Здавалка
Главная | Обратная связь

Воинский коллектив как разновидность общности людей



 

В процессе сплочения и развития воинского коллектива достигается морально-психологическое и организационное единство личного состава подразделения. Оно проявляется в четкости и высокой эффективности совместных действий с оружием и техникой, а также и во внеслужебное время и в разнообразных формах коллективной духовной жизни, в сознании каждого воина, чувствующего свою близость и привязанность к товарищам и ответственность перед ними.

Практика показывает, что для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие условия:

а) общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам политической жизни и военной службы, формирующиеся на основе политико-морального единства воинов, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормы и способы регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы.

Механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении, влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.

 

Система внутри коллективного общения - это совокупность разнообразных контактов между воинами: служебных и личных, информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних; управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т. д. Средством общения служит взаимный обмен информацией между воинами (ее сообщение и восприятие).

 

Общение характеризуется:

-предметом и содержанием (тем, о чем и что именно говорится);

-способом передачи информации (устная речь, письмо, исполь­зование неречевых средств - мимика, жесты);

-согласованным, единым, одинаково понимаемым языком (в том числе и условным, искусственным, переговорная таблица, список условных наименований и сигналов).

Общение, как и всякая другая форма активности людей, имеет свои мотивы. Мотивы общения - явления межличностного, взаимного порядка, потому что стремление к общению с одной стороны должно встретить аналогичное стремление другой или хотя бы благожелательный отклик.

Акт общения является эффективным, если процесс сообщения, восприятия и интерпретации информации привел к взаимопониманию.

Психология коллектива, то есть общественное мнение, настроение, традиции, взаимоотношения, не имеет самостоятельного, обособленного существования. Она выступает в психологии индивида, принадлежащего данной группе. Однако индивидуальное, свойственное только данному человеку, и то, в чем выражена психология коллектива, не всегда совпадают.

Идейное единство личного состава достигается в результате сближения индивидуальных взглядов на базе научного мировоззрения и нравственности. По мере упрочения коллектива воины во все большей степени становятся сознательными, идейными единомышленниками, что и является главным источником общих мотивов для коллективной деятельности.

Совокупность основных коллективных мнений, которые "четко определились и являются устойчивыми и активными, характеризует направленность воинского коллектива, его общую позицию по отношению к актуальным вопросам военной службы. Это - ядро политико-морального состояния коллектива. В зависимости от степени единства и согласия в динамике общественного мнения воинского коллектива различают три его основные стадии: диффузное, поляризованное и единое коллективное мнение.

Диффузное мнение - это разнобой во взглядах и в суждениях. Воины имеют противоречивые, не согласующиеся позиции; некоторые из них зат­рудняются в определении своей точки зрения, не могут объективно оценить суждения товарищей и осознанно присоединиться к какой-либо позиции.

Поляризованное мнениеимеет место, если ведущие точки зрения уже определились, вследствие чего личный состав разделился на две-три группы, каждая из которых имеет свою позицию и отстаивает ее. Единое коллективное мнениехарактеризуется максимальным согласием и наличием одной, общей, сознательно и искренно разделяемой всеми позиции.

Важной задачей в изучении коллектива является оценка его слаженности (сплоченности), которая зависит от стремления, и умения воинов согласовывать свои действия, подчинять их общему плану, соединять в единый процесс выполнения задачи, стоящей перед подразделением.

Коллективная мотивация— это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами.

Навыки и умения взаимодействия и дружеского общениясостоят в том, чтобы в каждый момент совместной работы делать именно то, что вытекает из логики решения общей задачи, причем делать это самостоятельно, на основе личной оценки складывающейся обстановки, без указаний и просьб.

- межличностные отношения.Они представляют собой своеобразную сеть связей, объединяющих воинов чувствами уважения, товарищества, дружбы, признания авторитета и взаимной ответственностью. Основной психологический компонент в структуре межличностных отношений - это позиция воина по отношению к каждому из своих товарищей. Она представляет собой комплекс чувств и оценочных суждений, которые вызываются поступками и качествами личности другого человека, всем тем, что один из них знает о своем товарище.

Коллективным настроениемназывают совместные переживания тех или иных событий, фактов, а также сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время всем коллективом (или его частью) и влияющие на его жизнь и деятельность. При оценке коллективного настроения учитывают любые формы эмоциональных реакций, в том числе и кратковременные. Совокупность этих реакций, приуроченных к конкретным событиям, дают возможность определить эмоциональные позиции и лучше понять общее настроение.

Настроение коллектива имеет две основные формы: пассивную и активную. Пассивная форма - это состояние собственно эмоциональной сферы коллективной психологии. Основу активной формы коллективного настроения образуют эмоциональные стремления (мотивы) к конкретным действиям.

