Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение 5. Расширение чувства



Очень спокойно примите сидячую позу и дышите мягко и ровно,приоткрыв рот. Вызовите из памяти какое-нибудь чудес­ное событие прошлого и позвольте ему сделаться очень реаль­ным. Возможно, вы вспомните одно из самых восхитительных событий детства, первую любовь или прекрасный уголок при­роды с полями и рекой, где вы имели обыкновение гулять. Ка­кие чувства у вас возникают? Вызвав положительную энергию вашего воспоминания, расширяйте ее еще и еще. Пусть ваше тело согреется и дыхание в груди немного участится, пока вы не почувствуете опьяняющее возбуждение. Закройте глаза и усиливайте чувство возбуждения, пока не прочувствуете его всем своим телом.

Расширьте ощущение по всему телу так, чтобы оно стало всепроникающим и вы потеряли чувство его локализации: не от­даете себе отчета, пребывает ли оно внутри или вне тела и его границ. Продолжайте расширять чувство еще дальше, на рас­стояние 5—7 сантиметров за пределы вашего тела. Ощущайте себя центром чувства, из которого оно излучается во все сто­роны нескончаемыми волнами ряби и слоями.

Затем постепенно втяните это чувство обратно в тело; вы можете почти буквально видеть это физически. Пусть эта энер­гия соберется и очистит ваши тело и ум.


Упражняйте это возбуждающее чувство указанным способом 15—20 минут, сначала расширяя его и усиливая, а затем втя­гивая его обратно в тело и органы чувств. Если вы будете де­лать это всякий раз, когда у вас появляются прекрасные идеи, образы или чувства, ваше осознавание на уровне ощущений станет развиваться, делаясь более тонким и реальным. f

Выполняйте это упражнение достаточно часто на протяже­нии следующих нескольких недель, если возможно — ежедневно.


ДЫХАНИЕ

Когда мы учимся вступать в контакт с энергией ды­хания, дыхательный про­цесс становится неисчер­паемым источником жиз­нетворных энергий

Поскольку дыхание отражает ритмы жизни, способ дыха­ния сигнализирует о состоянии наших энергий. При волнении или возбуждении дыхание становится неровным и учащенным, но когда мы спокойны и уравновешенны, дыхание ровное, мед­ленное и мягкое. Изменяя способ нашего дыхания, мы можем также изменить наше умственное и физическое состояние. Даже будучи очень расстроенны, мы можем привести себя в состоя­ние покоя и равновесия, дыша медленно и ровно.

Если дыхание всегда спокойно и ровно, энергия возрастает и здоровье улучшается. Наш сон может улучшиться. Весь ум­ственный и физический организм становится уравновешенным. Ум становится ясным, тело делается энергичным и чувствитель­ным: обостряется слух, цвета приобретают насыщенность, и вообще наше восприятие обогащается. Чувство-тона становятся богаче, так что некоторые, казалось бы, незначительные вещи могут доставлять огромное наслаждение, подобно тихому смеху. Когда мы учимся вступать в контакт с энергией дыха­ния, дыхательный процесс становится неисчерпаемым источни­ком жизнетворных энергий.

Такое мягкое дыхание связывает нас с особого рода текучей энергией, или «тонким дыханием», которое по своей природе неотделимо от тонких умственных и физических энергий, теку­щих в нашем теле. Всю эту «энергетическую схему» в целом можно рассматривать как мандалу, центральный источник или нулевую точку, из которой энергия растекается во всех направлениях. В рамках этой схемы имеются энергетические «центры», которые играют роль «подстанций», обеспечивающих поступле­ние энергии в тело и ее циркуляцию. К числу этих центров от­носятся головной центр, горловой центр и сердечный центр. Если бы мы могли видеть эту энергетическую схему со стороны, она выглядела бы как спираль, простирающаяся вверх до го­ловного центра; при взгляде сверху она была бы похожа на серию концентрических кругов, соответствующих энергетиче­ским центрам.

Энергия тонкого дыхания особенно тесно связана с горло­вым центром, который генерирует энергию и координирует ее течение в теле. Поэтому именно посредством горлового центра мы можем легче всего научиться вступать в контакт с энергией тонкого дыхания и другими тонкими энергиями и приводить их в равновесие.

