Здавалка
Главная | Обратная связь

Лабораторная работа «Изучение зависимости скорости реакции от различных факторов»



 

Опыт 1.«Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции»

Цель: Установить влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.

Изучаемая реакция:

Na2S2O3 + H2SO4 = S↓ + Na2SO4 + H2O

Ход работы: В три пронумерованные пробирки наливают 1М раствор тиосульфата натрия: в первую – 7 капель, во вторую – 14 капель, в третью – 21 каплю. Затем к содержимому первой пробирки добавляют 14 капель воды, во вторую пробирку – 7 капель воды. В три другие пробирки наливают по 7 капель серной кислоты.

Для определения скорости реакции необходимо измерить секундомером время от момента сливания растворов тиосульфата натрия и серной кислоты до появления первых признаков выделяющейся серы (слабое помутнение раствора). Поочередно к каждой пробирке с тиосульфатом натрия прибавляют заранее приготовленный раствор серной кислоты (7 капель) и отмечают, через сколько секунд после сливания начинается помутнение раствора.

Оформление результатов работы:

Полученные данные заносят в таблицу:

  № пробирки Объем раствора (капли) Общий объем раствора (капель) Относительная концентрация тиосульфата натрия (C) Время появления помутнения t, с Относительная скорость реакции w=1/t (с-1)
Na2S2O3 H2O H2SO4
   
   
-    

 

Относительную скорость реакции рассчитывают как величину, обратную времени (w=1/t). По результатам опыта строят графическую зависимость относительной скорости реакции от относительной концентрации тиосульфата натрия (по оси абцисс откладывается концентрация, по оси ординат – скорость реакции).

Вывод: Охарактеризуйте зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. Каков порядок этой реакции по тиосульфату натрия?

 

Опыт 2.«Влияние температуры на скорость химической реакции»

Цель: Установить влияние температуры на скорость химической реакции.

Изучаемая реакция:

Na2S2O3 + H2SO4 = S↓ + Na2SO4 + H2O

Ход работы: В три пронумерованные пробирки наливают по 10 капель раствора тиосульфата натрия с концентрацией 1 моль/л. В три другие пробирки наливают по 10 капель 1М раствора серной кислоты.

Первую пару пробирок (кислота – тиосульфат натрия) и термометр помещают в стакан с водой комнатной температуры, и через 5 минут, когда температура в пробирках выровняется, записывают показания термометра. Содержимое пробирок сливают и встряхивают, измеряя время от момента сливания до момента появления помутнения.

Вторую пару пробирок помещают на 5 минут в стакан с водой, температура которой на 10 градусов выше комнатной.

Далее все манипуляции производят так же, как с первой парой пробирок. Аналогично поступают с третьей парой пробирок, повысив температуру еще на 10 градусов.

Оформление результатов работы:

Полученные данные заносят в таблицу:

№ пробирки Объем раствора, капли Температура, оС Время появления мути, с Относительная скорость реакции w=1/t (с-1)
Na2S2O3 H2SO4
     
     
     

 

По результатам опыта строят графическую зависимость относительной скорости реакции от температуры (по оси абцисс откладывается температура, по оси ординат – скорость реакции).

Рассчитайте средний температурный коэффициент реакции по уравнению Вант-Гоффа. Так как ΔТ = 10, температурный коэффициент равен отношению скоростей:

; ;

Вывод: Охарактеризуйте зависимость скорости реакции от температуры и приведите рассчитанное значение температурного коэффициента данной реакции.

 

 

Практическое занятие №2

Тема: Растворы: способы выражения состава и коллигативные свойства. Приготовление раствора необходимой концентрации методом разбавления более концентрированного раствора.

Цели:

· ознакомить с основными понятиями теории растворов и биологической ролью растворов в живой природе;

· сформировать понятие об основных способах выражения состава раствора;

· научить рассчитывать концентрации растворов, изотоничных крови;

· развивать у студентов мотивацию изучения химии посредством применения полученных знаний для характеристики растворов, используемых в медицинской практике;

· совершенствовать навыки самостоятельной работы с информацией.

задачи обучения:

o студент сможет рассчитывать различные виды концентраций и переходить от одних способов выражения состава раствора к другим;

· студент сможет пользоваться справочной литературой для нахождения необходимых для проведения расчетов величин;

· студент сможет приготовить раствор заданной концентрации из более концентрированного раствора;

· студент сможет приготовить раствор из данной навески и рассчитать его концентрацию;

· студент сможет доложить результаты выполнения лабораторных работ.

Основные вопросы темы:

1. Основные понятия теории растворов.

2. Роль растворов в жизнедеятельности организма.

3. Способы выражения состава растворов.

4. Применений растворов в медицинской практике.

 

Методы обучения:

Комбинированный:

- семинар (групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя);

- работа в малых группах (выполнение лабораторных работ);







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.