Лабораторная работа «Изучение зависимости скорости реакции от различных факторов»
Опыт 1.«Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции» Цель: Установить влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции. Изучаемая реакция: Na2S2O3 + H2SO4 = S↓ + Na2SO4 + H2O Ход работы: В три пронумерованные пробирки наливают 1М раствор тиосульфата натрия: в первую – 7 капель, во вторую – 14 капель, в третью – 21 каплю. Затем к содержимому первой пробирки добавляют 14 капель воды, во вторую пробирку – 7 капель воды. В три другие пробирки наливают по 7 капель серной кислоты. Для определения скорости реакции необходимо измерить секундомером время от момента сливания растворов тиосульфата натрия и серной кислоты до появления первых признаков выделяющейся серы (слабое помутнение раствора). Поочередно к каждой пробирке с тиосульфатом натрия прибавляют заранее приготовленный раствор серной кислоты (7 капель) и отмечают, через сколько секунд после сливания начинается помутнение раствора. Оформление результатов работы: Полученные данные заносят в таблицу:
Относительную скорость реакции рассчитывают как величину, обратную времени (w=1/t). По результатам опыта строят графическую зависимость относительной скорости реакции от относительной концентрации тиосульфата натрия (по оси абцисс откладывается концентрация, по оси ординат – скорость реакции). Вывод: Охарактеризуйте зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. Каков порядок этой реакции по тиосульфату натрия?
Опыт 2.«Влияние температуры на скорость химической реакции» Цель: Установить влияние температуры на скорость химической реакции. Изучаемая реакция: Na2S2O3 + H2SO4 = S↓ + Na2SO4 + H2O Ход работы: В три пронумерованные пробирки наливают по 10 капель раствора тиосульфата натрия с концентрацией 1 моль/л. В три другие пробирки наливают по 10 капель 1М раствора серной кислоты. Первую пару пробирок (кислота – тиосульфат натрия) и термометр помещают в стакан с водой комнатной температуры, и через 5 минут, когда температура в пробирках выровняется, записывают показания термометра. Содержимое пробирок сливают и встряхивают, измеряя время от момента сливания до момента появления помутнения. Вторую пару пробирок помещают на 5 минут в стакан с водой, температура которой на 10 градусов выше комнатной. Далее все манипуляции производят так же, как с первой парой пробирок. Аналогично поступают с третьей парой пробирок, повысив температуру еще на 10 градусов. Оформление результатов работы: Полученные данные заносят в таблицу:
По результатам опыта строят графическую зависимость относительной скорости реакции от температуры (по оси абцисс откладывается температура, по оси ординат – скорость реакции). Рассчитайте средний температурный коэффициент реакции по уравнению Вант-Гоффа. Так как ΔТ = 10, температурный коэффициент равен отношению скоростей: ; ; Вывод: Охарактеризуйте зависимость скорости реакции от температуры и приведите рассчитанное значение температурного коэффициента данной реакции.
Практическое занятие №2 Тема: Растворы: способы выражения состава и коллигативные свойства. Приготовление раствора необходимой концентрации методом разбавления более концентрированного раствора. Цели: · ознакомить с основными понятиями теории растворов и биологической ролью растворов в живой природе; · сформировать понятие об основных способах выражения состава раствора; · научить рассчитывать концентрации растворов, изотоничных крови; · развивать у студентов мотивацию изучения химии посредством применения полученных знаний для характеристики растворов, используемых в медицинской практике; · совершенствовать навыки самостоятельной работы с информацией. задачи обучения: o студент сможет рассчитывать различные виды концентраций и переходить от одних способов выражения состава раствора к другим; · студент сможет пользоваться справочной литературой для нахождения необходимых для проведения расчетов величин; · студент сможет приготовить раствор заданной концентрации из более концентрированного раствора; · студент сможет приготовить раствор из данной навески и рассчитать его концентрацию; · студент сможет доложить результаты выполнения лабораторных работ. Основные вопросы темы: 1. Основные понятия теории растворов. 2. Роль растворов в жизнедеятельности организма. 3. Способы выражения состава растворов. 4. Применений растворов в медицинской практике.
Методы обучения: Комбинированный: - семинар (групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя); - работа в малых группах (выполнение лабораторных работ); ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|