Здавалка
Главная | Обратная связь

Глобальное информационное пространство и массово-информационная деятельность.



Журналистика как деятельность по сбору, обработке и распространению общественно значимой информации начала формироваться лишь в 16-17 веке. Массовая информация – это тот разнообразный жизненный опыт, который человечество фиксирует в устных рассказах, фольклоре, рукописях, различных медиапродуктах для сохранения и передачи потомкам. Отличие массовой от специализированной информации в том, что «она невест в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех» [Лазутина].

2вида производства массовой информации и 2 ее «слоя»:

(1) спонтанный; информация возникает в силу того, что человек предрасположен к общению (анекдоты, слухи).

(2) Организованный; им занимаются разные специалисты, для дальнейшего распространения ее по каналам, доступным массовой аудитории (статьи, художественные тексты, фильмы, реклама). Это неоднократно воспроизводимые продукты.

Иными словами, до появления форм массово-информационной деятельности общезначимая информация распространялась спонтанно (в виде устного творчества, с появлением письменности в архивах, библиотеках). С возникновением и развитием СМК (СМ коммуникации) добавились фильмотеки, фонотеки, компьютерные базы данных, музеев.

3 формы существования массовой информации [Лазутина].

1) Пассивная форма: информация находится в хранилищах «до востребования», в виде печатных или аудиовизуальных текстов, до коммуникативной ситуации.

2) Форма непроизвольной активности: тексты МИ циркулируют по каналам интерперсональной, межличностной коммуникации. В эти неструктурированные каналы тексты часто попадают непосредственно от создателей.

3) Форма произвольной активности: МИ предлагают обществу специально созданные организации (СМИ). Здесь МИ в виде совокупности информационных продуктов, которую исследователи называют массовыми информационными потоками[Лазутина].

Понятие массовых информационных потоков тесно связано с понятием каналов массовой информации. И если каналы – это русло (например, газета или книга как «формат» передачи текстовой информации, радиовещание как способ передачи звуковой и т.д.), то массовые информационные потоки – это сама река, или содержание.

Термин «поток информации» («поток данных») перенесен из информатики. В коммуникативистике характеристики потоков информации поясняют их роль в культурной жизни общества, указывая на тип информационного обмена [Землянова]. 2 типа такого обмена:

- Олигархическая модель– односторонний процесс, когда информация передается «сверху вниз» от элиты к массам посредством СМИ, превращенных в орудие той или иной идейной позиции. Масс-медиа здесь – средство манипуляции массовым сознанием пассивной аудитории.

- Партисипационная модель предполагает независимость информационной деятельности от властных структур и равноправное соучастие аудитории в работе масс-медиа. Контроль над МИ потоком осуществляется горизонтально: аудитория оказывает влияние на содержание.

- Массовая аудитория – это коллективные получатели некоего общественно доступного сообщения. Понятие пришло из театра, где люди физически были в одном месте в одно время. Технические возможности СМК привели к тому, что представители аудитории масс-медиа могут получать сообщения, когда им удобно.

Первым примером массовой аудитории является читательская общественность. Массовая аудитория, однако, намного шире. Денис МакКвайл отмечает, что характерными признаками такой аудитории являются: большие размеры, отсутствие информации друг о друге, отсутствие какой-либо организации и возможности идентифицировать себя с такими же представителями аудитории. 4 этапа развития аудитории: Время элитной А (Медиапродукты потребляли лишь образованные члены общества); Время массовой А (аудиторией медиа стали все классы общества, медипродукты были понятными и востребованными); Время специализированной А (фокусировка СМИ на отдельных сегментах аудитории); Время интерактивной А (цифровые технологии, фрагментарная А).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.