Здавалка
Главная | Обратная связь

Кружок как форма внеклассной работы



В школах широко распространенна кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету. Кружковая работа-форма внеурочной и внеклассной работы.

Задачи кружковой работы:

1)углублять знания школьников;

2)развивать способности;

3)удовлетворять творческие интересы и склонности детей;

4)приобщать к общественно-полезному труду;

5)организовывать досуг и отдых детей.

Чтобы работа в кружке осуществлялась успешно и давала наибольший эффект, руководитель должен учитывать специфику кружковой работы, понимать ее отличие от школьных занятий. Эта специфика определяется, прежде всего, добровольностью посещения занятий, что в свою очередь накладывает отпечаток на методику работы в кружке.

Нужно помнить, что занятия в кружке - не профессиональное обучение. Поэтому необходимо уделять одинаковое внимание всем детям, независимо от успешности занятий. Чрезмерные требования к кружковцам и резкая критика их работ могут погасить интерес, увлеченность новым делом Занятия в кружках проводятся в соответствии с типовыми программами для внешкольных учреждениях и общеобразовательных школ, а также по программе, разработанной педагогом.

Этапы подготовки и проведения занятий кружка.

1. Изучение учителем детских интересов.

2. Комплектование членов кружка, выбор актива и старосты.

3. Подготовка необходимых материалов и инструментов

4. Знакомство с техническими объектами и выполнение практических заданий по образцу, чертежу, готовой технологической карте.

5. Кружковцы вносят дополнения и изменения в объекты труда.

6. Учащиеся самостоятельно проектируют технические объекты и изготавливают по этим проектам изделия.

Кружок проводится 2 раза в неделю по 2 часа. Руководитель кружка должен придерживаться определенной последовательности при проведении занятий. Каждый предыдущий курс должен создавать для кружковцев основу или базу для овладения соответствующих умений и навыков.

Количество членов кружка не должно превышать 15 человек(8-12). В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя.

В кружках могут заниматься ребята, как младшего, так и старшего школьного возраста. При комплектовании групп рекомендуется записывать школьников с разницей в возрасте не более одного-двух лет. Например, младшая группа-1-4 классы, средняя-5-6 классы, старшая-7-8 классы.

Комплектование в группу учащихся одного возраста позволит, руководителю построить свое занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий; правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений.

Экскурсия

1 этап. Предварительное планирование экскурсии проводится обычно во внеурочное время и включает следующие вопросы:

1) Определение темы и учебной цели экскурсии.

2) Наличие связи трудовых заданий с заданиями по другим предметам.

3) Выделение воспитательных задач.

Выбор объекта экскурсии определяется рядом факторов:

· Экскурсия должна отвечать требованиям программы,

· Объект экскурсии – производственное предприятие должно располагать достаточными условиями для проведения не только образовательной, но и воспитательной работы.

· Необходимо, чтобы производственный процесс был понятен детям и они могли последовательно познакомится со всеми основными операциями.

· Предприятие должно находиться на небольшом расстоянии от школы.

После выбора объекта экскурсии учителю необходимо еще раз посетить предприятие, чтобы уточнить цель и содержание экскурсии, если необходимо, пополнить свои знания о производственном процессе. Учитель договаривается о сроках экскурсии, решает необходимые организационные вопросы.

Учителю необходимо привлечь к участию в экскурсии передовых рабочих, людей, непосредственно занятых в производстве, уточнить с ними содержание бесед. Учителю следует помочь им в подготовке: выделить главное, основное, должны вести рассказ понятным для детей языком. Одновременно к рассказу готовится и сам учитель.

2 этап. Следующий этап подготовки экскурсии – составление плана.

План экскурсии строится различно в зависимости от целого ряда обстоятельств, от степени подготовленности учителя, состава класса.

Примерный план:

1. Подготовка учащихся к экскурсии (подготовительная беседа). Учитель рассказывает и объясняет куда они пойдут и что должны наблюдать. Решают организационные вопросы (инвентарь, место сбора, маршрут). Учитель может предложить те вопросы, на которые дети дадут ответ после экскурсии, распределить задания.

2. Вводная беседа на предприятии.

3. Порядок знакомства с производством.

4. Сбор материалов.

5. Встречи и беседы с передовиками производства.

6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии.

3 этап – проведение экскурсии.

Учитель, прибыв на место, проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы дети знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия. Внимание младших школьников неустойчиво, поэтому экскурсоводу необходимо задавать вопросы, поддерживать интерес детей. Ученики не могут одновременно слушать и наблюдать, поэтому краткие сведения, пояснения должны сменяться самостоятельными наблюдениями.

Сбор материалов для коллекций дети производят по разрешению учителя и экскурсовода. Необходимо предупредит учащихся, что ничего нельзя брат самовольно. В заключении можно рассказать, как будут подводиться итоги экскурсии, и напомнить детям о порядке возвращения в школу.

После обработки собранных материалов целесообразно провести итоговый урок, к которому дети изготовляют коллекции, пишут сочинения и т.д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.