Здавалка
Главная | Обратная связь

Брак как основание возникновения правоотношений между супругами



Брак,являясь основой семьи, в укреплении которой заинтересовано общество, не может рассматриваться как частное дело самих супругов.

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей.

Брак и семья могут быть объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. С учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных социальных феноменов.

Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию.

Брак является ключевым моментом во всем семейном праве. Это своеобразный первый шаг на пути формирования семьи, вступления человека во взрослую жизнь.

Брак — одна из основ возникновения семейных правоотношений. Именно с моментом заключения брака законодатель связывает возникновение у супругов общей собственности, взаимных прав и обязанностей. Именно при заключении брака закладывается равенство сторон. В связи с этим и возникает огромный интерес к данному институту.

Институт браканасчитывает не одно столетие своей истории. Любое общество, любое государство во все времена уделяло огромное внимание взаимоотношениям между его членами, гражданами, подданными.

Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры оформления уходит своими корнями к концу IX в.: император Византии Лев Мудрый в 893 г. издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе как посредством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы, предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным.

Спустя два столетия требование узаконения брака было распространено и на низшие слои общества — рабов и крепостных.

В дальнейшем процедура оформления брака несколько усложнилась. Как отмечал Н.С. Суворов, несмотря на сложившийся к XIII в. народный обычай, по которому священник осуществлял передачу невесты жениху и объявлял их мужем и женой, только с постановлениями Тридентского собора (сер. XVI в.) в западных христианских государствах юридическая действительность брака стала в полной мере связываться с соблюдением особой публичной процедуры. При этом обязательным было не церковное венчание, а выражение согласия на брак перед тремя свидетелями, одним из которых был приходской священник.

В этот период только во Франции изданием блуасского ордонанса Генриха Третьего (1579 г.) заключение брака требовало соблюдения процедуры церковного венчания.

В нашей стране отношение к браку было весьма неоднозначным, и на протяжении всей истории развития отечественного государства подход к пониманию брака и отношение к нему в целом неоднократно менялись.

В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак.

Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы заключения брачных отношений.

После Крещения Руси (988 г.) серьезно меняются представления о порядке заключения брака и начинают складываться нормы брачного права.

Брачное право должно было несомненно сильно изменить введение христианства, которое стремилось укрепить брак и придать ему значение таинства. Под влиянием византийского права Православная Церковь установила пределы свободы расторжения брачных уз, устранила многоженство, ввела церковную форму совершения брака.

Но действие христианства сказывалось медленно, потому что приходилось иметь дело с такой стороной народного быта, которая отличается особенной консервативностью. Церковное венчание, введенное в XI в., практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам.

Еще долго встречаются указания на полное игнорирование церковного венчания; а вплоть до XVIII столетия — следы свободного расторжения брака по обоюдному соглашению.

Римское влияние обнаружилось и в том значении, какое церковь придала обручению. Получив религиозное освящение, обручение стало нерасторжимым и равным по силе венчанию. Согласно распространенным в обществе взглядам, обручение имело значение договора, определяющего в форме неустойки имущественные последствия несостоявшегося брака.

На развитие брачного права оказал значительное влияние Петр I, выдвинувший в браке на первый план элемент согласия.

Так как опасение невыгодных последствий стесняло свободу, Петр решил лишить обручение его религиозного имущественного значения, а потому подобные сделки (рядные записи) запрещено было писать "у крепостных Дел", т. е. фиксировать в качестве договоров. Признано было (1702 г.), что обручение, которое совершалось за 6 недель до венчания, не имеет канонической силы, и обрученные могли разойтись. Но так как по правилу VI Вселенского собора церковное обручение должно быть столь же ненарушимо, как брак, то с целью согласования гражданского закона с церковными правилами при Екатерине II (1775 г.) повелено было слить обручение и венчание в единый акт.

.Петр постановил, что родители должны давать присягу в том, что не принуждали своих детей и рабов к вступлению в брак. Судам поручено было преследовать насильственное понуждение женщин к вступлению с ними в брак.

При Петре был также положительно разрешен вопрос о допустимости смешанных браков православных с иноверцами.

В допетровскую эпоху сложилась чрезвычайно сложная форма совершения брака, что и должно было отразиться на соблюдении церковного венчания. Местный священник не мог совершить брака без предъявления ему разрешения епархиального архиерея, которое носило название "венечной памяти". В конце XVIII в. Синод признал излишним такое усложнение и разрешил приходскому священнику совершать самостоятельно браки под личной ответственностью за соблюдение гражданских и канонических постановлений.

В XVIII в. государственная власть особенно энергично настаивает на совершении брака в церковной форме.

Царствование императора Николая I также оказало значительное влияние на гражданское законодательство по брачному вопросу, потому что в это время сложилось большинство определений об условиях вступления в брак.

До Октябрьской революции 1917 г. бракомсчитался союз, оформленный по религиозным канонам конфессий, к которым принадлежали вступавшие в брак лица.

Исключение составляли лишь браки раскольников, получавшие юридическое признание после их регистрации в полицейских органах. Именно эти браки представляли уже в то время не что иное, как "гражданские браки", т. е. браки, оформленные в органах государственных, а не в церкви.

Введение гражданской формы бракав России, заключаемого посредством его регистрации в государственных органах, и соответственно отмена церковной формы были произведены в России Декретом ВЦИК и СНК РСФСР " О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния" от 18.12.17.

