Здавалка
Главная | Обратная связь

Общественное мнение как явление социальной действительности



Уолтер Липман пишет, что О.М. в большой степени зависит от личностных установок человека: «…на поток поступающих извне сооб­щений влияют уже закрепившиеся образы, предрассудки и предубеждения, которые служат орудием интерпретации и расширения этих сообщений и, в свою очередь, энергично направляют игру воображения и само видение событий».

Общественное мнение употребляется для обозначения суждений больших социальных общностей людей (народа, класса, социальной группы), возникающих в процессе деятельности и общения людей, выражающие их отношение к различным явлениям, процессам, фактам.

Общественное мнение - оценочное суждение, которое выражает определённое отношение к актуальным вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы.

Сложившееся общественное мнение - не механическая сумма отдельных мнений, а результат их взаимообмена, взаимообогащения. ОМ – одна из форм массового сознания. Общественное мнение имеет сложную внутреннюю структуру и многоуровневый характер. Оно может проявляться на микроуровне (социальные группы, территориальные общности), на мезоуровне (область, край, республика) и на макроуровне (общество в целом).

О.М. = осознание социальной общностью своих реальных или иллюзорных интересов + умение субъекта оценить объект своего интереса.

Факторы формирования о.м.:

1. О.м. возникает лишь по вопросам, имеющим важное практическое значение, то есть по вопросам, затрагивающим социальные интересы людей.

2. О.м. предполагает различие в оценках и заключает в себе элементы дискуссионности.

3. Необходим определенный уровень компетентности, знаний.

Основные характеристики о.м.:

- направленность мнения, которая отражает общую качественную оценку проблемы (да-нет, за-против);

- интенсивность – является показателем того, какую силу приобретает о.м. независимо от его направленности (полностью - не полностью, согласен - все равно);

- стабильность – означает продолжительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств.

- информационная насыщенность – указывает, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди;

- специальная поддержка – является свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной среде люди.

Функции о.м.:

ü экспрессивная – о.м. всегда занимает определенную позицию по отношению к различным вопросам общественной жизни. В данной функции о.м. выступает в качестве контролирующей силы и обладает моральной властью.

ü консультирующая – общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему, и таким образом заставляет соответствующие социальные институты действовать определенным образом в отношении решения неких значимых для общества проблем.

ü директивная – проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при выборах – в данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.