Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5.1. Ценообразование в условиях рынка. Калькуляция цен.



Содержание программы:

Сущность, функции и роль цены в развитии экономики. Особенности ценообразования на современном этапе экономического развития. Виды цен, функционирующих в Республике Беларусь.

Структура розничной цены, экономическая характеристика ее составных элементов. Государственное регулирование цен и ценообразование.

Порядок и особенности ценообразования в общественном питании. Структура продажной цены. Торговые надбавки, скидки, наценки, их роль, назначение и порядок установления. Расчет суммы реализованных торговых надбавок, скидок, наценок.

 

Методические указания:

При изучении вопроса ценообразования необходимо понять, что в ценах концентрируются все основные экономические и социальные проблемы развития общества, что с совершенствованием ценообразования связан успех рыночных отношений. Через призму ценообразования рассматриваются происходящие изменения в формах собственности, дальнейшее развитие товарно-денежных отношений, формирование внутреннего рынка.

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых функциях. Функция цен заключается в том, что они характеризуют совокупность общих свойств принадлежащих формированию и развитию общности людей.

Экономисты выделяют пять основных функций:

- сбалансированность спроса и предложения

- измерительно-учетную

- перераспределительную

- стимулирующую

- размещение производства

Система цен представлена видами и разновидностями в зависимости от экономических особенностей выпускаемой продукции, участников процесса производства и обращения.

Выделяются следующие виды цен:

- отпускные (оптовые)

- закупочные

- розничные

Оптовыми называются цены, по которым товар реализуется крупными, мелкими партиями.

По закупочным ценам осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами, населением, государственными организациями.

Розничными ценами называются цены, по которым население приобретает товары в сфере розничной и оптово-розничной торговли, в сфере общественного питания.

В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые, на основе экономических административных методов и свободные, которые устанавливаются по соглашению сторон на основе спроса и предложения.

Свободные розничные цены определяются самостоятельно торговым предприятием путем прибавления надбавки к свободной отпускной цене. Свободные розничные цены могут снижаться или повышаться в пределах надбавки. На социально-значимые товары, в целях необоснованного повышения розничных цен Министерством торговли РБ определены размеры торговых надбавок, которые дифференцированы по группам товаров и имеют предельный уровень. Торговая надбавка определяется в процентах к отпускной цене. Торговая скидка – к розничной цене. Вместе с тем общим для них является то, что они служат основным источником валового дохода предприятий.

Особое внимание при изучении данной темы необходимо уделить вопросам формированию ценовой политики и стратегии проводимой торговыми объектами общественного питания.

Цены на продукцию общественного питания складываются из стоимости сырья по свободным розничным ценам и наценок, предназначенных параллельно с торговыми надбавками для возмещения издержек производства и обращения и получения прибыли. Калькуляция продажных цен на продукцию собственного производства осуществляется на основе себестоимости и нормативного уровня рентабельности, которые должны обеспечить полное возмещение затрат предприятий и обеспечить экономическую самостоятельность предприятий. Таким образом, количественной основой определения цен является себестоимость и прибыль. Себестоимость – это денежное выражение совокупности затрат торговых объектов общественного питания на приобретение сырья и продуктов, производство, реализацию и организацию потребления.

 

Вопросы самоконтроля:

1. Объясните особенность ценообразования на современном этапе.

2. Назовите, какой элемент является основой цены?

3. Объясните структуру свободной розничной цены.

4. Раскройте факторы, определяющие уровень цен на товары.

5. Объясните особенности ценообразования в торговых объектах общественного питания.

6. Рассчитайте сумму торговой надбавки (скидки) наценки.

7. Изложите, под воздействием каких факторов в торговых объектах общественного питания складывается себестоимость продукции?

8. Объясните, за счет каких экономических показателей в торговых объектах общественного питания формируется основная масса валового дохода?

Тема 5.2. Анализ и планирование валового дохода

Содержание программы:

 

Сущность коммерческого расчета, его основные принципы. Валовой доход, источники его образования, назначение и порядок определения. Анализ валового дохода, его значение и методика проведения. Оценка экономического эффекта влияния отдельных факторов на объем доходов. Планирование валового дохода.

 

Методические указания:

 

Конечным результатом всей хозяйственной деятельности торговых объектов общественного питания является прибыль.

Современные экономические отношения сопровождаются значительными изменениями в хозяйственной деятельности торговых объектов общественного питания. Они связаны работой в условиях свободной предпринимательской деятельности, формированием подлинно финансово-хозяйственной самостоятельности, совершенствованием хозяйственного расчета в условиях многообразия форм собственности, новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности объектов питания.

В этих условиях важнейшими экономическими показателями являются валовые доходы предприятий и их прибыль.

Роль и значение валового дохода заключается в том, что он является основным источников формирования прибыли предприятий. За счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения. Он служит источником пополнения собственных оборотных средств.

Валовой доход торговых объектов общественного питания измеряется в абсолютных и относительных показателях. Абсолютным показателем является его сумма, а относительным – уровень. Чтобы определить уровень валового дохода, надо сумму валового дохода разделить на товарооборот и умножить на 100%.

В процессе анализа устанавливается степень выполнения плана, абсолютное изменение по сумме и уровню валового дохода, изучается динамика развития показателей и факторы, влияющие на его размер.

Важнейшими факторами, влияющими на уровень валового дохода являются: объем, состав и структура товарооборота, изменение среднего уровня реализованных торговых надбавок скидок и наценок.

Анализ валового дохода может изучаться как за год, так и по кварталам, месяцам и структурным подразделениям, входящим в состав предприятия. Для прогнозирования валового дохода используются следующие методы:

- экономико-математический на основе прогнозируемой величины прибыли,

- метод прямого счета,

- расчетно-аналитический,

- экономико-статистический и др.

 


Вопросы самоконтроля:

1. Объясните роль и значение валового дохода как экономического показателя.

2. Рассчитайте показатели измерения валового дохода.

3. Изложите методику проведения анализа валового дохода.

4. Объясните влияние роста товарооборота на уровень валового дохода и как рассчитать влияние данного фактора?

5. Объясните особенности планирования валового дохода методом прямого счета.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.