Исключение делалось только для религиозных браков, заключенных до образования или восстановления государственных органов записи актов гражданского состояния.

Уже 21 октября 1918 г. было издано Постановление ВЧК, которое объявляло, что "пометки в паспортах о церковном венчании, присвоение на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчалась, отметка милицией таких лиц, как состоящих в браке, и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она венчалась, является саботажем декрета о гражданском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, т. е. срывом декретов рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции — преступлением по должности".

Однако еще долгое время регистрация брака не была обязательна.

Данное утверждение противоречило, на первый взгляд, ст. 52 КЗАГС, в соответствии с которой только зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния брак порождал права и обязанности супругов. Вместе с тем ст. 52 отнюдь не имела намерения "поразить притязания незарегистрированной жены, и она должна признаваться имеющей все те права по имуществу, как и та, брак которой оформлен".

Причину такого пренебрежения к действовавшей норме можно понять из заявления Я.Н. Бранденбургского: "Регистрация — пережиток, со временем она, конечно, исчезнет, но сейчас она сохраняется главным образом как средство борьбы с церковным браком".

Еще в 1918 г. при принятии КЗАГСа гражданский (зарегистрированный) брак понимался в НКЮ как средство борьбы с браком церковным.

Указанные воззрения отразились в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г. - КЗоБСО.

В основу Кодекса легло определение понятия брака в качестве наличия таких фактических отношений между мужчиной и женщиной,как совместное сожительство, ведение при этом сожительстве общего хозяйства, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей. Регистрации брака отводилась роль "технического средства", бесспорного доказательства брака.

Основными аргументами в пользу этого нововведения назывались, во-первых, наличие большого числа подобных браков; во-вторых, то, что непризнание их правового значения больно ударяло по интересам женщины, остававшейся еще материально зависимой от мужчины.

Судебная практика, как и КЗоБСО, не давала никаких преимуществ зарегистрированному браку перед фактическим.

Например, по одному делу судейская коллегия определила, что фактическая жена имеет право на наследование имущества лица, с которым она находилась в фактических брачных отношениях, хотя бы наследодатель и состоял одновременно в зарегистрированном браке . В соответствии с другим определением ГКК наличие фактических брачных отношений, в которые истец вступил при нахождении в другом, зарегистрированном браке, не являлось двоеженством. Но суд в этом случае, устанавливая срок начала фактических брачных отношений, должен был признать прекращение с того же момента зарегистрированного брака.

Судебная практика допускала и многоженство: если было установлено, что ко дню смерти наследодатель состоял в двух фактических браках, то обе фактические жены имели право на наследование его имущества.

Вместе с тем фактические брачные отношения в полной мере не были приравнены к браку.

Для того чтобы влечь за собой юридические последствия, в частности применение при разделе нажитого имущества правил об общей совместной собственности, этот факт согласно ст. 12 КЗоБСО должен был подтверждаться в суде на основе следующих доказательственных фактов: совместного жительства, наличия при этом сожительстве общего хозяйства и выявления супружеских отношений перед третьими лицами, в личной переписке и других документах; также в зависимости от этих обстоятельств учитывалась взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр. Утверждалось, что настоящие брачные отношения могут сложиться только на основе экономической связи, "под брачные отношения должна быть подведена хозяйственная база".

По определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР от 10.12.39, отсутствие этих доказательств во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной свидетельствует о наличии между ними не брачных отношений, а случайной связи, которая не охранялась законом и наличие которой не влекло за собой никаких правовых последствий.

Согласно редакции статей 7 и 8 КЗоБСО узаконенные сожители в отличие от супругов не имели права носить общую фамилию, претендовать на изменение гражданства в упрощенном порядке. Однако судебная практика уравняла их с супругами в наследственных правах. Пенсионное и страховое законодательство признавало за незарегистрированным супругом право на пенсию и пособия.

Принятие постановления о запрещении абортов в тридцатых годах показало, что в советском семейном праве произошел перелом. Данное постановление явилось первым нормативным актом Советского государства, направленным на "укрепление семьи" вместо ее "раскрепощения".

Следующий шаг в этом направлении — некоторое усложнение процедуры расторжения брака Постановлением от 27 июня 1936 г. (для регистрации развода стали необходимыми личное присутствие обоих разводящихся супругов и уплата пошлины).

Однако о восприятии законодателем нового взгляда на брак и семью больше, чем само постановление, свидетельствовали материалы периодической печати тех лет, появлявшиеся в связи с его обсуждением и принятием. Отдельные публикации видных юристов-специалистов по семейному праву в связи с постановлением о запрещении абортов подчеркивают необходимость принципиальных изменений брачно-семейного законодательства.

Окончательная отмена факультативного характера регистрации брака и отмирание фактического брака, связана с Указом от 08.07.44.

С этого времени только зарегистрированный бракпорождал права и обязанности супругов, установленные кодексами о браке и семье союзных республик.

Интерес государства в регистрации брака состоит, как писал Г.М. Свердлов, в том, что это дает возможность воздействовать на брачные отношения в таком направлении, которое "полезно и необходимо и для общества, и для отдельного человека".

Принятый в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР подтвердил осуществившееся в законодательстве признание юридической силы только за зарегистрированным браком. Устанавливалось, что "права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния", предписывалось заключать брак в органах загса.

В настоящее время процедура заключения брака на территории нашей страны регулируется СК РФ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.