Здавалка
Главная | Обратная связь

Так называемая дхарма



Поток нектара

 

(Амритера тарангини)

 

Эта книга составлена из лекций Его Святейшества Гоур Говинды Свами по “Шримад-Бхагаватам” и “Шри Чайтанья-чаритамрите”.

 

 

Эта книга посвящается Его Божественной Милости Ом Вишнупада Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, ачарье-основателю Международного общества сознания Кришны, чья столетняя Вьяса-пуджа будет праздноваться в 1996 году.

 

кришнера мадхура вани, амритера тарангини,

тара правеша нахи йе шраване

карнакади-чхидра сама, джаниха се шравана,

тара джанма хаила акаране

 

“Повествования о Кришне подобны потоку нектара. Если этот нектар не вливается в ухо человека, то его ухо ничем не лучше отверстия разбитой раковины. Такое ухо было создано совершенно напрасно”.

 

(“Чайтанья-чаритамрита”, М. 2.31)

 

Предисловие

джайя шри-чайтаньячандрера бхакта чандра-гана

сабара према-джйотснайя уджджвала три-бхувана

 

“Слава многочисленным лунам, которыми являются преданные главной луны – Господа Чайтаньячандры! Своим ярким сиянием [ослепительным светом любви к Богу] они озаряют всю вселенную”.

“Солнце способно излучать очень сильный свет. Луна отражает этот свет, и благодаря этому кажется, что она тоже светится. В “Чайтанья-чаритамрите” Кришна сравнивается с солнцем. <…> Только преданные Господа Чайтаньи Махапрабху могут рассеять тьму Кали-юги, рассеять невежество людей, живущих в этот век. Никто иной не способен сделать это. Пусть же все преданные, принадлежащие к движению сознания Кришны, отражают сияние высшего солнца [излучая ослепительный свет любви к Богу] и рассеят тьму, царящюю в мире” (Ч.ч. Ади, 13.5, коммент.).

Совершенно очевидно, что Его Божественная Милость Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупада – один из самых выдающихся преданных, которые подобны луне, - преданных главной луны – Господа Чайтаньячандры. Даруя людям ослепительное сияние, излучаемое Кришной, он рассеивал тьму, царяшую в осквернённых сердцах жертв этого века деградации. Нельзя не поразиться тому, что он распространил сознание Кришны по всему миру менее чем за двенадцать лет, однако в этом нет ничего удивительного, так как одной только капли той беспредельной любви, которая переполняла его сердце, было достаточно, чтобы наводнить всю вселенную любовью к Богу.

В этой книгеё автор объясняет, что преданный, обладающий чистейшей любовью к Кришне, должен непременно взять на себя ответственность за освобождение обусловленных душ из тюрьмы материального мира и восстановление их вечных любовных взаимоотношений с Господом. Одним из качеств того, кто пробудил в себе такую любовь, является сострадание к страдающим обусловленным существам. Далее он говорит о том, что для того,чтобы успешно привлекать других к преданному служению необходимо иметь внутреннюю чистоту (иными словами, “сила в чистоте”) и что обрести чистоту можно с помощью повторения святого имени, не сопутствуемого оскорблениями.

В эти дни, когда все мы сочиняем письменные приветствия к столетней вьяса-пудже Шрилы Прабхупады, для нас чрезвычайно важно посмотреть внутрь себя критическим взором и бросить взгляд на прошлое, и очень важно также видеть, сколько любви к Богу, то есть Кришне, мы способны даровать каждому к 1996 году. Это несомненно будет наилучшим подношением, сделанным у лотосоподобных стоп такого великого преданного Шри Чайтаньи Махапрабху, который очень и очень дорог Ему и которого потому именуют гаура-прийя-джаной.

Мы надеемся, что читатель сполна вкусит нектара, потоком изливающегося из флейты Кришны и донесённого до нас по истинной цепи преемственности подобных лунам преданных Господа Чайтаньячандры.

 

Издатели

Шри Шри Кришна-Баларама Мандир, Бхубанешвар

Шри Кришна Сарадийя Расаятра

19 октября 1994 года,

первый день Картикки

 

Глава первая

 

Совершите истинный переворот!

