Здавалка
Главная | Обратная связь

ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ МАССАЖ ЧУВСТВ



Через релаксацию мы открываем совершенно новый способ бытия

Все мы помним время, когда мы особенно живо восприни­мали жизнь, когда мир казался свежим и многообещающим, как сад в цвету ярким весенним утром. Что бы ни привело нас в такое состояние, мы неожиданно испытывали острое ощуще­ние полноты жизни, подкрепляемое сознанием того, что все пребывает в полной гармонии. В атмосфере пульсирует жизнь. Наше тело наполнено здоровьем и энергией, ум ясен и исполнен уверенности. Наши восприятия пронизаны светом. Каждая де­таль окружающего мира доставляет наслаждение нашим орга­нам чувств: цвета необычно насыщены, звуки мелодичны, за­пахи ароматны. Все грани опыта идеально сочетаются, и все вокруг вибрирует; обычная граница между внутренним и внеш­ним пространством размывается. Нет ничего застывшего, и мы ощущаем простор и открытость. Мы действуем с совершенной легкостью и точностью.

Суть этого переживания — равновесие, одним из следствий которого является глубокое чувство подпитки и освежения, которое простирается намного дальше чувства, обычно именуе­мого «счастьем». Кум нье — искусство развития такого равно­весия. Через релаксацию (расслабление) мы открываем совер­шенно новый способ бытия, открытую перспективу, которая приносит наслаждение интеграцией (интеграция — восстановле­ние, восполнение,. объединение в целое.^- Примеч. ред.) тела, ума, ощущений, чувств и окружающей среды. Мы учимся пости­гать исключительную благотворность живого опыта. Тело осве­жается, как если бы оно было омыто изнутри чистой роднико­вой водой. Оживляется не только физическое тело, но также ум и вся сфера ощущений. Качество релаксации наполняет все функции, даже ходьбу и прием пищи. Жизнь идет ровно, и мы здоровы и уравновешенны.

Ключ к нашей внутренней интеграции и уравновешенным отношениям с миром лежит в наших чувствах и ощущениях. Мы сможем питать и исцелять как тело, так и ум, если вступим в глубокий контакт с нашими чувствами и максимально рас­пространим ритмы, струящиеся от них, поскольку сами они причастны к жизнеспособности вселенной. Через релаксацию мы пробуждаем чувства, которые затем расширяются и на­капливаются, пока мы не начинаем постепенно осознавать глу­бинное всепроникающее поле энергии внутри нашего тела и за его пределами. Эта энергия может стимулировать самое себя изнутри, укрепляя и питая нас в нашей повседневной жизни, трансформируя ощущения, так что мы становимся чувстви­тельны и сильны, а наши ощущения делаются богаче и интен­сивнее. Ум также проясняется, и мы понимаем, что значит быть уравновешенным.

Наши ощущения, чувства и мысли интегрируются, и все наши отношения, действия, представления и движения стано­вятся текучими и гармоничными. Наше осознавание дает нам возможность взять под свое руководство нашу жизнь — не гру­бой силой, а с полной уверенностью. После этого мы естест­венным образом делаем то, что надлежит и что благотворно, и функционируем в мире положительным образом. Мы пони­маем, что мысли и действия, несущие нам устойчивость и счастье, вносят свой вклад также и в гармонию окружающего нас мира.

Когда мы ощущаем красоту мира, кажется естественным жить в гармонии со вселенной и наслаждаться взаимоудов-летворяющими отношениями, наподобие тех, какие существуют между лошадью и ее жеребенком. Однако мы каким-то образом отдалились от этого состояния существования. Хотя мы и гово­рим о Матери Природе, но похожи на ее неразумных детей, борющихся с собственной идентичностью ценой потери тепла и нежности, которые мы еще смутно помним.

В раннем детстве, когда наши органы чувств были более открыты, мы .могли испытывать более сильное чувство един­ства со вселенной; но, вырастая, мы приобретаем обыкновение к чересчур интенсивному развитию личности в себе, углубляя скорее чувство разделения, нежели так нужное сердцу чувство теплоты и безопасности. Давление и сложность современного общества почти не оставляют нам иного пути, так как для успеха в бизнесе, в дружбе и даже в игре мы практически вы­нуждены входить в ситуации конкуренции и стресса, которые развивают чувства отчужденности и тревоги. Все основные этапы нашей жизни — учеба в школе, создание семьи и вос­питание детей, достижение успешной карьеры — полны ослож­нений и ограничений, которых мы, кажется, не можем избежать.

Даже когда мы стараемся открыть свою жизнь, мы можем кончить тем, что сузим свой опыт вместо расширения его. Наши умственная и физическая деятельность редко нас по-настоя­щему удовлетворяют, так как мы не интегрируем их. Не пони­мая важности интеграции тела и ума во всех видах нашей дея­тельности, мы приДаем главное значение интеллектуальным до­стижениям за счет чувств или своему физическому телу за счет богатства внутренних ощущений.

Когда мы сдерживаем свои чувства и ощущения, мы тем самым отказываемся от их помощи в поддержании нашего здо­ровья и счастья. Сфера ощущений может отреагировать на это сужение и исподволь подталкивать нас к раскрытию, но наш рациональный ум держит в узде тонкие чувственные ощущения, поэтому мы можем даже не расслышать их призыва. Стремясь к удовлетворению, мы начинаем искать его вне себя, неустанно меняя источники наслаждения, как будто его нам недоста­точно. Нами овладевает идея, что удовлетворение придет извне, если только хорошенько посмотреть, поработать или поиграть. Мы втянуты в увлекательную деятельность, которая, кажется, стимулирует ум и сферу ощущений, но заставляет нас желать большего. Чем быстрее мы бежим, тем больше отдаляемся от подлинного удовлетворения, которое остается внутри, за дверью наших органов чувств.

Вместо того чтобы просто открыть эту дверь, мы можем об­ратиться к наркотикам, таким, как алкоголь или галлюцино­гены. Мы можем даже вступить на духовный путь, надеясь на­конец-то насытиться по-настоящему, но и там находим лишь ту же неудовлетворенность. Мы непрестанно тратим энергию в метаниях от одного опыта к другому, от одной мысли к дру­гой. Мы мечтаем о желанном или вспоминаем о том, что было раньше; мы строим планы. Погруженные в мечты, мы мельком переживаем наслаждение или богатое ощущение, но не успе­ваем вкусить всей их полноты — они ускользают от нас ка­ким-то образом.