Горловой центр традиционно изображается в виде шест-надцатилепесткового цветка, состоящего из двух простых цвет­ков, соединенных тыльными сторонами. Один из этих восьми-лепестковых цветков непосредственно связан с головным цен­тром, а другой — с сердечным; когда энергии проходят через горловой центр, они расходятся к этим двум центрам. Если горловой центр сбалансирован и спокоен, потоки энергии урав­новешены и хорошо скоординированы; умственные и физиче­ские энергии интегрируются, и тонкое дыхание само уравно­вешено и очищено. Но обычно горловой центр возбужден, по­этому эти энергии «заблокированы» и не могут течь надлежа­щим образом.

Однако вполне возможно дышать так, что горловой центр становится спокойным и функционирует ровно. Это достигается путем медленного и ровного дыхания одновременно через рот и нос, причем рот приоткрыт и язык слегка касается неба. Вначале этот способ дыхания не очень удобен, но по мере того как энергия начинает течь равномерно к головному и сердеч­ному центрам, животворный эффект этого способа дыхания становится ощутимым и оно делается все легче и приятнее. Когда поток энергий внутри нас становится сбалансированным, естественным образом раскрываются чувства и ощущения, и нам открываются переживания, приносящие глубокое удовлетво­рение.

Однако на это нужно время. Поскольку поток энергий в на­шем организме так часто несбалансирован, мы утрачиваем связь с нашими чувствами и ощущениями. Это само по себе часто препятствует нам упорно продвигаться к достижению равновесия в себе. Очень трудно преодолеть инерцию наших старых привычек, таких, как погоня за удовлетворением или расчет на то, что кто-то другой доставит нам положительные чувства радости и удовлетворения. Чем больше мы полагаемся на посторонние источники удовлетворения, тем больше мы те­ряем контакт со своим существом и нашими внутренними те­лесными ощущениями. Мы теряем контакт как с нашим физи­ческим телом, так и с нашей эмоциональной сферой.

Как только эта схема устанавливается, она становится само­поддерживающейся. Вместо непосредственного опыта, полной ассимиляции наших ощущений и интеграции их с сердечными чувствами, мы попадаем в капкан схем, включающих в себя размышления о нашем опыте, навешивание ярлыков на него и отчеты самому себе о его природе. Таким путем мы выпя­чиваем субъект, «я»,которое осуществляет опыт, а сам опытстановится «объектом», имеющим застывшую форму изначение.

Когда мы пребываем в таком состоянии, наши чувства по сути вторичны, они являются интерпретациями умственных об­разов, которые мы затем вводим обратно в себя. Мы ведем «го­ловную жизнь», опираясь на материал прошлого опыта, интел­лектуальные вербализации, не связанные с нашими действи­тельными чувствами. В результате возникает чувство почти постоянной неудовлетворенности, тонкая форма тревоги, кото­рую мы можем чувствовать в горловом центре как своего рода стеснение и которая проявляется как деятельность «я», стремя­щегося к приобретению опыта. Поток энергии к головному центру возрастает, а к сердечному — ослабевает.

В этом состоянии присутствуют все виды эмоциональных крайностей и дисбаланса — чрезмерно возбужденные эмоции, такие, как гнев или ненависть, сильная депрессия или упадок сил. Пока горловой центр не урегулирован и тонкие энергии не распределяются равномерно между сердцем и головой, мы не можем вступить в действительный контакт с нашими ощу­щениями или соприкоснуться с нашими подлинными чувствами. Без энергии, необходимой для активизации органов чувств, они не могут функционировать надлежащим образом и находятся в заторможенном состоянии.

Кум нье учит нас тому, как можно мягко растворить эту схему тревоги и погони за приобретением, и ведет нас обратно к непосредственному опыту. Благодаря мягкому дыханию одно­временно через нос и рот мы можем постепенно выровнять ды­хание и привести горловой центр в равновесие, так что энергии будут течь равномерно к головному и сердечному центрам. Это устойчивое, ровное и тем не менее неконтролируемое дыхание обладает своего рода качеством открытости. Даже когда мы только начинаем дышать подобным образом, мы можем по­чувствовать пробуждение и активизацию ощущений.