социально-психологические качестваколлектива: его сплоченность, организованность, дисциплина, боеспособность, воспитательные возможности и т. д. В других случаях первостепенную важность приобретает проблема оценки состояний коллектива:его настроения, текущей направленности на конкретную деятельность, отношения к решаемым задачам, уровня его активности и готовности к действиям и в целом - его политико-морального состояния.

6. Сушность и значение ВСПР в части, в подразделении

 

Руководство воинским коллективом имеет два основных аспекта:

1. организация коллективной деятельности, обеспечение своевременного и качественного выполнения задач, поставленных перед подразделением;

2. сплочение и развитие самого коллектива, укрепление в нем дисциплины и порядка, повышение его боевых и воспитательных возможностей.

Как первое, так и второе направления в руководстве коллективом опираются на глубокое и всестороннее его изучение, точное знание реального состояния дел вообще, и в области духовной жизни в особенности.

Изучение психологии воинского коллектива не ограничивается изучением индивидуальных особенностей его членов, хотя эта работа необходима, для того чтобы понимать, что происходит в подразделении.

С особым вниманием изучается психология тех членов коллектива, которые занимают в нем ведущее положение, - офицеры, прапорщики, сержанты, активисты, а также и те, кто играет значительную роль в неофициальной системе отношений.

Точно так же пристально изучаются индивидуальные особенности военнослужащих, не пользующихся в подразделении должным уважением, слабо связанных с коллективом.

Важным объектом в процессе изучения коллектива и уточнения состояния дел в нем являются неофициальные микрогруппы. Их существование, состав, основы образования, роль, которую они играют в жизни и деятельности подразделения.

Вторая сторонаизучения психологии воинского коллектива ориентирована непосредственно на социально-психологические явления. Здесь важнейшая задача заключается в том, чтобы оценить направленность коллектива,то есть его устойчивые отношения, позиции по конкретным актуальным вопросам (занятия по боевой и политической подготовке, другие элементы военной службы; общеполитические вопросы, условия быта, техника и оборудование и т. д.). Социально-психологическим механизмом этих позиций является общественное мнение коллектива, следовательно, дело сводится к установлению степени единства взглядов воинов, их готовности отстаивать свои позиции.

Существенным показателем сплоченности коллектива являются качество и состояние взаимоотношений между его членами, степень их соответствия уставным нормам. Чем более прочными и нравственно зрелыми являются эти отношения, тем крепче коллектив, тем выше его боевая эффективность. Важным критерием в оценке взаимоотношений является то, как они обеспечивают деятельность подразделения, выполнение конкретных задач. Отдельными критериями при оценке взаимоотношений служат: содержание норм, которыми воины руководствуются, общаясь друг с другом, оценочные принципы, с помощью которых вырабатываются их мнения друг о друге, глубина взаимопонимания и степень удовлетворенности членов коллектива тем, как к ним относятся их сослуживцы.

Воинский коллектив предназначен, как известно, для решения определенного круга задач (боевых, учебных, педагогическо-управленческих и др.). Следовательно, его руководителю и вышестоящим начальникам всегда нужно знать уровень работоспособности (боеспособности, боеготовности) и эффективности коллектива как субъекта воинской деятельности. Эта эффективность обусловливается всеми положительными качествами коллектива, всей его психологией, но непосредственную роль здесь играют слаженность и сплоченность подразделения, качество боевого взаимодействия между отдельными специалистами и группами. Значит, умение руководить подчиненными, с одной стороны, и уровень исполнительности - с другой, а в целом уровень управляемости подразделения должны при изучении коллектива оцениваться с особой тщательностью.

В коллективной психологии существенное место занимают внутри коллективные традиции, своего рода межличностные привычки, которые распространяют свое неназойливое, но сильное влияние и на сферу деятельности (отдыха), и на внутреннее общение воинов, и на их отношение к внеколлективным явлениям (в том числе и к другим коллективам). Изучение традиций несколько сложнее, чем других социально-психологических явлений, потому что степень их словесного оформления чаще всего незначительная. Только в немногих коллективах четко сформулированы, а иногда и записаны и целенаправленно доводятся до всех воинов, прежде всего новичков, специфические традиции. Оценка традиции коллектива осуществляется путем соотношения их с уставными требованиями, с нормами морали и права.

Представление о коллективе не будет полным, если упустить то настроение, которое существует в нем в рассматриваемое время. Более того, даже показатели, касающиеся других сторон коллективной психологии, могут оказаться неточными, если не учесть влияния на них текущего состояния. Коллективное настроение проявляется через настроения отдельных воинов, прежде всего тех, которые наиболее эмоционально чувствительны к различным влияниям и событиям. Настроение зависит также от общей морально-политической и эмоциональной устойчивости коллективной психологии, уровня психологической закалки и сплоченности личного состава. Так решается задача изучения коллектива.

