Основные начала и функции семейного права
Говоря о самостоятельности той или иной отрасли права, имеющей собственный предмет и метод правового регулирования, не следует упускать из виду принципы, лежащие в ее основе и предопределяющие дальнейшее регулирование общественных отношений, входящих в предмет конкретной отрасли. Под принципами семейного права следует понимать закрепленные в действующем семейном законодательстве основные начала, руководящие положения, определяющие его характер и сущность, в соответствии с которыми осуществляется регулирование семейных отношений. Принципы семейного права имеют общеобязательное значение в силу их законодательного закрепления. Значение принциповпредопределяется в первую очередь тем, что они указывают основное направление правового регулирования семейных отношений, посредством них раскрывается сущность и внутренний характер семейного права. Без учета принципов семейного права не представляется возможным правильно толковать и применять его нормы. Принципы семейного права играют значительную роль в становлении и развитии действующего законодательства, они способствуют его последующему совершенствованию. Основные начала (принципы) семейного права можно классифицировать по трем основным группам: - общие - свойственны всем без исключения отраслям права; - собственные — характерны только для семейного права; - привнесенные, или заемные - взятые из иных отраслей права и наложенные на почву семейного. Общие принципы семейного права находят свое закрепление в Конституции РФ, в дальнейшем они могут быть конкретизированы иными нормативными актами. Основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Данная цель определяется как основная идея Семейного кодекса РФ (и других законодательных актов в данной области), проходящая через все его институты: заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, усыновление и др. Защита семьи осуществляется не только семейно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: социального обеспечения, трудового, жилищного и др. Цель же СК — установление правовых условий, максимально благоприятных в существующей социально-экономической ситуации для укрепления семьи как ячейки общества, т. е. в установлении в семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей. Конституция РФ также устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; трудоспособные же дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК РФ содержит гл. 21, регулирующую различные аспекты приемной семьи, приемных родителей и содержания ребенка в такой семье. СК РФ исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Положение об обязанности детей по содержанию своих родителей затрагивает прежде всего морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях — одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество — это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь. В числе собственных принципов семейного права ст. 1 СК РФназывает: - принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния; - принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины; - принцип равенства супругов в семье; - принцип разрешения внутрисемейных споров по взаимному согласию; - принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов; - принцип ограничения прав граждан в семье только на основании федерального закона. В основе принципа признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния,лежат положения конституционных норм о государственной защите семьи. Правовое регулирование брачных отношений у нас в стране осуществляется государством. Его заинтересованность в этом определяется тем, что брак служит основой семьи. В соответствии с действующим законодательством (п. 2 ст. 1 СК РФ) признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Актом регистрации государство подтверждает, что данный союз получает общественное признание и защиту как удовлетворяющий определенным требованиям. Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины:первичным условием заключения брака закон признает наличие добровольного согласия мужчины и женщины на его заключение. Добровольный выбор партнера по браку означает право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц (п. 1 ст. 11 СК РФ). Заключение брака в отсутствие одной из сторон либо через представителя по российскому законодательству не допускается. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц. Нарушение свободы выражения воли при вступлении в брак влечет признание его недействительным. Принцип добровольности брака означает также и свободу его расторжения. Принцип равенства супругов в семьеоснован на конституционном принципе равных прав и свобод мужчины и женщины и равных возможностей для их реализации (ст. 19 Конституции РФ). Особое значение он имеет в области семейных отношений, так как равноправие в семье — основа ее прочности. Равенство супругов в семье не только закрепляется в ст. 1 СК РФ, но и проявляется и гарантируется во всех областях семейных отношений. Действие принципа разрешения внутрисемейных споров по взаимному согласиюраспространяется на решение любого вопроса жизни семьи — расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.. Основой принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересовявились положения Конвенции ООН "О правах ребенка", нормами которой установлено, что ребенок является полноправной и самостоятельной личностью, которая наделяется рядом прав, нуждающейся в силу своего возраста в поддержке и защите. Российское законодательство направлено на расширение декларируемого положения. В частности, в СК РФ закреплен целый комплекс положений, направленных на обеспечение и реализацию прав ребенка, а равно на конкретизацию обязанностей и прав их родителей. Предусматриваются следующие основные права ребенка. - жить и воспитываться в семье (в родной или приемной), знать своих родителей (насколько это возможно); выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57 СК); - права на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии — другими ответственными за это лицами), на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54 С К); - на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК); - на защиту своих прав и законных интересов, в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - и в суд (ст. 56 СК); - на фамилию (ст. 58 СК); - - на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60 СК); - способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65 СК). Реализация анализируемого принципа позволяет вести речь о детях как о полноправных субъектах права. Принцип ограничения прав граждан в семье только на основании федерального законагарантирует от произвольного ущемления семейных прав как со стороны отдельных граждан, так и государственных органов. Возможность ограничения прав граждан допускается и на уровне Конституции РФ (ст. 55 Конституции РФ). Такие ограничения объективно обусловлены тем, что человек живет в обществе и свобода личности проявляется во взаимодействии с другими людьми. Поэтому свобода, права индивида не могут быть абсолютными, ничем не ограниченными. Каждый имеет обязанности перед другими людьми, перед обществом и государством. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов семьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, жестокости, секса, порнографии и т. п.). Возможность ограничения прав граждан должна быть прямо предусмотрена либо СК РФ, либо иным законом, никакой иной нормативный акт не может ограничивать либо иным образом ущемлять права граждан в семье. Ограничение прав граждан должно быть всегда обосновано, его применение характеризуется усложненной процедурой. Все это обусловлено исключительным характером принимаемых мер, которые являются крайним шагом со стороны государства в целях защиты интересов иных членов общества. Конкретизируя описанные выше принципы, Российская Федерация, являясь социальным государством, должна планомерно, целенаправленно и плодотворно проводить свою политику в области улучшения, сохранения и развития семьи как необходимого слагаемого элемента всего общества. Проводя свою политику в данной области, государство должно ставить своей целью обеспечение со стороны государства необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Государственная семейная политика Российской Федерации является составной частью социальной политики и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Основные направления государственной семейной политики разработаныисходя из следующих положений: - непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; - понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; - учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях. Основные направления государственной семейной политики в РФ включают: - обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям - меры по: • стабилизации ситуации на рынке труда, • сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, • усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей; - усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем: • стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, • обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, • предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд, и т. д.; - обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей: • распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери, • усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора (контракта), по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством, • введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому; - кардинальное улучшение охраны здоровья семьи: • доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания, • бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет, • профилактика врожденной инвалидности, • развитие медико-генетической помощи населению, • совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных, • улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря, • создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками); - усиление помощи семье в воспитании детей путем: • государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений; распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек; • запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости; • государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Руководствуясь изложенными выше принципами, семейное право как правовая отрасль осуществляет следующие функции: - регулятивную — регулирование семейных отношений в соответствии с действующим законодательством; - охранительную - защита и охрана прав и законных интересов участников семейных отношений; - воспитательную — в семейно-правовых нормах содержится модель поведения, одобряемая государством и обществом, а также неблагоприятные правовые последствия совершения действий и поступков, нарушающих права, свободы и законные интересы других граждан. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|