Вначале постарайтесь дышать одновременно через нос и рот. Дыхание должно происходить без усилий, без напряжения. Просто позвольте ему совершаться естественно; вам не нужно думать о том, чтобы дышать правильно... но ваше осознава-ние каким-то образом следит за равномерным распределением тонкого дыхания между носом и ртом и между вдохом и выдохом.

По мере того как вы дышите таким образом, тело успокаи­вается и вы начинаете чувствовать расслабление. Почувствовав расслабление, вкусите его и наслаждайтесь им. Если поначалу чувство расслабления не возникает, вообразите ваш идеал са­мых возвышенных, утонченных чувств. Наслаждайтесь ими, прочувствуйте их. Позже вы физически ощутите эту энергию. Если вы хотя бы раз вкусили чувство расслабления, вы уже знаете путь к нему. Погружайтесь в него как можно глубже; чем глубже вы идете, тем богаче становится чувство, и вы за­тем можете собирать урожай чувства и разносить его плоды во все части тела. Вы можете чувствовать его даже в костном мозгу, а также вне тела. Куда вы ни посмотрите, вы увидите везде то же чувство.

После этого вам останется только накапливать качество этого чувства, стимулируя его, делая его еще богаче, глубже и шире. Усиливайте качество тонкого дыхания. Пусть оно станет возбуждающим; накапливайте его, как накапливают воду для производства электроэнергии. Чувство это радостно, блаженно, невероятно открыто, обладает сильным поглощающим качест­вом. Оно может стать таким объемлющим, что будет казать­ся подавляющим, таким сильным, что, кажется, вы уже не в состоянии вместить его. Когда наконец чувство достигает такой силы, оно может открыть все энергетические центры, клетки и органы чувств; все ваше тело становится уравнове­шенным.

Постоянно упражняясь в таком дыхании и вступая в контакт с указанным чувством, вы можете накапливать его все больше и больше, пока наконец непосредственно не соприкоснетесь с его сущностью. В этом состоянии вам не будут нужны ни ин­терпретации, ни слова — вы просто будете пребывать в нем. Тогда вы будете в состоянии использовать эту энергию в любое время, когда вы захотите. Подобно добавлению приправы к пище, вы сможете использовать его по желанию, сколько вам нужно и когда вам нужно.

По мере развития качества тонкого дыхания вырастающее из непосредственного опыта осознавание постепенно расширя­ется, пока осознавание и тонкое дыхание не станут единым це­лым. Тогда энергии осознавания и тонкого дыхания будут сти­мулировать друг друга, и энергия возрастает, оставаясь всегда свежей и доступной. Этот процесс напоминает зарядку акку­мулятора: вы подключаете осознавание или умственную энер­гию к тонкому дыханию и тем самым стимулируете энергию. В этом заключается секрет .изобилия энергии. Даже если вы умеете мало энергии в данный момент, вы соединены с ее ис­точником .и можете получить ее. Если вы знаете, как возобно­вить свою энергию и поддерживать ее поступление в достаточ­ном количестве, вы можете даже позволить себе отдавать ее, так как ваши ресурсы неисчерпаемы.

Когда дыхание действительно сбалансировано—не слишком жестко контролируется и не зажато, а является медленным и ровным и находится на постоянном уровне — и при этом осозна­вание сочетается с тонким дыханием, как в брачном союзе,, естественным образом появляются определенные эффекты. Тон­кое дыхание становится чем-то вроде радара, так что вы те­перь способны непосредственно ощутить сигналы любой эмо­ции,- своей или чужой. Ваше осознавание возникновения эмоции и чувства становится своего рода промежуточным пространст­вом, которое защищает вас. Осознавание становится открытым полем, которое позволяет вам осуществлять бдительный кон­троль, весьма отличный от контроля, основанного на подавле­нии или силе. .

Когда вы начинаете осознавать свое дыхание, вся ваша жизнь становится сбалансированной. Даже если вы оказывае­тесь в ситуациях, вызывающих сильное раздражение, разоча­рование или страдание, вы сможете растворить беспокойство просто путем осознавания своего дыхания, уделяя ему легкое внимание и делая его спокойным, медленным и ритмичным. Чем дольше вы накапливаете энергию с помощью дыхания, тем больше успокаивается ваше тело; возможность энергии прийти в состояние равновесия успокаивает различные части тела на всех уровнях. Жизнь приобретает здоровый ритм, возмущаемый лишь немногими крайностями, и ощущения получают возмож­ность развиваться и созревать.

