Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. Вагон-снаряд.



Когда прославленная колумбиада была сооружена, общественное вниманиесосредоточилось на снаряде, который должен был служить вагоном для трехотчаянных смельчаков, решившихся полететь на Луну. Все помнили, что МишельАрдан еще в своей телеграмме от 30 сентября потребовал, чтобы внеслиизменения в проект снаряда, принятый комитетом "Пушечного клуба". Вначалепредседатель Барбикен не без оснований думал, что форма снаряда не имеетособого значения, так как он в несколько секунд пролетит сквозь земнуюатмосферу и будет совершать весь дальнейший полет в пустом пространстве.Поэтому комитет решил пустить круглую бомбу, чтобы она свободно вращалась ивела себя как ей заблагорассудится. Но предложение Мишеля Ардана совершенно изменило постановку вопроса.Мишель Ардан заявил, что он не желает крутиться как белка в колесе. Он хотелпутешествовать в нормальном положении, с таким же "достоинством", как,например, в гондоле воздушного шара, но, разумеется, гораздо быстрее, ивовсе не собирался кувыркаться самым непристойным образом в крутящемся ядре. Поэтому завод "Брэдвиль и КВ°" в Олбани получил своевременно чертежи изаказ на снаряд новой формы, с указанием спешно его выполнить. Отливка былаудачно произведена 2 ноября, и снаряд был немедленно отправлен по восточнойжелезной дороге в Стонзхилл. 10 ноября он благополучно прибыл к месту назначения. Мишель Ардан,Барбикен, Николь с нетерпением ожидали вагон-снаряд, в котором они должныбыли полететь на завоевание нового мира. Снаряд оказался чудом металлургии и делал честь индустриальному гениюамериканцев. Никогда еще до сих пор не добывали сразу такого огромногоколичества алюминия, и уже одно это можно было считать необычайнымдостижением техники. Драгоценный снаряд ярко сверкал на солнце. Коническаяверхушка придавала ему сходство с массивными караульными башенками, которымив былые времена средневековые архитекторы украшали углы крепостных стен;недоставало лишь узеньких бойниц и флюгера на крыше. -- Так и кажется,-- воскликнул Ардан,-- что вот-вот из нее выйдет воинс аркебузой и в стальных латах! А мы в ней будем жить, точно феодальныебароны. Захватить бы две-три пушки, и мы одолели бы всю армию селенитов,если только на Луне есть жители! -- Значит, тебе нравится наш экипаж? -- спросил Барбикен. -- О да, да, еще бы,-- отвечал Ардан, рассматривая снаряд глазамихудожника.-- Жаль только, что контур простоват, да и конус мог бы бытьизящнее. Надо было бы увенчать его гирляндой металлического орнамента,изобразить, например, химеру или саламандру, выскакивающую из огня сраспростертыми крыльями и разверстой пастью! -- К чему это? -- спросил Барбикен, который в силу своего практическогосклада был мало впечатлителен к красотам искусства. -- Ты спрашиваешь "к чему", друг Барбикен! Увы, раз ты мне задаешьтакой вопрос, я боюсь, что ты никогда не поймешь ответа... -- А ты все-таки попробуй ответить, дружище. -- Видишь ли: по-моему, надо во все, что мы делаем, вносить как можнобольше красоты, изящества. Знаешь индусскую пьесу, которая называется"Тележка ребенка"? -- Даже название не слыхал,-- признался Барбикен. -- Это меня ничуть не удивляет,-- продолжал Мишель Ардан.-- Так узнайже, что в этой пьесе выведен вор, который собирается проделать дыру в стенеи спрашивает себя, какую бы форму придать отверстию: пиры, цветка, птичкиили вазы? Скажи мне, друг Барбикен: будь ты в те времена присяжным, осудилбы ты этого вора? -- Без малейших колебаний! -- ответил председатель "Пушечного клуба".--Признал бы еще отягощающие обстоятельства; взлом с заранее обдуманнымнамерением. -- А я бы его оправдал, друг Барбикен! Вот видишь: ты никогда несможешь меня понять. -- И даже не буду пытаться, мой доблестный художник! -- Да, внешний вид нашего вагона оставляет желать лучшего,-- говоритАрдан,-- но я надеюсь, что мне позволят его меблировать по своему вкусу -- скомфортом и роскошью, подобающими посланникам Земли! -- В этом отношении, дорогой Мишель,-- ответил Барбикен,-- ты можешьразвернуть всю свою артистическую фантазию: мы тебе мешать не будем. Но прежде чем перейти к приятному, председатель "Пушечного клуба" счелдолгом позаботиться о полезном и весьма разумно применил изобретенный имспособ уменьшить силу первоначального толчка. Барбикен сразу же уяснил себе, что никакая пружина не сможет ослабитьудар, и во время его знаменитой прогулки в лесу