 

Мы должны понимать, каково желание и какова цель Шрилы Прабхупады. Он часто говорил: “В Кали-югу нет брахманов, все являются шудрами – калау шудра самбхавах. Поэтому я воспитываю брахманов”. Будет ли в таком случае Прабхупада доволен нами, если мы не станем брахманами? Его цель – воспитание брахманов. Но кто является брахманом? Брахманами являются знающие люди. Они являются головой человеческого общества, которое подобно телу. Однако, если тело не имеет головы, какая польза от такого тела? Какая польза от тела, если у него нет головы – если нет брахманов, которые могли бы наставлять нас? Брахманы – это те, кто является буддхиманой, знающими людьми. Брахма джанатити брахманах – они знают брахма васту, парам брахму, или Верховного Брахмана. В своём комментарии (Ш.Б.9.9.29) Шрила Прабхупада говорит: “Недостаточно просто обладать необходимыми качествами, нужно исполнять обязанности брахмана. Долг брахмана – познать парам брахму, Кришну (парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван)”.

Вот кто является брахманом. Он хорошо знает парам брахму – Верховную Личность, Кришну, и с любовью служит Ему, развивая в себе према-бхакти. С любовью служить Кришне – это и есть долг брахмана. Шрила Прабхупада часто цитировал следующий стих из “Брихад-араньяка упанишад” (3.8.10): йо ва этад акшарам гаргй авидитвасамал локат праити са крипанах - ”Того, кто, получив тело человека, не разрешил проблем жизни и покидает этот мир, будучи ничем не лучше кошки или собаки, т.е. не познав науки духовного самопознания, следует считать скупцом”.

Тот, кто покидает этот мир, не познав ачьюта васту, непогрешимого Господа, является крипаной. Крипана, или скупец, являет собой полную потивоположность брахмана. Брахман же это тот, кто, напротив, познал ачьюта васту – непогрешимого Господа. Йа этад акшарам гарги видитвасмал локат праити са брахманах. “Тот, кто покидает этот мир, найдя решение проблем существования, - мудрый брахман”. Он знает Господа, он познал Его, и это не просто теоретическое знание. Он – брахман. А как можно решить проблемы существования? Решить их можно, познав Верховного Брахму, парам брахму -–Кришну. На те видух свартха-гатим хи вишнум дурашайа йе бахир-артха манинах.

 

Высшее благо

 

Те, кто не понимает, что высшим благом является познание Верховной Личности, то есть Кришны, или Вишну, и полное любви служение Ему, которое считается долгом брахманов, никогда не смогут стать брахманами, так как они дурашайя, они полны иных желаний (аньябхиласа). Они стремятся к чувственным наслаждениям и освобождению из материального плена, и они совершенно околдованы этими двумя ведьмами – бхукти и мукти. Такие люди не знают, в чём заключается истинная дхарма и какова цель жизни. Как же они смогут разрешить проблемы существования, не став брахманами? Брахман, познавший Кришну, или Вишну, знает, как разрешить проблемы существования. Как иначе человек найдёт решение, не став брахманом?

 

на те видух свартха-гатим хи вишнум

дурашайа йе бахир-артха манинах

андха йатхандахаир упанийаманас

те ‘пиша-тантрйам уру-дамни баддхах

 

(Бхаг. 7.5.31)

 

 

Это слова Прахлады Махараджи. “Те, чьим сознанием всецело завладело желание наслаждаться материальной жизнью и кто потому признал своим духовным лидером или гуру такого же слепца, привязанного к объектам чувств, не способны понять, что цель жизни – вернуться домой, к Богу и служить Господу Вишну. Подобно тому как слепой человек, ведомый таким же слепцом, сбивается с пути и падает в канаву, привязанный к объектам чувств человек, идущий за таким же, полным материальных привязанностей, человеком, оказывается связанным верёвкой кармической деятельности, сплетённой из очень крепких нитей, и потому вновь и вновь тонет в пучине материальной жизни, испытывая страдания трёх видов”.

Являются ли такие люди брахманами и могут ли они разрешить проблемы существования? Нет, они не являются брахманами и не могут разрешить этих проблем. Но те, кто знает, что свартха-гатим хи вишнум – что высшее благо заключается в полном любви служении Вишну, или Кришне, парам брахме, они знают брахма васту (брахма джанатити брахманах) и могут решить проблемы существования. Тот, кто с любовью служит парам брахме, то есть Кришне, является истинным брахманом (прагьям курвита брахманах). Кто же не способен понять этого? Дурашайа йе бахир-артха манинах. Большинство людей не хотят понимать эту сиддханту, или суждение. Почему? Потому что они – дурашайя, они имеют иные желания (аньябхиласа). Они попали в острые когти двух ведьм – бхукти и мукти, жажды чувственных наслаждений и стремления к освобождению из материального плена. Они не способны понять это, а точнее, они не хотят понимать этого. Их сердца полны всяческой скверны. Такие люди погрязли в материальных привязанностях и потому отождествляют себя с телом. Они считают, что их тело и есть они сами, и ничего не знают о душе.

