель для кухонь включает шкафы (шкафы-столы рабочие, со столом обеденным, под мойку, хозяйственные, навесные), столы (стационарные, раздвижные, раскладные), табуреты и стулья. Мебель для передней, ванной и террасы составляют вешалки, шкафы и ящики для обуви, белья и хозяйственных предметов, зеркала, стулья и кресла (складные, плетеные, стационарные и складные шезлонги и качалки, столы). К детской мебели относят детские и подростковые кровати, различные шкафы, ящики, стулья и столы. Встроенную мебель подразделяют на шкафы встроенные, монтируемые в нишах стен, и шкафы-перегородки между комнатами или внутри их.

При изучении классификационных схем мебели исследователи исходят и из конструктивного способа формообразования – т.е. конструкции предмета и подчеркивания его отдельных элементов. С этой позиции выделяют мебель по способам изготовления основных деталей:

· неразборную мебель – слитные предметы, которые невозможно разобрать на несколько функциональных единиц

· сборно-разборная мебель – предметы, конструкция которых позволяет собирать их в более компактное положение, а при необходимости разбирать для получения более значительных размеров

· универсально-сборная – детали таких изделий имеют унифицированный характер, что позволяет использовать такую фурнитуру в различных целях (например, секционная мебель)

· встроенная мебель – своеобразная часть помещения и ее невозможно от него отделить

· мебель-трансформер – детали могут изменять свое размещение, вследствие чего мебель меняет свое предназначение

· гнутая мебель – изготавливается способом сгибания основных деталей (к ней можно отнести плетеную мебель и гнутоклееную).

Конструктивные особенности мебели, фурнитуры имеют определенные хронологические предпочтения. Так по характеристике отдельных частей мебели и по виду соединения деталей различают досочную, рамочную, брусковую и панельную конструкции:

· Для досочной конструкции отдельные детали мебели изготавливаются из проклеенных или непроклеенных досок. Правая сторона обработанной доски идет наружу из-за более красивого рисунка и текстуры. Сборка производится с помощью таких как соединение врубкой, соединение в паз и на шпонку, угловое шиповое соединение «ласточкин хвост», соединение с расклиниванием. Досочная конструкция, видимо, самая ранняя и просуществовала без изменений до середины 16 века. Позднее досочная конструкция стала дополняться использованием шипов, гвоздей и шпонок (до 18 в.)

· В рамочной конструкции плоские детали мебели изготавливают как рамки с филенками. Рамочная обвязка хорошо сохраняет при изготовлении из сердцовых или серединных досок. Обвязка соединяется посредством сквозного или глухого шипового рамочного соединения или нагельного соединения. Вертикальная часть обвязки, как правило, проходит насквозь. Рамочная обвязка предназначена для того, чтобы удерживать и сохранять в плоском виде филенку. Для этой цели на рамочной обвязке делают либо паз, либо фальц. Филенки изготавливают из массивной древесины, клееной фанеры, древесностружечных плит. В брусковой конструкции боковые стенки имеют бруски. Одновременно они служат ножками мебели. Боковые стенки, двери и днище могут быть выполнены как рамы или изготавливаться из панелей. Бруски соединяются с боковыми стенками посредством нагелей или шпонок. Дно может быть соединено с боковыми стенками с помощью нагелей и проклеено. Рамочные конструкции получили широкое распространение с 18 в., когда впервые стали применяться шурупы.

· В брусковой конструкции части мебели могут быть, как и детали мебели в рамочной конструкции, неразъемно склеены между собой или соединены разборно с помощью специальных соединителей для шкафов. В стульях, табуретках, столах и подставках бруски (ножки) соединены друг с другом посредством царг. В качестве соединителей используются нагели или щипы. Сидения и столешницы из клееной фанеры и древесностружечных панелей наклеиваются на каркас и при необходимости дополнительно укрепляются посредством нагелей. Если сиденья и столешницы изготовлены из массивной древесины, то они соединяются с рамой царги с помощью усадочных колодок и скоб таким образом, чтобы древесина могла работать. Столешницы из массивной древесины часто имеют дополнительную врубочную планку.

· В панельной конструкции части мебели состоят из покрытых декоративным шпоном клееной фанеры или древесностружечных плит. Видимые канты панелей имеют наклеенную отделку. Соединение боковых сторон с дном производится встык или со скосом с помощью нагелей или фасонных шпонок или с помощью разъемных соединителей . Произведенная из панелей мебель имеет или цоколь, или подножие. Но также и боковые стенки могут проходить до самого низа и выполнять роль несущих элементов.