Мы можем попытаться вновь обрести чувство целостности путем «владения» семьей или имуществом, пытаясь таким обра­зом поставить под контроль как природу, так и свою жизнь. Но подобный контроль искусственен, он идет вразрез с зако­нами природы и циклами, регулирующими наши тело и ум, а также окружающий нас мир. Мы замыкаемся в себе и ста­новимся неудовлетворенными. Не понимая, что причиной всему может быть недостаток нашего собственного равновесия, мы оказываемся в нездоровых ситуациях, удивляясь, как мы в них угодили.

Наконец, мы можем прийти к заключению, что мы неспо­собны воспринимать мир таким, каков он есть, или открыться более глубоким уровням опыта. Мы не отдаем себе отчета, что наши органы чувств из-за пренебрежения ими огрубели, как кожа слона, снизив тем самым интенсивность наших ощущений. Пока мы не смягчим эту «огрубелость» путем развития естест­венных энергий наших чувств и ощущений, мы не сможем открыться полноте поля опыта.

Если мы действительно знаем это*, мы сможем стать причаст­ными к естественному потоку вселенной, понимая, что мы зави­сим от природы, а природа — фактически вся вселенная — за­висит от нас. Мир будет уравновешен, если уравновешенны мы. Мы естественным образом связаны с миром: элементы, со­ставляющие вселенную, присутствуют в каждом из нас. Мы не­сем эту древнюю родословную в своем теле, и мы отражаемся в своей семье, своем обществе и своей планете. Каждое дейст­вие, которое мы предпринимаем, каким бы малым оно ни было, оказывает влияние на всю вселенную, точно так же, как каж­дая отдельная волна воздействует на берег.

Мы участвуем в бесконечно сложных, переплетающихся от­ношениях со всеми многообразными уровнями сущего — от суб­атомного до космического. Подобно другим системам во все­ленной, мы являемся законченным целым в себе и в то же время состоим из большого числа меньших подсистем, которые взаимо­связаны между собой и связаны с целым. Помимо многочислен­ных систем, составляющих физическое тело — скелетной, мы­шечной, нервной и т. д., — есть психологическая, или эмоциональ­ная, система, а также другие тонкие энергетические системы. Ровная работа каждой из этих систем зависит от работы любой другой системы тела, в то время как состояние единого целого, которое мы называем «человеческим существом», тесно связано с состоянием окружающей среды.

Наше непосредственное окружение также связано с другими элементами земной среды, а Земля испытывает влияние собы­тий, происходящих в отдаленных уголках вселенной. На нас влияют многочисленные силы, некоторые из них мы едва вос­принимаем или осознаем, а наши поступки и мысли влияют на другие системы, включая микроскопические миры внутри на­шего тела.

Если мы осознаем эту взаимозависимость, мы поймем важ­ность достижения гармонии внутри себя. Мы узнаем, что в нас самих заключены ресурсы, необходимые для нашего равнове­сия и счастья, так как наши тело и ум — средства нашего по­знания и роста.

Путем замедления, релаксации и мягкого раскрытия органов чувств мы можем научиться развивать эти ресурсы; затем мы обнаружим, что можем исцелять свои тело и ум посредством чувства, пропущенного через физическое тело. Уменьшив хрони­ческую зажатость мышц и ума, мы повысим нашу чувствитель­ность к тонким качествам чувства и воплотим их в энергичном и свежем опыте, обогатив их, так что они начнут расти, как сильные побеги.

По мере того как все наши умственные и физические энер­гии оживляются и начинают интегрироваться, эти ощущения становятся более плодотворными и питательными, чем обычные ощущения. Их питающая сила освобождает нас от вибрирую­щей сумятицы, обусловленной скачущими мыслями и желанием недостижимого. Мы открываем естественно бодрое и текучее состояние тела, ума и энергии, и мы теперь способны найти удовлетворение в себе. Поскольку наши тело и ум становятся добрыми друзьями, наши мышцы также хорошо работают вместе без поверхностного мышечного напряжения. Мы обла­даем силой сосредоточения внимания, необходимой для пол­ноты опыта. Тогда и наши отношения становятся богатыми, глу­бокими и гармоничными, а не конкурентными, так как мы и к окружающим относимся внимательнее — как к себе.

В Кум нье имеются различные способы для стимуляции по­тока чувств и энергии, интегрирующего тело и ум, включая как покой, так и движение. Мы начинаем с развития спокойствия тела, дыхания и ума. Просто спокойное сидение и расслабление дают нам возможность постичь чувства, которые мы обычно не осознаем. Это расслабление затем тонко подкрепляется дыханием одновременно через нос и рот — таким мягким и ров­ным, что мы едва ощущаем вдохи и выдохи; этот метод дыха­ния позволяет нам войти в контакт с положительной жизненной силой горлового центра.

Когда дыхание становится спокойным и тихим, через ум проходит меньше отвлекающих мыслей и образов и все тело оживает. Наша умственная и телесная энергия освежается и умиротворяется, словно чистый лесной пруд. Мы обнаруживаем качество чувств, общее для тела, дыхания и ума — качество покоя, ясности и углубленности, которое утихомиривает и «массирует» нас глубоко внутри. По мере дальнейшей релаксации открывается более тонкий уровень этого чувства, который служит как бы линзой, собирающей больше «света» или энер­гии и создающей более полные «картины» опыта.

Для дальнейшего исследования качеств этой релаксации мы добавляем самомассаж и «массаж» двигательными упражне­ниями к сидению и дыханию. Обычно мы думаем, что мас­саж— это что-то, что делает для нас кто-либо другой, но тело может массироваться само. Массаж может применяться к на­шим чувствам и ощущениям и вообще ко всей нашей внутрен­ней структуре, а также к нашей внешней форме. В процессе массажа тонкие чувство-тона, или энергии, наполняют все наше существо и умиротворяют его, интегрируя умственное и физи­ческое, связывая чувство с формой. Они подобны пульсирую­щему, волнующемуся дуновению, которое проникает в нас, исхо­дит от нас и обволакивает нас. Мы можем научиться исцелять себя изнутри этими энергиями и направлять их потоки наружу, приводя в гармонию все стороны нашего существа. Мы можем создать внутреннее солнце, излучающее чувства, и оно будет согревать нас и освещать все вокруг нас.