Однако изучение - это не самоцель, а получение исходных данных для эффективной организаторской и учебно-воспитательной работы, подъема коллективного сознания на более высокий уровень зрелости и боевитости.

Руководство коллективом - это прежде всего организаторская работа, главная цель которой состоит в том, чтобы добиться рационального применения моральных и физических сил воинов, направить их на выполнение конкретных учебных в боевых задач.

Организаторскаяработа является необходимым внутренним звеном всякой сложной деятельности, выполняемой усилиями многих людей. Начинается процесс организации с подготовки и принятия решения о цели, содержании и способах действий всего коллектива и каждого отдельного непосредственно подчиненного исполнителя; ядром решения является способ выполнения полученной задачи, в силу чего его разработка выступает в качестве теоретического решения задачи.

Содержанием второго этапа в организаторской деятельности является постановка задач (отдача приказа, распоряжения) исполнителям, вследствие чего решение руководителя становится собственным решением подчиненного и соответственно общеколлективным решением личного состава. Цель будет достигнута, если: а) подчиненные поняли, что, где и как, в какие сроки они должны делать (цель и способ действий); б) в их сознании сформировались активные и нравственно зрелые мотивы предстоящей деятельности (чувство ответственности, гордости за порученное дело, решимость во что бы то ни стало выполнить приказ); в) подчиненные уверены в выполнении задачи, в успехе, в своих силах и в силах своих товарищей, не испытывают страха, растерянности и других, негативных переживаний (психологическая готовность).

Третий этап организаторской деятельности представляет собой контроль и оперативное управление действиями подчиненных по выполнению поставленной им задачи. В это время могут выявиться неточности ранее принятого решения и прежде скрытые ошибки, а уяснении его подчиненными.

Последний, четвертый, этап в структуре организаторской деятельности имеет оценочно-педагогический характер. После того как задача выполнена, нужно разобраться в сделанном, выявить причины успехов и недостатков, оценить действительный вклад каждого из подчиненных в общий результат, поощрить отличившихся и извлечь поучительные уроки на будущее.

Руководство формированием общественного мнения предполагает опору на закономерности этого процесса. Надо иметь в виду, что общественное мнение по тому или иному вопросу может сформироваться и стихийно, без направляющего воздействия командира, офицера воспитателя, общественных органов. Но в этом случае нет гарантии, что сложившееся таким путем мнение будет идеологически и нравственно выдержанным и сыграет положительную роль в деятельности воинов.

Изучение накопленного опыта работы с личным составом показывает, что в руководство процессом формирования коллективных мнений существует два основных подхода. Первый заключается в том, что руководитель коллектива предлагает воинам идею будущего коллективного мнения, разъясняет ее, аргументирует и убеждает в необходимости занять данную позицию. При втором подходе организуется коллективная дискуссия, с тем чтобы воины сами пришли к целесообразному совместному решению.

Этот второй подход имеет ряд особенностей. Несмотря на то, что командиру (начальнику) подразделения может быть с самого начала ясно, какую позицию по данному вопросу должен занять коллектив, он лично не спешит предопределить ее. Руководитель дает подчиненным возможность

 

7. Основные задачи, направления и принципы воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах РК.

 

Воспитательная работа в ВС РК как процесс реализуется через цельную систему воспитательного воздействия, включающую конкретных воспитателей воспитуемых, их индивидуальные личностные качества, мотивы, цели, формы,

пути и методы ее достижения, механизм коррекции воспитательного воздействия с учетом практических результатов.

В содержательном плане упор сделан на те ценности, которые необходимо использовать как духовную опору в воспитании военнослужащих. Для данного периода реформирование это главное, поскольку «технология» воспитания изменилась несущественно

Поиск духовно - нравственных основ воспитания позволил сформулировать идей, которые составляют каркас воспитательной работы в армии и на флоте: «Казахстанский государственный патриотизм», «Верность воинскому долгу», «Готовность к защите интересов РК». Кратко их можно обозначить так: «Казахстан», «Долг», «Профессионализм». Несмотря на идейные политические различия во взглядах, установках людей, у них есть общее, объединяющее - Отечество, любовь и верность ему. Для ВС главным является фактор их единства и сплоченности действий.

Воспитательной работе в ВС РК присущи определенные закономерности. К ним относятся:

-постоянное повышение роли воспитания в жизни и деятельности ВС, в решении поставленных перед ними задач;

-обусловленность целей, задач, содержания воспитания идеологией и политическим курсам руководства РК;

-соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы конкретным задачам боевой деятельности войск (с учетом особенностей общественно-политической, социально-экономической обстановки в республике и местах дислокации воинских частей и подразделений);

-зависимость эффективности проводимой воспитательной работы от уровня подготовки военных кадрах, их морально-деловых качеств.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.