Важно, однако, постоянно работать над дыханием., иначе эффекты будут непродолжительными: тело, ум и ощущения снова вернутся к несбалансированному ритму. Поэтому прак­тикуйте этот вид дыхания ежедневно в течение по крайней мере трех месяцев 20—30 минут в день. Старайтесь поддерживать

энергию в текучем состоянии, накапливая и продуцируя ее с помощью дыхания. Сначала вы можете думать о процессе дыхания и уделять ему специальное внимание. Затем посте­пенно у вас разовьется качество осознавания, подобное медита­ции. Не имеет значения, как вы назовете его — релаксацией, осознаванием или медитацией; это лишь ярлыки. Существен­ное значение имеет качество опыта.

Научившись накапливать энергию, мы можем поддерживать этот процесс круглые сутки, а не только в течение определен­ного промежутка времени, специально выделенного для этой цели. Все тело становится расслабленным, мышечное напря­жение и умственные блоки растворяются, и энергия распростра­няется повсеместно. Наша жизнь становится богаче и здоровее. Позднее нам не понадобится прилагать вообще никаких уси­лий для получения этой энергии дыхания, так как она лежит в основе всех физических и умственных энергий.

Поскольку внешние и внутренние энергии имеют своим ис­точником одно и то же тонкое дыхание, или «прану», по мере изменения нашей внутренней среды изменяются также наши отношения с внешним миром, и вселенная становится гораздо более приятным местом обитания. Это выглядит так, словно внешний мир предметов и внутренний мир наших ощущений — наше сознание — сливаются. Мы поддерживаем мир, а он под­держивает нас и наши ощущения. Наши ощущения приносят нам наслаждение, и мы переживаем положительные чувства; мы проецируем положительное и получаем обратно то, что про­ецировали. Внутреннее и внешнее приходят в гармонию и урав­новешиваются.

Начиная дыхательные упражнения, дышите очень легко. По мере прогресса дышите медленнее. Просто позвольте дыха­нию замедлиться, пока оно не станет совершенно плавным и равномерным, без заметного вдоха и выдоха. Тогда ваша энер­гия будет неуклонно возрастать. Практикуя Кум нье, прове­ряйте время от времени свое дыхание и оценивайте ваш про­гресс на пути к этой цели.

УПРАЖНЕНИЯ

Для развития дыхания Кум нье — мягкого, медленного и ровного, одновременно через нос и рот — лучше всего упраж­няться 20—30 минут ежедневно по крайней мере три месяца. Вначале полезно практиковать отдельно различные качества этого дыхания. Первую неделю работайте над мягким дыханием (упражнение 6). Следующие три-четыре дня вырабаты­вайте очень медленное дыхание (упражнение 7). Если хотите, уделите больше времени этим упражнениям. Затем, сохраняя мягкость и медленный темп дыхания, развивайте его ровность и сбалансированность (упражнение 8).

В дополнение к этому вы можете выполнять некоторые дру­гие дыхательные упражнения, представленные в этом разделе. Сидячая поза, описанная в упражнении 10, является традицион­ной позой для медитации. Попробуйте иногда сидеть в ней после массажа или упражнений. Упражнение 12 лучше делать вечером перед сном. Упражнение 13 традиционно выполняется утром после пробуждения. Упражнение 14 несколько сложнее предыдущих; оно приносит наибольший эффект, если выполня­ется после нескольких месяцев практики Кум нье.

При выполнении этих упражнений позвольте дыханию под­питывать и расслаблять вас, усиливая чувство наслаждения до такой степени, чтобы оно стало материальным и почти осязае­мым. Пусть тонкое дыхание повысит уровень жизненной энер­гии в вашем теле и обострит ясность ума. Пусть на протяже­нии дня дыхание поддерживает и подпитывает вас. Почувст­вуйте, как ваши ощущения насыщаются жизненной силой, придавая всей вашей жизни магическое качество и пряный аромат.