Если вначале мы стимулируем массаж физическими сред­ствами— путем дыхания, надавливания и растирания тела, со­вершая определенным образом медленные движения, или путем произвольного напряжения и расслабления, — позже мы сможем осуществлять массаж посредством одних чувство-тонов. По мере углубления релаксации мы начинаем непосредственно чувство­вать взаимосвязь между дыханием, сферой ощущений, телом и умом. В сфере ощущений открываются новые каналы и изме­рения, вызывающие радостные чувства, которые можно расши­рять и накапливать, пока мы не будем воспринимать в мире ничего, кроме этих чувств. Каждая клетка напитывается и на­сыщается положительными чувствами полноты и законченности. Мы впитываем эти чудесные чувства даже в пространство между мышцами и тканями.

Когда мы в полной мере пользуемся нашими ощущениями, каждая часть тела получает заряд пульсирующей жизни и здо­ровья — мы полностью пробуждаемся в умственном и эмоцио­нальном отношениях. Мы обнаруживаем, что мы способны испытывать экстаз красоты в каждый момент, как если бы мы постоянно слышали прекрасную музыку или созерцали замеча­тельнейшие .произведения искусства. Мы даже способны исце­лять сами себя, так как релаксация усиливает чувство-тон, ко­торый сам по себе становится самоподдерживающимся масса­жем, системой самопитания, которую можно далее расширять и развивать. Это и есть массаж Кум нье.

Чем глубже и богаче становится наш опыт этого самодей­ствующего массажа, тем легче он возникает естественным пу­тем, наполняя жизнью все органы чувств, ощущения и дея­тельность повседневной жизни. Расширяясь в пространстве и времени, тонкие чувство-тона, или энергии, активизируют мас­саж внутри и вне нашего тела, приводя в гармонию окружаю­щие уровни сущего. Чувство любви или радость веселья мягко расширяются за пределы тела и плывут в пространстве и вре­мени, как медленно падающий снег. Все наши ощущения тон­ким образом простираются, увеличивая наслаждение.

Когда мы смотрим, мы слегка сосредоточиваем внимание на предмете, ощущая некоторое чувство через его форму. Ис­пользуя наше зрение таким путем, мы вызываем экстатическое взаимодействие между тонкими «внутренними» и «внешними» энергиями. Благодаря этому смотрение становится видением — непрерывным выражением жизни целого.

Пища превращается в подношение органам чувств. Когда мы научимся наслаждаться всеми чувство-тонами, связанными со вкушением пищи, распределяя их по телу и вне его, прием пищи станет настоящей встречей органов чувств с их объектом, церемониальным актом постижения.

Мы учимся также вступать в контакт со звуком и пости­гать его, чувствуя его полностью в нашем теле, используя его для стимулирования гармоничного взаимодействия между нами и окружающим миром. Позволяя мягкой музыке расслаб­лять и умиротворять нас, когда мы устали, мы активизи­руем чувства, которые могут даже исцелить нас. Когда мы разговариваем, все звуки мягки, так что в нашем общении с другими отсутствует шокирующее или разрушительное ка­чество.

Сладость, порожденная упражнением наших органов чувств в полную меру, может расширяться с каждым днем. Не пы­таясь завладеть этим радостным ощущением, не преследуя ни­какой определенной цели, почти не заботясь о нем, мы даем возможность ему явиться, открывая наше тело его нежному влиянию. Его качество, мягкое и сладкое как молоко и мед, проникает в глубь нашего существа, тонким образом поддер-живаясь, освежаясь и возрастая, пока мы не ощутим перепол­няющее чувство полного удовлетворения.

Благодаря более легкому дыханию наши чувства углубля­ются; качество мягкости соединяется с теплотой, и наше тело становится легким и спокойным. Внутри тела и вне его тонкие энергии питают чувства удовлетворения и гармонии. Мы инте­грируемся с этими чувствами, становимся нераздельны с ними.

Наше осознавание расширяется, соотнося множество мыслей и чувств одновременно и продлевая их. Мы открываем радость выполнения упражнений без усилия. Мы живем с ощущением свободы, полноты жизни, с чувством, которое постоянно на­капливается. Жизнь становится непрестанным потоком радости в необъятной вселенной; каждая клетка, каждое ощущение, каждая часть сознания, прошлая или настоящая, участвует в этом потоке. Мы учимся жить в высоком тонусе и даже продливаем свою жизнь, так как она становится здоровой и уравновешенной.

Как только тело и дыхание в достаточной мере успокаива­ются и расслабляются, сразу же,-как по волшебству, появля­ется чувство радости. Это чувство следует расширять и накап­ливать,, это квинтэссенция Кум нье, ее суть. Мы можем сделать его богаче и глубже, гуще и обширнее. Оно может вырасти до такой степени, что сделается почти постоянным, и мы можем не бояться утратить его. По своей текстуре оно напоминает сливки, по своей сути — нектар. Мы можем накапливать его и посылать его через органы чувств, в пространство между ко­жей и мышцами, в каждую часть тела. Благодаря этой релак­сации мы можем исцелить даже алчную, теневую, неуравнове­шенную сторону нашей натуры, которая действует против нас. Умиротворяющее качество этого чувства может способствовать исцелению мыслей, чувств, представлений и образов, обвола­кивая их таким образом, что всякое негативное качество ис­чезает.

Когда мы открываем и культивируем источник релаксации и целительной энергии в наших ощущениях и чувствах, это и означает, что мы практикуем Кум нье. Кум означает «тело», «существование», «как обрести воплощение». Нье означает «массаж» или «взаимодействие». В тибетском языке лу озна­чает наше обычное тело, а ку — высшее, более тонкое тело. В Кум нье мы активизируем ку, стимулируя чувство, которое и есть нье.

