Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности СМИ. Параллельно – теории прессы.



Тоталитаризм и СМИ. Пропаганда - один из основных методов взаимодействия власти с обществом. Принципиальная разница между пропагандой и идеологической обработкой – последняя направлена внутрь страны, когда режим закрепился, а в качестве инструмента внешней политики используется мощная пропаганда. Тоталитарная пропаганда имеет свои особенности: она подняла до высокого уровня технику производства лозунгов, особенно в форме предсказания (апелляция к будущему), старалась опираться на научную базу, поиск заговоров по всему миру («всемирный еврейский заговор»).

Отношение тоталитаризма к СМИ выражается авторитарной теорией средств массовой информации, которая оформилась в 16-17 вв. «Пресса является служанкой государства и обслуживает его интересы». СМИ в тоталитарном обществе должны осуществлять поддержку правительства и способствовать достижению им его конечных целей. На ранних стадиях существования режима СМИ жестко подавляются с целью избежать критики правительства и действий против власти. Позднее СМИ рассматриваются как тонкий инструмент пропаганды и идеологической обработки. В годы правления нацистов к Геббельсу каждый день съезжались на “совещание” редакторы всех изданий, чтобы получить инструкции: о чем и как можно писать, а о чем упоминать вообще нельзя. Так осуществлялся надзор за СМИ.

В Советском Союзе массовая коммуникация была неотъемлемой частью государства. В.Ленин писал, что газеты должны быть “коллективным пропагандистом, коллективным агитатором, ... коллективным организатором”. Это основные функции СМИ при советской власти, требующие тотальный контроль над прессой, поэтому прекратилась частная собственность на средства массовой коммуникации (у нацистов она была сохранена). Всю советскую историю СМИ доносили до масс кремлевскую идеологию. Развлекательная функция была забыта надолго, поскольку сначала “настоящий большевик”, а затем и “настоящий коммунист” были лишены права на отдых.

Все функции СМИ в условиях советского режима легко свести к одной: способствовать продвижению рабочего класса и мирового коммунизма в классовой борьбе.

В демократическом мире СМИ – услуга. Соответствует либертарианской теории прессы. Она была принята в Англии, потом в США. Основывается на представлении о том, что человек – основа и двигатель цивилизации. Пресса свободная от цензуры и ограничений, необходима для ознакомления в народном сознании гуманных ценностей. СМИ рассматриваются как источник информации и руководство к действию для зрелого человека. С конца XVIII века пресса превратилась в важное средство общения с публикой, ее информирования о процессах, протекающих в политической сфере. Большую роль играет функция развлекательная, рекламная.

СМИ должны помогать в разрешении противоречий на основе фактов и мнений, следить за тем, чтобы правительство не переступало границ своей деятельности, служить инструментом внесудебного контроля над властью, быть «сторожевым псом демократии, всегда готовым обнаружить и разоблачить любой произвол или авторитарные действия». В идеале СМИ абсолютно независимы, не подвержены давлению со стороны заинтересованных структур. На деле же полную свободу СМИ не гарантирует никто. Кроме того, средства массовой информации способствуют развитию наук и искусств, стремятся улучшать (в идеале) вкус аудитории, прививать высокие стандарты повседневной жизни.

Либертарианская теория определяет задачи СМИ так: обеспечение информации и полемики по социальным вопросам; просвещение публики; обеспечение прав личности; обслуживание экономической системы; предоставление развлечений; поддержание собственной финансовой независимости.

Из либертарианской теории вытекла теория социальной ответственности прессы. Возникла в ХХ веке в США, с целью информировать, развлекать, и переводить конфликт на уровень обсуждения. Она наследует функции от либертарианской теории, но смотрит на них с тех позиций, что средства информации обязаны контролировать себя сами, чтобы не навредить аудитории. А экономическая функция не должна быть главной. С появлением этой теории стали появляться первые этические журналистские кодексы, школы журналистов и т.п. Новая идея, заложенная в Канонах журналистики - самый ранний кодекс норм поведения. Этот кодекс был принят американским обществом редакторов газет в 1923 году, призывал газеты работать с чувством ответственности по отношению к общественному благу, соблюдая искренность и правдивость, порядочность.

Комиссия по вопросам свободы печати указала основные задачи средств коммуникации:

· «правдивый, исчерпывающий, вдумчивый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимыми»;

· пресса должна служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями»;

· «Представлять и разъяснять задачи общества и его ценности»;

· обеспечивать «полный доступ к сведениям, полученным за день». Одна из важных особенностей этого подхода: раньше свобода слова была лишь правом, теперь же она превращается в обязанность.

Советская коммунистическая теория прессы получила развитие в СССР, СМИ используют преданные члены партии, запрещена критика задач партии, цель - способствовать успеху и поддержанию социалистической системы. Если при теории социальной ответственности пресса несет ответственность перед собственной совестью, при советской теории перед пролетариатом. Средство массовой коммуникации - агитатор, пропагандист, организатор.

В России в период перехода от коммунистической системы к демократии СМИ выполняли еще несколько важных функций. Во-первых, они проводили гласность в политике, участие граждан в формировании властных институтов демократического типа, реформирование экономики. Разоблачая несовершенство авторитарного режима, СМИ становились на сторону ущемленного в правах общества. Однако с течением времени СМИ превратились в выразителей мнений своих хозяев, как правило, крупных корпораций и «олигархов». В стране, претендующей на статус демократической, СМИ вновь оказываются в позиции одного из рабочих инструментов власти. Это усиливает отчуждение средств масс-медиа от общества, снижает уровень доверия аудитории к СМИ.

Одной из основных функций СМИ является установка повестки дня в публичной сфере. Появилась «теория привратника», говорящая о том, что факт, не попавший в повестку дня СМИ, не является событием для аудитории и предается забвению; таким образом, редакция наделена эксклюзивным правом формировать общественную повестку дня.

На Западе это называется функцией фокусирования общественного мнения на определенном круге проблем. Реализовать эту функцию может газета с универсальным содержанием. Но мы имеем дело с искусственно нагнетаемым значением тех или иных политических фигур. Получается искаженная, неадекватная картина мира.

Теория "постановки повестки дня" –одна из теорий коммуникации, согласно которой СМИ могут искусственно манипулировать массовым сознанием, отбирая и показывая события, тем самым формально избегая диктата, но осуществляя "подсказку".

Быть общенациональной газетой означает уметь верстать "повестку дня".

Медиатизация политики. С этим явлением российское общество столкнулось в сер. 90-х XX века. Политика понимается и как властные отношения, и как сфера управления, и как системное коммуникационное устройство. В рамках этой системы и развивается процесс медиатизации политики. Медиа в политике - основной массовый канал распространения информации. СМИ, представляющие политику, являются определяющим и подчас единственным способом репрезентации политической реальности. Более того, СМИ оказываются теми фильтрами, которые отбирают для (и за) аудитории информацию о проблемах, с которыми общество не имеет возможности иметь дело в повседневной жизни (внешняя политика). Медиа очерчивают пространство репрезентации смыслов и образов, выстраивая виртуальную реальность политики. Медиатизированная политика и есть виртуальная реальность, представляемая и создаваемая СМИ, а медиатизация политики - процесс установления этой реальности. Этот процесс представляет собой совокупность массовых явлений информационного воздействия и взаимодействия как внутри политической сферы, так и при ее переплетении со сферой средств массовой информации. Иными словами, медиатизация политики - процесс проникновения политического поля в медийное.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.