Скерсно ему удалосьостроумнейшим способом разрешить эту проблему. Он решил попросить этойуслуги у воды, и вот каким образом. На дно снаряда наливается слой воды толщиной в три фута, на которыйкладется деревянный круг, совершенно непроницаемый для воды и скользящийвдоль стенок снаряда. Путешественники помещаются на настоящем плоту. Слойводы разделен во всю ширину горизонтальными перегородками, которые одна задругой будут сплющены при толчке от выстрела. От каждого слоя проведенытрубы к верхушке снаряда. Во время толчка вода в нижнем отделении, разбивперегородку, устремится по трубам наверх и будет выброшена наружу. Точно также и вода следующих отделений вплоть до верхнего. Таким образом, водасыграет роль пружины, и деревянный круг, снабженные, в свою очередь, мощнымипружинами, ударится о дно кабины лишь после того, как будут расплющены всеперегородки. Конечно, путешественники испытают сильный толчок, после тогокак вся вода будет выброшена из снаряда, но все же этот толчок будетзначительно ослаблен благодаря системе "водяных пружин". Правда, слой воды в три фута на поверхности в пятьдесят четыреквадратных фута будет весить около 11 500 фунтов, но напор пироксилиновыхгазов в колумбиаде, по вычислению Барбикена, легко преодолевает этотдобавочный балласт; кроме того, меньше чем в секунду вся вода будетвыброшена, и снаряд восстановит свой нормальный вес. Вот что придумал председатель "Пушечного клуба", пытаясь таким образомразрешить важную проблему толчка. Надо сказать, что инженеры фирмы "Брэдвильи КВ°" прекрасно поняли его проект, и это приспособление было выполненобезупречно. После того как вода будет выброшена наружу, путешественникидолжны были вынуть расплющенные перегородки и разобрать по частям подвижнойкруг, поддерживавший их в момент вылета. Конический потолок вагона-снаряда был обит толстым слоем кожи, подкоторым находились расположенные рядами спиральные пружины из лучшей стали,обладавшие упругостью часовых пружин. Выводные трубы были скрыты под этойкожаной подушкой. Итак, путешественники приняли всевозможные меры предосторожности, чтобысмягчить первоначальный толчок. Мишель Ардан говорил, смеясь, что если онпри всем этом разобьется вдребезги,-- значит, его "материал" никуда негодится. Снаряд был шириной в девять футов и вышиной в двенадцать. .Чтобы ядросохранило нормальный вес, решено было сделать боковые стенки немного тоньшеи утолстить дно, которому предстояло выдержать бешеный напор газов,образующихся при взрыве пироксилина. Впрочем, таково обычное устройство бомби цилиндро-конических снарядов. В эту металлическую башню проникали сквозь люк в ее коническойверхушке, напоминавший отверстие в паровом котле. Он герметическизакупоривался алюминиевой крышкой, прикрепленной с внутренней сторонымощными болтами. Таким образом, путешественники, достигнув ночного светила, могли влюбой момент выйти из своей летучей тюрьмы. Но им предстояло не только лететь, но и делать наблюдения в пути.Поэтому под кожаной покрышкой поместили четыре окна-иллюминатора из толстогочечевицеобразного стекла -- два с боков снаряда, третий в его дне, четвертыйв конической верхушке. Таким образом путешественники могли наблюдать вовремя перелета покидаемую ими Землю, цель их полета -- Луну и звездныепросторы неба. Эти иллюминаторы были защищены от начального толчка плотнопригнанными ставнями, которые потом легко было снять, отвинтив гайки. Такимобразом, воздух из снаряда не выходил наружу, а в окно можно было смотреть ипроизводить наблюдения. Все эти механизмы, превосходно установленные, действовали с безупречнойточностью и легкостью; инженеры фирмы великолепно оборудовали вагон-снаряд. Резервуары и ящики, прикрепленные к стенам, были предназначены дляхранения воды и съестных припасов, необходимых для троих путешественников.Газ для освещения и для плиты хранился в особом баллоне в сжатом виде, поддавлением нескольких атмосфер. Стоило повернуть кран, и снаряд освещался иначинало работать отопление. Запаса газа должно было хватить на шесть суток.