Когда мы действительно знаем, как оживить и развить чув­ства и тонкие энергии, наращивая их потенциал, так что они не­прерывно питают и подпитывают сами себя, постоянно расши­ряются и находятся в текучем состоянии, — мы можем даже очи­стить, воссоздать и возродить все схемы живого организма. Мы можем сделать это потому, что посредством Кум нье мы вступаем в контакт с чистыми энергиями тела и ума. Повышая степень нашего осознавания непосредственного чувство-тона каждого ощущения или эмоции, мы начинаем вращаться в кругу этих форм энергии и приобретаем путем опыта знакомство с различными уровнями ощущений, пока не выйдем на нейтральную, но совершенно благотворную энергию, которая пронизывает все внешние формы.

В каждом упражнении Кум нье есть три уровня его пережи­вания, соответствующие трем различным уровням релаксации. На первом уровне чувства имеют форму «тона», такого, как радость или грусть, тепло или холод. Эти чувства легко распо­знать и описать: это может быть чувство покалывания, болез­ненное ощущение или чувство расслабления и течения энергии в теле. Это все «поверхностные» чувства. Мы ощущаем их в определенных участках тела, и при этом мы продолжаем осознавать наше «я», которое испытывает эти чувства во время выполнения упражнения.

Посредством пристального'внимания к этим начальным чув­ствам, или ощущениям, мы можем проникнуть на более глубо­кий уровень чувства. Под первым слоем чувств нам открыва­ется ощущение большей плотности и твердости, которое блоки­рует течение энергии. Это чувство нельзя точно идентифициро­вать, но оно имеет вполне определенный «вкус». Хотя через этот слой чувств пробиться труднее, чем через первый, его можно осторожно расплавить посредством особого рода открытого сосредоточения внимания. На этом уровне у нас может возник­нуть ощущение, что упражнение идет само собой, хотя все же остается осознание «я», которое переживает ощущение. Однако это «я» может испытываться как менее твердое.

На третьем уровне чувства мы встречаем чистую энергию, или чистое переживание. Все остатки схем остаются позади. Теперь не существует чувства, которое можно выделить и иден­тифицировать; есть только особого рода полностью расплавлен­ное качество, схожее с открытым вовне качеством чувства ог­ромной радости. Это качество не привязано к какому-либо опре­деленному месту. Мы не знаем, где или как оно проявляется или что оно собой представляет; оно не имеет качества «вещ­ности». На этом уровне индивидуальное эго уже не существует, так как мы становимся самим чувством, полностью сливаемся с ним. Это стадия осуществления, уровень завершения, который и есть истинная релаксация.

Как только мы достигли этой релаксации, мы можем на­учиться оперировать всеми ощущениями и эмоциями в духе игры и открытости, и тогда все становится релаксацией. Мы видим, что в каждом чувстве или ощущении заключена одна и та же чистая энергия, что и «отрицательные», и «положи­тельные» эмоции являются изменчивыми выявлениями одной и той же энергии, ибо положительное и отрицательное, печаль и счастье в действительности существуют только на поверхност­ном уровне.

Затем мы узнаем, как использовать сырой материал опыта. В начале любого ощущения мы усиливаем и расширяем его до тех пор, пока оно не стабилизируется. Достигнув второго слоя чувств, мы также расширяем его, полностью переживая его до тех пор, пока не перейдем к конечной стадии. Когда возникает следующее чувство или ощущение, мы начинаем снова, совер­шая полный цикл. Тогда энергия постоянно самоосвежается и все схемы, лежащие в основе нашего существования, схемы нашего существа постоянно обновляются. Время и возраст не могут подчинить и пресечь эту энергию, так как она всегда на­ходится в деятельном движении, воспроизводит сама себя, ни­когда не задерживается и не останавливается. Иногда мы назы­ваем этот процесс «долговечностью»; потенциал его заключа­ется в ощущениях.

Упражнения Кум нье — это символы, которые указывают нам на природу всего существующего. Стимулируя энергии сущего, мы начинаем понимать, как функционируют и взаимо­действуют ум и материя. У нас развивается непосредственное понимание физических законов — как возникают ощущения, развиваются восприятия, образуются понятия и протекает ум­ственная деятельность. Осознав энергию и потенциал всего су­ществующего, мы учимся видеть этот потенциал, вступать с ним в контакт и испытывать его. Мы постигаем вибрирующий характер физической формы и используем эту жизненную энергию для нашей подпитки. Посредством чувств, или энергии, воплощенной в физической форме, мы учимся воспринимать физические схемы, возникающие в нашем теле, а затем пони­маем, как устроены схемы самой материи.

Законы вселенной становятся кристально ясными для нас. Мы видим, что наш живой организм подобен облаку, которое сначала принимает форму, а потом рассеивается на составные элементы. Мы более не смотрим на наше тело как на нечто незыблемое и твердое; мы воспринимаем себя как процесс по­стоянно вершащегося воплощения, который в каждый данный момент проявляется как некое физическое существо и обладает способностью к постоянному самовозрождению. Как только мы видим, что тело — не физическая машина, а воплощение ценно­стей и чувствительности, мы начинаем понимать образ бытия, лежащий по ту сторону обычной полярной противоположности «существования» и «не-существования».

Когда мы становимся открыты чувству, мы более не рас­сматриваем, «энергию» лишь как нечто воплощенное в форму

и имеющее начало, середину и конец; мы воспринимаем энер­гию как законченное целое. Она ничем не ограничена, нет ни­чего «вне» ее; она лежит в основе выявления бесчисленных форм. Впрочем, слово «бесчисленные» является неточным, по­скольку энергия сама по себе составляет целое. Таким обра­зом, как только мы познаем себя, мы сможем познать других; если мы познаем свое тело, мы сможем познать все миры. Су­щее единообразно во всех своих проявлениях.

Расширив в достаточной мере наше осознавание, мы увидим, что энергия не имеет вообще никакого отношения к субъекту или объекту. Существует лишь единый центр, и все становится этим центром. Говоря на обычном уровне, мы могли бы ска­зать, что центр есть и субъект, и объект; однако, если взглянуть с другого измерения, субъект-объектного отношения не суще­ствует. У самого центра нет границ или форм; он образует за­конченное целое. Все, что мы видим — вселенная, тело, ощуще­ния, — и есть центр.