Упражнение 6. Радостное дыхание

Сядьте удобно в сидячую позу (позу семи жестов) на ков­рик или подушку либо на ровный стул. Рот приоткрыт, кончик языка чуть касается неба. Мягко расслабьте горло, мышцы живота и позвоночник. Начните дышать очень мягко и легко одновременно через нос и рот, не акцентируя внимание на про­цессе дыхания. Это мягкое дыхание довольно легкое, но дает много энергии. Если вы почувствуете мышечное напряжение, дайте дыханию мягко коснуться и ослабить его. Подвергните слова и образы воздействию дыхания, и пусть оно также смяг­чит и расслабит их. Пусть это мягкое дыхание успокоит и нормализует все ваше тело. Стараясь не подвергать дыхание чересчур плотному контролю, дайте ему постепенно стать еще спокойнее и мягче, пока не появится качество, подобное вкусу и запаху спелого ароматного фрукта или букету выдержанного вина.

Почувствовав какое-либо ощущение — например чувство те­чения каких-то потоков в горле и теле — накапливайте чувство,


но не путем добавления чего-либо к нему, а просто позволяя ему длиться. Дайте ему стать более интенсивным. Вы можете чувствовать, как ощущение распространяется на другие части тела.

Выполняйте это дыхательное упражнение 2030минут в день
примерно неделю. Насколько возможно, осознавайте качество
своего дыхания на протяжении дня. Спустя неделю перейдите
к упражнению 7.

 

Упражнение 7. Раскрытие сферы ощущений

Примите сидячую позу и начните мягко дышать одновре­менно через нос и рот. Мягко направьте внимание на вдох и постепенно замедлите его насколько возможно, поддерживая дыхание как можно более мягким. По мере замедления вдохов чувствуйте ощущения в теле и вокруг него, проникайте глубже в них, расширяйте и накапливайте их в процессе дыхания. Вы­полняйте эту часть упражнения 10—15 минут.

Затем мягко направьте внимание на выдох и очень медленно выдыхайте одновременно через нос и рот, сохраняя легкость и мягкость дыхания. (При этом не пытайтесь что-либо делать со своим вдохом.) Установив медленный ритм выдохов, попытай­тесь как можно больше раскрыть все поле ощущений — каждую клетку, ткань и орган. Пусть чувства распространятся по всему телу и вокруг него наподобие ореола. Выполняйте эту часть упражнения 10—15 минут.

Упражняйтесь в этом медленном дыхании 20—30 минут в течение трех-четырех дней. На третий и четвертый дни де­лайте упражнение два раза в день, если сможете. Увеличив время выполнения упражнения, уделите несколько больше вни­мания качеству дыхания, направляя осознавание на процесс дыхания, пока вы не достигнете полного спокойствия. После трех-четырех дней переходите к упражнению 8.

Упражнение 8. Наполнение жизни дыханием

Примите сидячую позу и дышите мягко и медленно через нос и рот. Мягко направьте внимание на процесс дыхания и добейтесь того, чтобы дыхание происходило в равной мере через нос и рот. Установите одинаковую длительность вдоха и выдоха.

Отмечайте качество дыхания: иногда оно может быть за­трудненным и прерывистым, иногда возбужденным или глубо­ким. Замечайте, как различные качества дыхания связаны с разными состояниями ума и чувств и как ум нормализуется и чувства свободно текут по мере того, как дыхание становится легче и ровнее.

В процессе дыхания раскрывайте чувство расслабления как можно шире. Объедините осознавание с энергией дыхания и расширяйте все возникающие ощущения, пока вы не потеряете представление о границах вашего тела; вы будете осознавать только волны чувства и тонкой энергии, сопровождающие ды­хание.

По мере того как дыхание становится более ровным, вы естественным образом успокаиваетесь. Поверхностное мышеч­ное напряжение растворяется, обнажая различные слои чувства. Проникнув в более глубокие слои чувства, вы познакомитесь со многими чувство-тонами, хотя, возможно, у вас не найдется подходящих слов для их описания. Дайте этим чувство-тонам расшириться и стать глубже и протяженнее.

Упражняйтесь в этом ровном дыхании 20—30 минут еже­дневно в течение по крайней мере трех месяцев. Продолжайте выполнять это дыхательное упражнение всегда, когда у вас есть к тому возможность: во время работы, ходьбы, раз­говора — каждую секунду вашей повседневной жизни, и даже ночью, когда вы просыпаетесь.

Иногда можно выполнять это упражнение лежа на спине, или с выпрямленными ногами, или в позе, в которой ноги согнуты в коленях, а ступни упираются в пол.

