Здавалка
Главная | Обратная связь

Билет 8.Распределение власти: делегирование полномочий и децентрализация.



Распределение власти имеет 2 осн формы:

1- Делегирование полномочий – это форма распределения власти, т.е. передача власти от рук-ля подчиненным. Это сопровождается передачей задач.

Нужно помнить, что:кроме задач необходимо передавать компетенции; делегируются полномочия, но не ответственность.

Причины делегирования:- нехватка времени – узкоспециализированные задачи- - повышение професс уровня подчинённых – болезнь рук-ля.

На практике делегирование используется крайне неэффективно из-за барьеров со стороны подчиненных, рук-лей и огр-и в целом.

Барьеры делегирования: со стороны ×подчинённые × руководитель × сама организация

Руководитель

-недостаток времени для подробного инструктажа и контроля

- неуверенность способностей у подчинённого

-страх потери контроля

- нежелание расстаться с любимой работой

- страх потери власти и влияния

- страх потери имиджа и авторитета

Подчинённый

-нехватка знаний и умений

- боязнь критики

- страх перед ответственностью

Сама организация

-изначально все решалось через рук-ля, подч действуют по заведенному порядку

-если высшее рук-во не делегирует свои полномочия, то и низшее не может

Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию упр-ния организацией. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший рук-ль.

Правила и принципы делегирования:

не имеете права требовать отлич рез-тов, единств критерием явл время

прежде чем передать полномочия провести собеседование, чтобы узнать мнение подчиненного к делегированию

передавать полномочия необходимо при всех-сниж барьера коллегиальности

передавать всю необх инфо для решения этой проблемы и обеспечить доступ к инфо

привлечение подчинённых к передаче задач. к делегированию

делегирование – постоянный, непрерывный процесс

Необходимо проводить ратацию подчиненных, распред-ть обяз-ти так, чтобы коллектив м/ меня заменить, а один работник нет.

Делегировать необходимо рутинную работу, специализированную и подготовительную

Не делегировать постановку целей, выработку политики, контроль результатов, мотивацию подчиненных, необычные исключительные дела

2-децентрализация-передача власти от вышестоящих звеньев к нижестоящим

Различают централизованное(решения принимаются сверху) и децентрализ управление.

Зависит от объёма решаемых задач, планомерное развитие организации ведет к децентрализации. Также зависит от внешних и внутренних факторов.

Любое пред-ие, кот-ое нах-ся в раз-вии, т.е. масштабы кот-го увелич-ся, склон-ся к децентр-ии, т.к. высшие уровни уже не способны решить все задачи (это естеств процесс).

Степень централизации или децентрализации определяют следующие факторы:

1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. При сильно централизованной структуре управления количество таких решений минимально.

2. Важность данных решений. В централизованных фирмах руководители среднего и низшего звена не могут принимать важные решения, например, связанные с большими затратами материальных средств.

3. Последствия решений, принятых на нижестоящих уровнях. Чем выше степень децентрализации, тем большее количество функций затрагивают решения, принятые на нижестоящих уровнях.

4. Величина контроля за работой подчиненных. Чем больше децентрализация управления, тем меньше контроль за нижестоящими руководителями.

5. Степень децентрализации определяется также степенью делегирования высшим руководством своих полномочий нижестоящим уровням управления.

Факторы, влияющие на уровень децентрализации:

величина затрат;степень унификации; размеры п/п;философия мен-та. Рук-ли могут предпочитать авторитарную структуру упр-ния, где все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где рук-ли всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий; наличие подходящего рук-ля; использование приемов контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь; география деят-ти огр-и; влияние внешней среды.
Ротация – дифференцирование задачи среди подчиненных, т.к. каждый подчиненный хорош в одном аспекте.

Преимущества децентрализации состоят в том, что она дает право принятия решений руководителю, который находится ближе всего к возникающей проблеме; стимулирует инициативу; помогает профессиональному росту руководителей. Кроме того, децентрализованная система управления является наиболее оптимальной для управления крупными фирмами, ориентированными на международные рынки, так как в этих фирмах существуют огромное количество информации и сложности процесса принятия решений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.