ПОДГОТОВКА

Уже в самом начале занятий вы сеете семя здоровой, положительной установки

Практика Кум нье представляет собой исследование нашей внутренней среды и приведение ее в равновесие. Для получения Максимальной пользы от этого опыта необходима и гармония внешней среды. Внешняя среда отражается на внутреннем со­стоянии нашего ума, поэтому тщательная подготовка может стимулировать положительные внутренние ощущения. По мере того как благодаря практике Кум нье опыт внутреннего мира расширяется и мы становимся более уравновешенными, пости­жение внешнего мира возрастает без всяких усилий. По мере дальнейшей практики барьер между внешним и внутренним постепенно тает, и мы естественным образом гармонично взаи­модействуем с нашей средой.

Найдите чистое и тихое место в помещении или на откры­том воздухе, где вам не будут мешать или не будут вас отвле­кать. В шумной обстановке современного города полная тишина не всегда достижима, поэтому выберите как можно более спо­койное место и время и попросите тех, с кем вы живете, оста­вить вас в покое на это время. Температура должна быть нор­мальной— не слишком высокой и не слишком низкой, освеще­ние— мягким. Ваши занятия будут особенно приятными, если вы будете проводить их на полу, застланном ковром, или на ровном месте на траве. Если вы занимаетесь в помещении, же­лательно открыть окно для проветривания или зажечь благово­ния. Перед тем как начать занятия, уделите некоторое время ознакомлению или восстановлению знакомства с вашим окру­жением. Можно осмотреть помещение, выявить все возможные причины помех и устранить их, чтобы чувствовать себя удобно, когда ваше внимание будет обращено внутрь.

Занимайтесь в трико или в просторной и удобной одежде, обеспечивающей максимальную свободу движений. По мере расширения ощущений осознавание также прогрессирует, и ощу­щение текстуры и веса ткани становится дополнительным ис­точником наслаждения, доставляемого практикой. Удалите все, что может воспрепятствовать движениям или потоку энергии, включая ювелирные украшения, часы, очки и контактные линзы.

Для упражнений сидя вам понадобится подушка, чтобы таз располагался выше ног. Если вам трудно сидеть на полу или на земле, то вполне пригоден ровный стул. Упражнение стоя можно выполнять на коврике или на полу, но не на толстом мате. Для массажа используйте массажный крем с легким за­пахом или растительное масло, такое, как сафлоровое (саф­лор — однолетнее растение семейства сложноцветных, из семян которого получают пищевое и техническое жирное масло.— Примеч. ред.) или оливковое. В растительное масло можно до­бавить состав с приятным ароматом, например мускус или ко­ричное масло.

Обстановка, благоприятствующая занятиям, уже в самом начале создаст вам здоровую, положительную установку. Важ­ной составной частью выполнений упражнений является реши­мость найти удовлетворение внутри себя. Подкрепляя эту установку, вы позволите расти ей внутри вас, развиваться и возрастать вашему ощущению равновесия, счастью и релак­сации.

Все упражнения, включенные в эту книгу, предназначены для вступления в контакт с внутренними чувствами и энерги­ями и расширения их. По своей внешней форме упражнение может представлять собой спокойное сидение, самомассаж или серию движений, однако сущностью Кум нье является внутрен­нее упражнение или массаж посредством чувств. С самого на­чала занятий сосредоточьтесь на возникающих чувствах и ощу­щениях. Сидя, стоя или лежа, рассматривайте вашу позу и жесты как составную часть качества вашего опыта и осозна­вайте их влияние на ваши ощущения. Если вы совершаете дви­жения, делайте их медленно и ритмично.

Если ваши занятия проходят поспешно, вы не сможете вку­сить радость ваших открытий, точно так же как вы не можете как следует оценить пейзаж, глядя из окна быстро мчащегося поезда. Каждое движение можно глубоко прочувствовать и грациозно выполнить; представьте себя танцором, начинающим танцевать. Выполняйте каждое движение с мягкой сосредото­ченностью. .. не с жестко зафиксированным сосредоточением, а со своего рода открытостью внимания, которая стимулирует осознавание.

Ваш опыт приобретет качество открытости, если вы учитесь выполнять упражнения указанным способом, поскольку тогда в процессе выполнения упражнений вы осознаете форму, тек­стуру и движение тонких чувств в вашем теле. Тусклость и за­торможенность чувств уступают место острому осознаванию и ощущению тонких мышечных настроек и энергий; в результате становится возможным постижение на глубоком уровне.

В каждом упражнении выкладывайтесь до предела, выпол­няя его всем своим существом — сердцем, органами чувств, осознаванием, чувствами и сознанием. Вкладывайте всего себя в упражнение. Пусть как положительные, так и отрицательные чувства станут частью переживания. Тогда Кум нье станет тан­цем, в который вы вовлечены целиком. Вы полностью участ­вуете в выполнении упражнения и отзываетесь на него, а не просто «работаете с телом» или «работаете с ощущениями».

Вступите в тесный контакт с вашими чувствами, не пытаясь давать им наименования или навешивать ярлыки на них. Если вы что-нибудь почувствуете, сохраняйте энергию чувства живой как можно дольше, позволяя ей расшириться и заполнить вас. Расширьте диапазон чувств; позвольте им быть мандалой, рас­пространяющейся во всех направлениях во времени и простран­стве. Вы можете найти глубокое удовлетворение от состояний, которые находятся не только внутри вас, но и за пределами ор­ганов чувств. Тогда все, что бы вы ни делали, может приобре­сти качество этих чувств.

Переживания, связанные с каждым упражнением или видом массажа, могут иметь три характеристики: положительную, от­рицательную и нейтральную. Однако эти характеристики не сле­дует рассматривать как оценки, поскольку важно • работать не только с положительными переживаниями, но и чувствовать отрицательные переживания и работать с ними так же. Осозна­вание всех этих качеств является важным элементом каждого упражнения. Положительное чувство теплое и мягкое и каса­ется вашего сердца. Отрицательное чувство вы можете испы­тывать как тупое и давящее ощущение в животе. Нейтральное чувство — светлое, уравновешенное, тихое и спокойное, оно испытывается как часть всеобъемлющего пространства.