В упражнениях 9, 10 и 11 вы беззвучно произносите мантри­ческий слог — ОМ, А или ХУМ (X здесь означает легкий приды­хательный звук, образуемый трением выдыхаемого воздуха о ненапряженные голосовые связки.— Примеч. перев.) — и со­четаете его с дыханием. В упражнении 12 вы сочетаете с дыха­нием всю мантру ОМ А ХУМ. Эти слоги следует произносить не вслух, а мысленно.

ОМ символизирует энергию существования, А — взаимодей­ствие, ХУМ — творческую силу или способность. На другом уровне ОМ означает физическую форму, А — энергию, которая вдыхает жизнь в физическую форму и поддерживает эту жизнь, ХУМ — мысли, осознавание и деятельность. Мантра ОМ А ХУМ символизирует просветленные тело, ум и дух.

Упражнения 9, 10 и 11 можно выполнять либо короткое время, либо очень долго, например 4—5 часов. Для начала вы можете выполнять одно из этих упражнений в течение 30 ми­нут. Освоив упражнение, попробуйте продлить время его вы­полнения до часа и более.

Упражнение 9. ОМ

Примите сидячую позу. Дышите мягко и ровно через нос и рот и мысленно сосредоточьтесь на слоге ОМ. Начните без­звучно произносить нараспев слог ОМ, соединив его с ритмом


дыхания. Пусть ОМ и дыхание сольются. Как можно полнее проникнитесь ощущением слитности ОМ с дыханием. Вы мо­жете почувствовать нарастающее, освобождающее движение, подобное вдыханию, и наполнение осознавания качеством мяг­кого пробуждения.


Упражнение 10. А

Сядьте в удобную позу. Сложите руки перед животом, по­ложите пальцы правой руки на пальцы левой, большие пальцы немного поднимите и сомкните. Дышите мягко через нос и рот и начните беззвучно произносить нараспев слог А, соединив его с ритмом дыхания и достигнув полной слитности А с дыха­нием. Вы можете почувствовать качество безмолвной сосредо­точенности, дыхание может стать очень спокойным.


Упражнение 11. ХУМ

Сядьте со скрещенными ногами на коврик или подушку, по­ложите руки на колени ладонями вверх. Дышите мягко через нос и рот и мысленно сосредоточьтесь на слоге ХУМ. Соедините ХУМ с ритмом дыхания и добейтесь слитности слога и дыхания. Углубляйте как можно больше качество чувства, связанного с сочетанием звука и дыхания. Вы можете почувствовать тон-


жое обострение и усиление осознавания, ощущение освобожде­ния, как при выдохе, и свежую лучезарную ясность.

Упражнение 12.Слияние мантры ОМ А ХУМс дыханием

Это упражнение лучше всего выполнять вечером перед отхо­дом ко сну. Лягте на пол на спину, руки вытяните вдоль тела. Раздвиньте ноги пример-но на ширину таза. Положите подушку под голову, если так удобнее, и под колени. Приоткройте рот и слегка коснитесь неба кончиком языка. Дышите мягко и ровно через нос и рот. Дыша, мысленно сосредоточьтесь на мантре ОМ А ХУМ.

Вдыхая, представьте себе ОМ или помыслите об ОМ. Слегка задержав дыхание после вдоха, сосредоточьтесь на А. Готовясь сделать выдох, помыслите о ХУМ. Не нужно произносить ман­тру вслух, просто осознавайте ОМ А ХУМ. Дышите плавно и незаметно, уделяя равное время вдоху и выдоху.

Дыхание после вдоха задерживайте в нижней части живота; выдыхая, ощущайте, что выдох осуществляется в равной сте­пени через живот, нос и рот. Вначале дышите несколько интен­сивнее, а затем постепенно и без усилий уменьшайте объем вдыхаемого воздуха, пока дыхание не станет очень медленным и почти бесшумным. В конце каждого цикла дыхания пребы­вайте в покое. Спустя короткое время новый цикл дыхания начнется как бы сам собой. Постепенно сместите фокус внима­ния с тела на сферу чувств и энергии. Вы ощутите, что ваше тело как бы расширяется за пределы физического измерения.

Выполняйте упражнение 30 минут.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.