Как видим, в этом вагоне-снаряде были налицо все условия, необходимые дляжизни и комфорта. Кроме того, благодаря заботам и художественному вкусуМишеля Ардана вскоре к полезному присоединилось там и приятное в видеизящных предметов. Если бы не размеры вагона, Мишель превратил бы его внастоящее ателье художника. Однако в этой металлической башне былодостаточно просторно для трех человек. Внутренняя ее поверхность равняласьпятидесяти четырем квадратным футам, что при вышине в десять футов давалопутешественникам известную свободу движений. Здесь им было просторнее, чем всамом комфортабельном американском железнодорожном купе. Итак, вопрос о продовольствии и об освещении был разрешен. Оставалсявопрос о воздухе. Было очевидно, что того воздуха, который путешественникизахватят с собой внутри вагона, недостаточно на четверо суток. Как известно;взрослый человек в течение одного часа потребляет весь кислород, заключенныйв ста литрах воздуха. Барбикен, его два спутника и две собаки, которых онирешили захватить, должны были потреблять по 2400 литров кислорода в сутки,или, переводя на меры веса, по семь фунтов. Следовательно, необходимо былово время пути непрерывно восполнять потерю кислорода. Но каким образом? Поспособу Рейзе и Реньо, на которых ссылался Мишель Ардан в своей речи намитинге. Воздух, как известно, представляет собой смесь нескольких газов,главным образом кислорода и азота: примерно двадцать одна часть кислорода насемьдесят девять частей азота. Что же происходит при дыхании? Человеквбирает в легкие и в кровь некоторое количество кислорода, необходимое,чтобы поддержать его существование, и выдыхает азот нетронутым. Выдыхаемыйвоздух беднее кислородом приблизительно на пять процентов; вместо кислородаон содержит почти такое же количество углекислоты, которая образуется ворганизме при соединении кислорода с кровью. Если дышать в наглухо запертомпомещении, то воздух мало-помалу теряет кислород и вместе с тем обогащаетсяуглекислотой -- газом, не пригодным для дыхания. Таким образом, вопрос сводился к следующему: во-первых, как заменятьпотребляемый кислород таким же количеством нового и, во-вторых, как удалятьвыдыхаемую углекислоту. Обе задачи легко разрешались с помощьюхлорноватокислого калия и едкого натра. Хлорноватокислый калий представляет собою вещество, состоящее из белыхкрупинок. При нагревании свыше четырехсот градусов он выделяет кислород ипревращается в хлористый калий. Для получения семи фунтов кислорода, то естьколичества, необходимого для суточного потребления путешественников,достаточно было взять восемнадцать фунтов хлорноватокислого калия. Вот какимпутем восстанавливался запас кислорода. Едкий натр -- вещество, энергично поглощающее углекислоту, котораявсегда находится в атмосфере. Стоит взболтать раствор едкого натра, и онтотчас начинает поглощать углекислоту, которая вместе с натром образуетугленатровую соль. Вот каким образом устранялась углекислота. Итак, одновременно добывая кислород и удаляя углекислоту, можновосстанавливать живительные свойства воздуха. Химики Реньо и Рейзе доказалиэто на целом ряде опытов. Однако эти опыты до сих пор производились тольконад животными. Поэтому, несмотря на весь авторитет упомянутых ученых,рискованно было подвергать подобному опыту людей при невозможности вовремяизменить его обстановку. Таков был вывод, к которому единогласно пришли на заседании комитета,где обсуждался этот важный вопрос. Мишель Ардан, желая удостовериться впригодности способа Рейзе и Реньо, предложил испробовать его на себе еще доотлета снаряда. Но Дж. Т. Мастон энергично потребовал, чтобы именно ему предоставиличесть такого испытания. -- Ведь вы не берете меня с собой! -- заявил славный артиллерист.-- Такдайте же мне по крайней мере пожить в снаряде хоть недельку! Было бы жестоко отказать ему в этой скромной просьбе. ПредложениеМастона было принято. В его распоряжение предоставили достаточное количествохлорноватокислого калия и едкого натра, а также воды и съестных припасов нанеделю. Начало опыта было назначено на 12 ноября, в шесть часов утра. Крепкопожав руку друзьям и строго-настрого запретив открывать дверцу снарядараньше шести часов вечера 20 ноября, Мастон спустился в свою добровольнуютюрьму. Тотчас же за ним герметически завинтили дверцу. Что происходило внутри снаряда в продолжение недели? Этого нельзя былоузнать. Толстые стенки снаряда не пропускали звуков. 20 ноября ровно в шесть часов вечера начали отвинчивать дверцу. ДрузьяМастона несколько тревожились за его судьбу. Но они тотчас же успокоились,когда из глубины снаряда послышалось веселое громогласное "ура!". Через несколько мгновений из люка на верхушке конуса с торжествующимвидом появился секретарь "Пушечного клуба". За время "опыта" он еще больше растолстел.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.