Как можно полнее прочувствуйте вкус ваших переживаний, разжевывая, проглатывая, переваривая, усваивая и распреде­ляя их по всему телу. Вам откроются различные уровни чувств и переживаний, и вы можете осознать энергию,- заключенную в каждой молекуле и клетке. Затем вы сможете повысить уровень вашего осознавания и вступить в контакт с этой энер­гией, пока, наконец, каждая часть вашего тела не станет источ­ником энергии. Осознав, что энергия не имеет определенного местонахождения, что к ней не применимы понятия «здесь» и «там» и что она имеется в изобилии и доступна в любой мо­мент, вы действительно испытаете интеграцию тела и ума.

Приступайте к каждому упражнению с открытым умом, без всяких ожиданий и оценок, так как если вы начинаете выпол­нять упражнение с установкой на ожидание определенных эф­фектов, вы можете отрезать себе путь к действительным пере­живаниям. Давать оценки — это еще одно препятствие на пути к действительным переживаниям. Иногда нам бывает трудно не занимать критическую позицию, так как мы привыкли выно­сить суждения почти постоянно. Мы имеем привычку занимать позицию постороннего наблюдателя по отношению к самим себе и с этой позиции давать оценки нашему опыту, что дает начало внутреннему диалогу, отнимающему и замораживающему нашу энергию: «Это хорошее чувство» или «Должно быть, я делаю это неправильно».

Ключ к практике Кум нье состоит в отказе от навешивания ярлыков на чувства, манипулирования ими или попытки при­дать им какой-то смысл. Когда в вашем уме рождается оценка, используйте это как сигнал, к необходимости более глубокого проникновения в ощущения и чувства. Замечайте, какие органы, ткани и мышцы проснулись; направьте сознание в эти места и исследуйте их. Чувствуете ли вы боль или радость, или, может быть, тепло или энергию? Какова природа данного пережи­вания, его тона и качества?

Хотя этот опыт полного, участия можно назвать такими сло­вами, как внимательность, сознание или состояние осознавания и чувствительности, его природа не имеет ничего общего с на­именованиями и определениями; в нем нет места критическому уму, дающему оценки. То, что происходит, и есть то, что вы делаете. Вам нет никакой необходимости задавать вопросы или давать самому себе отчет в том, что происходит.

Обучаясь релаксации, мы склонны считать, что перед нами стоит какая-то цель и мы должны что-то сделать для ее дости­жения. Это всегда подспудно присутствует в нашем уме и мо­жет стать преградой на пути к релаксации. Замечайте, не склонны ли вы полагаться на определенные подготовительные меры. Старайтесь не организовывать ничего внутри себя — просто будьте естественны. Вам не надо совершать какие-то определенные действия для достижения релаксации. Когда вы поймете это, вы будете осваивать релаксацию гораздо быстрее.

Для развития релаксации нет необходимости инструктиро­вать самого себя. Если вы связаны планами и разъяснениями, вы не сможете обрести внутреннюю открытость. Секрет прост: надо просто быть, не полагаясь на инструкции. Это может ока­заться непростым делом. Мы обычно говорим себе, что сущест­вует определенный способ быть или действовать, и затем мы пытаемся втиснуть себя в этот стереотип. Когда мы впервые расслабляемся без самоинструктажа, у нас обычно возникает ощущение, что мы «не знаем, как это делать». Однако по мере углубления релаксации это ощущение чего-то незнакомого про­ходит, и остается только ощущение того, что релаксация раз­вертывается свободно и сама собой.

В этой книге содержится много инструкций о том, как спо­койно сидеть, как дышать и как выполнять самомассаж и дру­гие упражнения. Эти инструкции важны и полезны, но вы должны применять их искусно, чтобы не попасть в зависимость от внешних описаний. Выходите за пределы механического уровня на уровень тонкой энергии, становясь полностью откры­тым и ни за что не цепляясь.

Если вы за что-то цепляетесь, это значит, что вы постоянно ждете наступления релаксации под действием какой-то внеш­ней силы, что вы ожидаете, что релаксация придет откуда-то извне. Это что-то вроде завороженного ожидания или внутрен­него диалога — мы раздумываем о нашем успехе или нашей неудаче и комментируем наш «прогресс». Действуя таким об­разом, можно убить массу времени на практику Кум нье, так и не придя к открытости навстречу энергиям и внутренней ре­лаксации. Поэтому не позволяйте такому внутреннему диалогу брать верх; расслабьтесь и позвольте Кум нье совершаться самой по себе. Направляйте свою энергию таким образом, чтобы она текла свободно — в физической, умственной и эмо­циональной сферах. Поддерживайте осознавание и позволяйте совершаться всему происходящему, не уделяя серьезного вни­мания вашему внутреннему диалогу и не включаясь в него. Уделяйте внимание только тому, что происходит в данный мо­мент— будь то выполнение упражнения или массаж, — и не за­ботьтесь о результатах. Тогда вы сможете выработать откры­тую установку.

Во время занятий не предавайтесь размышлениям о том, не требуется ли вам больше опыта или усилий для обеспечения эффективности упражнений. Просто раскройте себя для релак­сации как можно шире. Чем лучше вы будете способны сделать это, тем меньше будет помех, проблем, мыслей и конфликтов. Возрастающий опыт релаксации будет подпитывать ваше тело;

вы будете постепенно становиться здоровее. Вам не нужно де­лать никаких специальных упражнений для совершения этой перемены; ваш опыт постоянного и неослабного внимания и релаксации сам по себе является эффективным средством пре­ображения обычных физических энергий. Ваше тело само сде­лает все, что надо.

Закончив упражнение или массаж, сядьте и погрузитесь в свои ощущения. Такое спокойное сидение также является со­ставным элементом занятий, благоприятной возможностью дальнейшего развития и расширения чувств, которые были стимулированы упражнениями. Вы можете ощущать тепло, жар или покалывание. Оставайтесь с этими ощущениями, но не пы­тайтесь удержать их. Не нужно прилагать никаких усилий. Цепляясь за чувства, анализируя или раскладывая по полоч­кам ощущения, вы прервете их свободное течение. Просто оста­вайтесь открытым, и тогда энергия будет стимулировать самое себя.

Возможно, вам потребуется несколько месяцев, чтобы на­учиться по-настоящему расслабляться, поэтому очень важно, чтобы занятия проводились регулярно. Лучше всего начать практику Кум нье, занимаясь по 45 минут два раза в день: утром делать упражнения сидя, дыхательные и двигательные упражнения, а вечером, перед отходом ко сну — самомассаж. Если вы хотите тратить меньше времени на занятия, уделите им 45 минут один раз в день. Начинать их следует не раньше чем через час после приема пищи.