Итак, долг брахмана – познать парам брахму, Кришну, и с любовью служить Ему. Однако в наши дни все люди являются шудрами и крипанами. Они даже не пытаются понять всё это, так как они отождествляют себя с физическим телом. Они знают только то, что они должны делать. “Мы должны хорошо есть, спать, защищать себя и совокупляться”. И они стараются изо всех сил создать наилучшие условия для этого и для себя, и для членов своих семей, для тех, кто связан с ними родством. Они – дурашайя. Они думают: “Это наша свартха, это благо для нас”. Они приобретают знания и получают образование. И при этом они только и думают, как бы заработать побольше денег. Деньги, деньги, деньги, что ярче, чем солнце и слаще, чем мёд… Тот, кто занимается подобной деятельностью, следуя так называемой дхарме, которая не имеет ничего общего с деятельностью брахманов, не сможет удовлетворить даже низших жизненных потребностей. Тот же, кто с любовью служит парам брахме, то есть Кришне, или Вишну, удовлетворит высшую потребность. Это значит что он сможет постичь брахму (брахма джанатити брахмана), он сможет разрешить проблемы существования. Такой человек знает истинную дхарму, то есть дхарму души. Этот метод был дан нам Самим Бхагаваном, и с помощью этого метода мы можем довольно легко понять свою сварупу. Что подразумевается под словами “наша сварупа”? Дживера сварупа хайа кришнера нитйа даса. Это – сварупа дживы. Джива вечно является слугой Кришны. Бхагаван Сам установил метод и дал нам указание в шастрах, главным образом – в “Бхагавата Махапуране”, то есть в “Шримад-Бхагаватам”. И если человек будет следовать этим указаниям под руководством истинного гуру, он очень легко сможет осознать свою сварупу, пусть даже он последний глупец, мудха. Этот метод, данный нам Бхагаваном, чтобы мы смогли легко осознать свою сварупу, называется бхагавата-дхармой.

 

Так называемая дхарма

 

Какое же представление о дхарме имеют люди в так называемом обществе? Люди не имеют понятия об истинной дхарме. Как же они в таком случае разрешат проблемы существования? Они попали под власть двух ведьм – бхукти и мукти. Дхарма артха кама. Их дхарма – это так называемая дхарма, заключающаяся в достижении материального процветания. Их заботит только то, как заработать побольше денег, они думают, что так смогут решить все проблемы. Они строят столько всяких планов, стараясь заработать как можно больше денег. Они стараются полностью покончить с бедностью. “Мы затопим всю страну мёдом”, - говорят они.

Всё это планы достижения материального процветания и осуществления всех материальных желаний (кама). Они знают только эту дхарму, называемую бхога-дхармой. Три вида деятельности известны под названием бхога-дхармы, дхармы наслаждения. Когда же они поднимаются на более высокую ступень развития, они говорят: “Нет, мы больше не хотим этого”. В них появляется желание отказаться от всего этого и достичь мукти, освобождения, они хотят слиться с брахманом. Это называется тьяга-дхармой. Такие люди не знают, в чём заключается истинная дхарма, то есть бхагавата-дхарма, и потому они попадают в острые когти этих двух ведьм – бхукти и мукти. Как они смогут постичь брахма васту и разрешить проблемы существования? Брахма васту знает только истинный брахман, и только он знает, как разрешить проблемы материального существования. Тот, кто постиг парам брахму, то есть Кришну, или Вишну, разрешит все свои проблемы.

Поэтому вайшнавы, или бхагаваты, то есть преданные Кришны, которые очень дороги Ему, проповедуют эту бхагавата-дхарму, установленную Самим Бхагаваном. Кришна – единственный благожелатель живых существ – сухридам сарва-бхутанам гьятва мам шантум риччхати. Кришна говорит: “Тот, кто знает, что Я – благожелатель и друг всех живых существ, обретёт душевный покой”. Спокойствие, мир в душе (самах) – одно из свойств брахмана. Однако большинство людей во всём мире знает только бхога-дхарму. Они не имеют никакого представления о бхагавата-дхарме, и потому Бхагаван установил её. И преданные Бхагавана следуют ей. Они выходят и проповедуют, чтобы освободить всё человеческое общество из острых когтей двух ведьм, из тисков бхога-дхармы и тьяга-дхармы. Они помогают людям понять, в чём заключается истинная дхарма – бхагавата-дхарма. Поэтому они бесстрашно выходят на улицу и проповедуют кришна-катху.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.