Здавалка
Главная | Обратная связь

Образовательный модуль № 8



«Внеклассная работа

В рамках образовательной области «Технология» в начальных классах»

УЭ-1. Внеклассная работа: задачи, содержание, формы, требования (1 час)

Цель:

1. Усвоить понятие «внеклассная работа».

2. Осмыслить особенности, специфику внеклассной работы по технологии в начальных классах.

3. Формировать общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

 

Содержание заданий Руководство по усвоению учебного материала
1. Прочитайте материал учебников «Педагогика». Выпишите определения понятия «внеклассная работа» Задание выполнить письменно, используя следующие источники: 1. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах/ Под ред. В.В. Давыдова.-М., 1994. 2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. 3. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. 4. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
2. Познакомьтесь с содержанием учебника Рожнева Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ.- М.: Просвещение, 1998.- с.109-118. Познакомьтесь и проанализируйте материал учебника.  
3. Познакомьтесь с предложенным дополнительным материалом «Внеклассная работа: задачи, содержание, формы, требования» Приложение 1. Познакомьтесь и проанализируйте предложенный материал.
4. Используя результаты самостоятельной работы в п.2 и 3, составьте ответы на вопросы. Вопросы для самоконтроля по УЭ-1: 1. Дайте определение внеклассной работы. 2. Какие функции выполняет внеклассная работа в учебно-воспитательном процессе? 3. Что определяет содержание внеклассной работы? 4. Назовите принципы и требования к организации внеклассной работы по технологии. 5. В чем заключается главная задача внеклассной работы? Ответы на вопросы законспектировать.

Приложение 1.

Внеклассная работа: задачи, содержание, требования.

 

Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся. Внеклассная работа представляет широкие возможности для всестороннего развития учащихся и подготовки их к жизни.

Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и воспитательной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению.

Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника, в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка.

Воспитательная функция: воспитание творческой активности школьника, чувства коллективизма.

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте аспекты человеческой жизни.

Специфика содержания внеклассной работы характеризуется:

во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, а не к разуму);

во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:

1.Традиции и особенности школы. Например, если в школе приоритет обучения, то во внеклассной работе может преобладать познавательный аспект.

2.Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

3.Особенности самого учителя, интересы, склонности, установки.

Итак, рассмотрев сущность внеклассной работы через ее возможности, задачи, содержание можно определить ее особенности:

1.Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

2.Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3.Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока.

4.Отсутствие контроля над результатами внеклассной работы.

5.Внеклассная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеурочное время.

6.Внеклассная работа имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Учитывая особенности внеклассной работы, назовем требования к ней:

1.При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели.

2.Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

3.Во внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке.

4.Педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами.

5.При организации внеклассной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

Внеклассная работа это большой, объемный и сложный раздел, строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным техническим устремлениям учащихся. Внеклассная работа дает учителю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие технические способности детей, воспитывающие у них интерес к науке и технике, любовь к творчеству.

При организации внеклассной работы учитель должен соблюдать следующие принципы:

1) обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей;

2) осуществлять массовость внеклассной работы, вовлекать в нее большинство учащихся;

3) опираться на самостоятельную творческую инициативу детей;

4) иметь общественно полезную направленность всех выполняемых на внеклассных занятиях работ;

5) подчинять все виды внеклассных работ общим учебно– воспитательным задачам.

Задача внеклассной работы во всех ее формах состоит в привлечении учащихся к активному участию в общественно полезной деятельности, в стимулировании их инициативы и самостоятельности, в развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.