Занятия начинайте медленно и спокойно. В этой книге при­водится много упражнений, но вначале будет разумно ограни­чить себя тремя или четырьмя упражнениями на протяжении нескольких недель, пока не наступит внутреннее пробуждение к опыту Кум нье. Каждому из них нужно уделить достаточно времени. Быстрый переход от одного упражнения к другому создает ложное чувство прогресса. Истинный прогресс связан не столько с быстрым движением вперед и переходом к более сложным упражнениям, сколько с постепенным углублением вашего опыта в данном упражнении. Уделите по крайней мере две-три минуты каждому повторению упражнения, развивая тем самым способность работать над определенным- видом опыта. Каждое упражнение образует целую вселенную, которую можно полностью исследовать изнутри.

Время от времени, особенно вначале, вы можете чувствовать нежелание заниматься, как будто вы не уверены, хотите ли вы расслабляться и переживать чувства. Прислушайтесь к телу, чтобы определить, где именно вы чувствуете нежелание или

ощущаете задержку, и, начиная занятия Кум нье, сосредо­точьте там свою энергию. Позже, когда вы приобретете больше опыта, вы будете радоваться ощущению новой энергии в вашем теле.

Ваше тело будет естественным образом стремиться к Кум нье и постепенно само натолкнет вас на упражнения или их разновидности, наиболее необходимые для вашего исследова­ния. Иногда во время занятий какое-нибудь упражнение может прийти само по себе — не как следствие умственного или рацио­нального контроля с вашей стороны, повлекшего решение вы­полнить именно это упражнение, но потому, что ваши чувства естественным образом принимают форму данного упражнения. Когда это происходит, ваша уверенность укрепляется и ваше доверие к своему телу возрастает, и понимание природы вопло­щения углубляется. Вы открываете кладезь знания в своем теле.

По мере того как вы исследуете свое тело, вы обнаружива­ете в нем чувствительные и даже болевые области. Пошлите энергию дыхания в болевой очаг, затем медленно и мягко вы­дохните и расслабьте болевой участок. Вы увидите, что, благо­даря исцеляющему эффекту упражнений, боль может трансфор­мироваться в чувство глубокой сладости.

Если при выполнении упражнений появится какой-нибудь цвет или образ, остановитесь и ненадолго уделите этому вни­мание. Иногда вы можете соприкоснуться с опытом, выходя­щим за рамки времени и пространства. Могут открываться энергетические центры. В процессе переживания релаксации поток энергии в вашем теле может открыть ваше сердце, раство­ряя напряжение в этой области, или произвести аналогичное действие в другом участке вашего тела. Вы чувствуете, как раскрываются органы ваших чувств и обостряются чувстви­тельность, цвет и звук.

По мере замедления мыслей устанавливается внутренняя гармония. Появляется чувство облегчения и внутренней уверен­ности. В конце концов вы обнаружите, что чувства радости, спокойствия и гармонии расширяются до такой степени, что вы ощущаете, как они изливаются в окружающую вселенную, и вы не будете воспринимать ничего, кроме них.

Поддерживайте веру в то, что вы делаете, и не сдавайтесь. Ободряйте себя и терпеливо проходите через все, что бы ни случилось в вашей практике. Другие люди, даже члены семьи и друзья, возможно, не будут одобрять ваши занятия или относиться с уважением к ним. Но ваша практика не осно­вана исключительно на эгоистических мотивах. Мы хотим еделать все, что можем, для будущих поколений человечества, для наших друзей и нашей семьи, и мы должны начать с заботы о самих себе.

Возможно, это выглядит эгоистично, но в конечном счете наше знание о самих себе позволит нам больше дать другим. Вначале, возможно, семьдесят пять процентов нашего времени и энергии уйдет на нас самих, и только двадцать пять процен­тов останется для других; однако позже это соотношение мо­жет измениться в обратную сторону. Когда мы станем пол­ностью совершенными или просветленными, мы будем в состоя­нии отдать себя всецело другим. Тогда мы достигнем освобо­ждения и вся наша деятельность станет служением другим.


СИДЕНИЕ

Когда течение наших мыслей замедляется, возникает внутренняя гармония. Приходит чувство облег­чения и уверенности

Кум нье начинается просто, со спокойного сидения и рас­слабления. Найдите тихое место, где вы можете сидеть на ков­рике или подушке либо на ровном стуле. Традиционная поза для сидения (поза Будды, в которой он достиг просветления) способствует релаксации тела и ума. В этой позе потоки энер­гии текут ровно, и спустя некоторое время все умственные и физические энергии трансформируются в положительное исце­ляющее ощущение. Эта поза состоит из семи «жестов».

Первый жест — сидение со скрещенными ногами. (Однако если при выполнении упражнений Кум нье вам трудно сидеть со скрещенными ногами, вы можете сидеть на стуле без скре­щивания ног. Сядьте таким образом, чтобы не опираться о спинку, расставьте ноги на удобное для вас расстояние и по­ставьте ступни на пол. Эта поза позволяет устойчиво распреде­лить вес тела между тремя точками опоры.) Сидеть со скрещен­ными ногами на коврике или подушке нужно так, чтобы таз располагался выше ног. Сидение в позе полулотоса или лотоса (т. е. когда одна или обе лодыжки покоятся на бедрах) по­лезно, но не обязательно.

Остальные шесть жестов следующие.

Руки опираются на колени ладонями вниз. Снимите напря­жение в руках и. плечах и расслабьте кисти рук, чтобы они удобно покоились на коленях.

Позвоночник уравновешен, но не напряжен. Это позволяет энергии течь естественным образом из нижней части тела в верхнюю.

 

Шея немного отступает назад и вытянута. Вследствие этого голова слегка наклонена вперед.

Глаза полуприкрыты и слегка сфокусированы на полу по линии вдоль спинки носа вниз. Пусть ваш взгляд будет очень мягким и сострадательным — «взглядом бодхисаттвы» или взглядом матери, смотрящей на своего ребенка.

Рот слегка открыт, челюсть расслаблена.