Для понимания процесса соединения отдельных конструктивных элементов мебели стоит остановиться на основных терминах, используемых при описании ее образцов:

v Гнутье древесины – гнутье жердей (элементов мебели), размягчающихся посредством кипячения или пропаривания. После сушки древесина приобретает изогнутую форму. Эту технику стал использовать Тонет при производстве гнутой мебели. Благодаря этой технике экономится материал, улучшается качество древесины – требуется меньше древесины, нет отходов, волокна не ломаются.

v Дощатая мебель – простая мебель, чаще всего из массива ели. Обработанная доска подчеркивается красотой рисунка самого материала и дощатой структуры

v Кабриоль – изогнутые мебельные ножки, иногда с «лапами животных». Видимо китайское изобретение, которое активно использовалось в эпохи раннего барокко

v Каркасная конструкция – мебель такой конструкции имеет остов, образованный стойками, пространство между которыми заполнено плитками, рамами или филенками. Как правило такие конструкции соединяются шипами

v Клееная фанера – древесная плита, состоящая из трех тонких слове древесины до 20-30 мм толщиной, склеенных перпендикулярно направлению волокон, чтобы древесина не коробилась

v Мебель из массива древесины – мебель изготовленная из твердых пород дерева, без фанеровки, чаще всего с использованием рамочно-филеночной вязки

v Обивка – обивка мебели для сидения и лежания мягкими элементами (ткань, кожа, кожзаменитель). Появляется в мебели ренессанса, но получает широкое распространение в эпоху барокко

v Паз – вид соединения деревянных элементов или выемка в досках или других материалах, в которые вставляется соелинительный шип

v Панель – крупная плита – готовый элемент для мебельного производства. Панель состоит из склеенных реек, облицованных с двух сторон «рубашкой» (фанера), расположенной перпендикулярно направлению волокон внутреннего слоя

v Пояс – несущая лента, натянутая под пружинами мебели для сиденья

v Профильные рейки – волнообразные профиль, который стали применять в мебели высокого барокко для усиления вычурности. Мебельные филенки размещались в оправу из таких реек, соединенных под прямым углом. Примитивная машина для изготовления профильных реек была изобретена в 1600 г. в Германии

v Ризалит – часть изделия мебели, которая выступает по всей высоте с целью расчленения и оживления поверхности (средние, боковые, угловые ризалиты)

v Соединение на шипах – способ соединения деревянных элементов, при котором установленные под углом доски соединяются посредством вырезанных шипов (прямое соединение, в форме «ласточкина хвоста», клиновидными шипами, впотай)

v Соединение в ус – соединение досок или реек под углом в 450 при изготовлении рамочно-филеночной вязки

v Точение – обработка древесины или другого материала на токарном станке для получения различных профыильных точечных предметов (ножек, балясин и др.)

v Фальц – выемка или углубление для лучшего соединения деревянных элементов

v Фанера – тонкие пластины ценных пород дерева, которыми облицовывают более простые породы. Середина состоит из узких реек, с обеих сторон оклеивается черновой рубашкой (дешевой фанерой), на которую наклеивают облицовочных слой ценных пород. При этом направление волокон должно быть перекрестным Иногда фанера состоит из 5-7 слоев

v Филенка – элемент столярной конструкции рамочно-филеночной вязки. Филенка вставляется в паз рамы и крепится при помощи клиньев. Эта конструкция известна была еще римлянам. Ее задача избежать последствий разбухания и усадки древесины. Наибольшее применение мастера нашли ей во времена готики (складки, ажурные, геометрические и растительные орнаменты)

v Фронтон –навершие мебельного изделия (тимпан-треугольник, арка, карниз)

v Фурнитура – металлические элементы на мебели, которые используются и в практических целях (ручки, застежки, пазы для ключа, для крепления дверец) и как декор

v Царга – дощатая рама, соединяющая ножки столов и стульев. Применяются как соединенная на открытых шипах цанга (самостоятельная рама), так и на закрытых шипах (в качестве соединительных шипов выступают ножки).

По виду применяемых материалов различают мебель на основе древесины, пластмасс, металла, а также их сочетаний. Мебель из древесины подразделяют на столярную (изготавливают путем механической обработки заготовок с последующим соединением их в узлы и изделия), гнутую, прессованную и плетеную.

Материалы, применяемые в производстве изделий мебели, делятся на основные и вспомогательные. С помощью основных материалов формируют конструкцию и оформляют внешний вид изделия, т. е. они входят в его состав. Вспомогательные применяются в производственном процессе при изготовлении изделия, но не входят в его состав. Они делятся на производственные и эксплуатационные. Первые применяются в производственном процессе при обработке изделий (шлифовальные шкурки, отбеливающие и разравнивающие составы, полирующие пасты и т. п.), вторые - для поддержания оборудования, приспособлений в рабочем состоянии (смазочные, обтирочные и т. п.).Основные материалы в зависимости от назначения делят на конструкционные, облицовочные, клеевые и отделочные. Конструкционные материалы составляют основу изделий, и им принадлежит ведущая роль. По физико-механическим свойствам различают древесные, полимерные материалы, металлы и др. Облицовочные материалы делят на шпон строганый и лущеный, декоративные пленки, декоративный бумажно-слоистый пластик.

