Здавалка
Главная | Обратная связь

Источники семейного права



Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности.

В юриспруденции под источником правапонимают внешнее выражение нормативно-правовых предписаний, связанное с их закреплением в определенных, официально признанных актах.

Под источниками семейного права следует понимать внешнее выражение государственной воли, посредством которой происходит урегулирование семейно-брачных отношений.

Среди источников семейного права особое место принадлежит Основному закону страны.

Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью.

Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она как акт высшей юридической силы составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Среди норм Конституции РФ большое значение применительно к отрасли семейного права придается положениям ст. 38: материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Основополагающим, ведущим актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, является Семейный кодекс РФ (СК РФ),принятый Государственной Думой РФ 08.12.95 и введенный в действие с 01 марта 1996 г.

СК РФ — систематизированный федеральный законодательный акт. В нем установлены основные начала семейного законодательства (ст. 1 СК РФ), определен круг регулируемых семейным законодательством отношений (ст. 2 СК РФ), содержатся общие положения, касающиеся осуществления и защиты семейных прав (статьи 7-9 СК РФ), а также непосредственно решены важнейшие вопросы брака и семьи, которые в целях обеспечения и защиты семейных прав граждан требуют единообразного решения на всей территории РФ.

СК РФ содержит также нормы о праве, подлежащем применению (российского или иностранного государства) к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (коллизионные нормы), которые в соответствии со ст. 71 (п. "п" ч. 1) относятся к исключительной компетенции РФ.

По своей структуре СК РФ состоит из 8 разделов, 21 главы и 170 статей:

- Раздел I. Общие положения: семейное законодательство; осуществление и защита семейных прав.

- Раздел II. Заключение и прекращение брака: условия и порядок заключения брака; прекращение брака; недействительность брака.

- Раздел III. Права и обязанности супругов: личные права и обязанности супругов; законный режим имущества супругов; договорный режим имущества супругов; ответственность супругов по обязательствам.

- Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей: установление происхождения детей; права несовершеннолетних детей; права и обязанности . родителей.

- Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи: алиментные обязательства родителей и детей; алиментные обязательства супругов и бывших супругов; алиментные обязательства других членов семьи; соглашение об уплате алиментов; порядок уплаты и взыскания алиментов.

- Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей; усыновление (удочерение) детей; опека и попечительство над детьми; приемная семья.

- Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

- Раздел VIII. Заключительные положения.

Наряду с СК РФ регулированию семейно-брачных отношений посвящены отдельные положения иных нормативных правовых актов, принимаемых на территории РФ.

Главенствующее место среди таких актов принадлежит федеральным законам.

В числе данных источников, посвященных вопросам семейного права, можно назвать кодифицированные нормативные акты:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) — Кодекс РФ от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 29.06.2004 № 58-ФЗ);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) - Кодекс РФ от 26.01.96 № 14-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 № 182-ФЗ);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) — Кодекс РФ от 26.11.2001 № 146-ФЗ;

- Жилищный кодекс РФ;

- Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ, в ред. от 11.03.2004 № 120-ФЗ.

Применение указанных нормативных актов при регулировании семейных отношений возможно при наличии ряда условий:

- к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений;

- если названный нормативный акт содержит нормы, напрямую указывающие на регулирование именно семейных правоотношений.

Кодифицированные нормативные акты и иные федеральные законы не должны противоречить требованиям СК РФ. Как правило, они принимаются с целью конкретизации его положений,например Федеральные законы:

- "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.96 № 159-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 № 8-ФЗ) — имеет своей целью конкретизацию положений раздела СК РФ "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей";

- "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 № 81-ФЗ (в ред. от 25.07.2002 № 116-ФЗ) - поддержка развития семьи, материнства и детства;

- "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16.04.2001 № 44-ФЗ — реализация программы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К числу источников семейного права относятся также подзаконные акты,регулирующие наибольшее количество вопросов в области семейного права. Они принимаются на основании и во исполнение положений Конституции, СК и иных федеральных законов, принятых в этой сфере.

Указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер, или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере:

- Указ Президента РФ "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г." (Национального плана действий в интересах детей) от 14.09.95 №942.

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительством РФ могут издаваться нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

В свою очередь, СК РФ определяет границы полномочий Правительства РФ в области семейного права. Так, к компетенции Правительства РФ отнесены:

- определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов. Их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" от 18.07.96 № 841 (в ред. от 06.02.2004 № 51);

- установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Такой порядок в настоящее время установлен Постановлением Правительства РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" от 04.04.2002 № 217;

- определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью. Перечень определен Постановлением Правительства РФ от 01.05.96 № 542 (в ред. от 19.03.2001 № 195);

- установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю. Выплата указанных средств на содержание подопечных детей производится на основании Постановления Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20.06.92 № 409 (в ред. от 14.05.2001 № 374);

- утверждение Положения о приемной семье. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 17.07.96 № 829, которым утверждено Положение о приемной семье;

- установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей. Уровень их материального обеспечения установлен в Положении о приемной семье;

- определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; установление порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением; определение порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Для решения этих вопросов на сегодняшний день применяется Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" от 29.03.2000 № 275 (в ред. от 04.04.2002 № 217).

Одной из особенностей семейного права является то, что принятие вопросов в этой области входит в компетенцию как РФ в целом, так и ее субъектов, в связи с чем в числе источников семейного права особое место принадлежит нормативным правовым актам субъектов РФ.

Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ:

- законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным С К к ведению субъектов РФ. К ним, в частности, относятся:

• установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК),

• выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК),

• присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК),

• организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК),

• определение дополнительных по сравнению с Кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК),

• установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК);

- законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот.

Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как СК РФ (п 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК РФ или федеральный закон.

Руководящие постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не считаются источниками семейного права; однако эти документы имеют большое значение для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права. К ним относятся следующие постановления:

- "О применении судами СК РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" от 25.10.96 № 9;

- "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" от 04.07.97 № 9;

- "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" от 27.05.98 № 10;

- "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" от 05.11.98 № 15.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Принципы и нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в следующих документах:

- Устав ООН,

- Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48,

- Декларация прав ребенка от 20.11.59,

- Конвенция ООН "О правах ребенка" от 20.11.89 (вступила в силу для СССР 15.09.90),

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 (ратифицирована Федеральным законом от 04.08.94),

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.66,

- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.66.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.