Кончик языка слегка касается кромки неба сразу за зу­бами. При этом язык немного изгибается назад.

 

Сидя в этой позе, постарайтесь как можно реже мигать, расслабив область вокруг глаз и направив осознавание внутрь.

Если вы не привыкли сидеть со скрещенными ногами, то вначале вам будет несколько неудобно до тех пор, пока вы не научитесь снимать ненужное напряжение. Почувствовав боль в коленях, измените положение ног на более свободное и подложите более высокую подушку под таз. Источником боли могут быть сами колени, но скорее всего боль будет вызвана


недостаточной подвижностью бедренных суставов. Следующие два упражнения помогут повысить податливость бедренных суставов. Эти упражнения также помогут вам, если вам удобно сидеть со скрещенными ногами, но трудно в позе полулотоса или лотоса.

Упражнение 1. Высвобождение энергии

Сядьте на коврик или подушку, сомкните подошвы ног и положите руки на колени. Придвиньте ноги ближе к телу. Нажимая руками на колени, приведите ноги в легкое и быстрое колебательное движение вверх-вниз, подобное размахиванию крыльев птицы. Уделяйте особое внимание движению вверх. Выполняйте движение около одной минуты. Затем несколько минут сидите спокойно, прислушиваясь к ощущениям в теле. Выполните упражнение три раза.

Упражнение 2. Растворение напряжения

Сядьте на коврик, или подушку и скрестите ноги таким об­разом, чтобы правая лодыжка покоилась на левом бедре. Спина прямая, пальцы рук переплетены, руки охватывают пра­вое колено. Очень медленно поднимите правое колено на не­большую высоту и затем опустите его. Сделайте это три или девять раз, очень медленно, чувствуя ощущения в теле. Затем перемените положение ног и снова выполните то же движение три или девять раз. Закончив, сядьте со скрещенными ногами и посидите так 5 минут, позволяя своим ощущениям длиться и развиваться.

Если во время сидения вы почувствуете, что вам желательно сменить положение, выпрямите одну ногу перед собой, подни­мите колено другой ноги и поставьте ее ступню на пол. Обхва­тите колено согнутой ноги обеими руками и посидите в этом положении. Через некоторое время перемените положение ног. Когда вы почувствуете, что готовы продолжать сидение, верни­тесь в позу со скрещенными ногами. Можно также сидеть около 10 минут, затем массировать ноги в течение нескольких минут и после этого вернуться к сидению на следующие 10 ми­нут, продолжая этот цикл столько времени, сколько вам угодно.

Физический дискомфорт включает в себя умственный или эмоциональный компонент; если ваш ум неспокоен, тело не мо­жет расслабиться. Почувствовав неудобство во время сидения,


отметьте состояние вашего ума. Не течет ли в нем активный поток мыслей, диалогов, образов и мечтаний? Со временем вы откроете, что сидячая поза сама по себе (т. е. семь жестов) и мягкое ровное дыхание, которому способствует поза, могут сни­мать умственное и эмоциональное возбуждение и физическое напряжение.

Вначале вы можете понимать релаксацию механически, ду­мая, что спокойное сидение означает неподвижность тела, и можете искусственно держать себя в неподвижном положении.


Но можно научиться спокойствию, не впадая в напряженное состояние. В ходе дальнейшей практики вы обнаружите, что вам нет нужды прилагать усилия для расслабления. В конеч­ном счете вы научитесь поддерживать полную алертность (по­стоянное и неослабное внимание, состояние настороженности и готовности.— Примеч. перев.) и состояние покоя.

Теперь примите удобную позу, сидя со скрещенными ногами или на ровном стуле, настройтесь на дальнейшие занятия в те­чение 30—60 минут и выполните два следующих простых упражнения.

Упражнение 3. Вкушение расслабления

Сделайте десять глубоких вдохов и выдохов и затем мед­ленно расслабьте все тело. Расслабьте глаза, закрыв их, если хотите, и позвольте рту непроизвольно открыться. Снимите на­пряжение со лба и кожи черепа. Медленно ощутите каждую часть головы —нос, уши, челюсть, полость рта, щеки, пока вся голова полностью не расслабится. Затем расслабьте шею сзади и с обеих сторон, горло и нижнюю часть подбородка. Обнару­жив напряженное место, насладитесь ощущением растворения напряжения. Перейдите к плечам, груди, рукам и кистям рук, животу, спине, ногам и ступням, включая пальцы ног. Вкусите чувство расслабления, действительно прочувствуйте его, на­слаждайтесь им все больше и больше, пока оно не станет под­питывать каждую часть вашего тела. Выполняйте это упражне­ние 15—30 минут.

Упражнение 4. Переживание ощущений

Примите сидячую позу, как можно более расслабленную и спокойную. Постепенно настройтесь на осознавание любого появляющегося ощущения или чувство-тона. Вначале вам, воз­можно, придется напоминать себе: наблюдай! Следите за всем происходящим. Вы можете почувствовать физическое ощущение или эмоцию. Ощущение не обязательно будет сильным... оно может быть легким, даже слабым. Настройтесь на восприятие внутренних переживаний. Доверьтесь своему опыту и открой­тесь ему. Делайте это так, как получается, без всякого метода или самоотчета. Всякий раз, испытывая ощущение или чувство-тон, позвольте ему длиться как можно дольше. Выполняйте упражнение 15—30 минут.


На протяжении следующих семи дней поддерживайте мак­симальное расслабление в течение всего дня. Расслабляйтесь, принимая пищу, делая покупки или работая. Внимательно сле­дите за своими движениями (включая даже мигание глаз) в поисках тонких схем мышечного напряжения. Расслабляйте как можно полнее каждую часть своего тела, включая дыха­тельную систему, кожу и все внутренние органы. Даже волося­ной покров можно расслабить. Позвольте всему телу приобрести качество расслабления и мягкости. Тогда ваши ощущения и чув­ства оживут, и они смогут вдохновлять и питать вас.

Стимулирование чувств и их расширение является основным приемом Кум нье. Таким путем мы учимся усиливать наше наслаждение и постижение каждой стороны нашей жизнедея­тельности. Даже мельчайшее ощущение можно сделать более интенсивным, накопить и расширить, пока оно не станет изли­ваться из нашего тела и распространяться в окружающий нас мир.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.