При характеристике мебели большое значение имеет описание породы древесины, которая отличается по удельному весу, цвету, твердости. К первой группе относят хвойные породы (можжевельник, сосна кедровая, сосна, пихта, ель, тис, лиственница), для которых характерен достаточно низкий удельный вес, светлые оттенки цвета, мягкость древесины. Только у тиса твердая древесина. Ко второй группе относят европейские лиственные (акация, бук, ольха, ива, каштан, липа, клен, ясень, тополь, береза, олива, платан, дуб, вяз), для которых характерен высокий удельный вес, оттенки цвет от светлого до темного. К третьей группе относят фруктовые деревья (яблоня, черешня, орех, шелковица, груша, вишня, слива), которые отличает большая твердость, средне темный оттенок древесины и значительная твердость. К четвертой группе относят экзотические породы древесины (амарант, сандаловое дерево, кипарис, лимонное дерево, эбеновое - черное дерево, махагони – красное дерево, палисандр, розовое дерево, атласное дерево, пальма и др.), которые характеризуются достаточно большим удельным весом, переходом оттенков от очень темного до светлого, вариативность твердости.

Древесину разделяют и на другие группы: ядровая (ядро – это сердцевина древесного ствола), т.е. с темной сердцевиной и различной твердостью в зависимости от части дерева (это как хвойные, так и лиственные, фруктовые) – это наиболее ценная часть древесины; заболонная (собственно древесина – между корой и ядром) – с однородной структурой, твердостью, цветом.

При работе с деревом важны физические свойства – текстурность, цветность, блеск, плотность, пористость, влажность, запах и др.; механические – прочность, упругость, пластичность, твердость, хрупкость, износостойкость.

При всем многообразии древесины в мебельном производстве и декоративно-прикладном творчестве наиболее популярными являются вишня, бук, дуб, орех, клен, эбеновое дерево, махогани.

Вишня растет главным образом в Европе, Малой Азии, Центральной и Северной Америке, в России. Вишня очень эластична и прочна, имеет ровную структуру древесины розовато-коричневатого или желтовато-коричневого цвета. Под воздействием солнечного цвета темнеет. Из вишни изготавливают музыкальные инструменты, лестницы, любят ее и мебельщики.

Бук чаще всего встречается в Средней Европе. Древесина прямоволокнистая, плотная, твердая, с красновато-желтым или сероватым оттенком, темнеет на открытом солнце. Но бук быстро реагирует на изменение влажности, но зато легко поддается и тепловой обработке (легко изгибается), что позволяет использовать его для изготовления венской мебели, лестниц, паркетов.

Дуб распространен и в Европе, и в Азии, и в Америке. Зрелая древесина имеет оттенки от светло-коричневой до желтовато-коричневой (такой же оттенок имеет древесина лиственницы, кедра). Очень прочная, устойчивая к внешним воздействия и долговечная древесина, которая может все же темнеть с течением времени. Дуб легко поддается механической обработке, почему его и любят и мебельщики, краснодеревщики, и художники.

Орех растет повсеместно. Древесина коричневого и серого цвета имеет богатый волнистый рисунок, что обеспечивает и устойчивость к деформации и трещинообразованию. Коричневый цвет характерен и для каштана, дуба, груши, палисандра, абрикоса.

Клен произрастает в зонах с умеренным климатом по всей Европе, в Америке, на Дальнем Востоке. Но в зависимости от регионов древесина имеет разную твердость. К сожалению подвержен трещинообразованию. Древесина клена отличается почти белым (светло-желтым) цветом. Таким же оттенком отличается и осина, береза, ель, пихта.

Эбеновое дерево произрастает в Африке. Обычно его называют черным деревом, но имеет палитру цвета от темно-коричневого, темно-красного, чернильно-фиолетового до черного. К элитным породам дерева относят и махагони (Африка), поэтому используется и для изготовления мебели и для изготовления резной скульптуры, рельефа и др. Среди элитных пород дерева можно встретить и красно-фиолетовые оттенки (амарант), красный цвет (маклюра, падуб).

Имеет красивые оттенки цвета и груша, ольха, яблоня (розовый), лимонное дерево, карельская береза, сосна (желтый), грецкий орех (серый). Но цветовая гама может быть изменена при вымачивании, вываривании, отбеливании. Так, тис при вымачивании становится из желто-красного фиолетового-пунцовым, вымачивание древесины в отваре из коры ольхи придает красновато-коричневый цвет, который не выцветает на солнце, отвар из шелухи лука придает желтый или коричнево-красный тон древесине.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.