ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• информационно-символическую среду (культура, в том числе традиции, обычаи, историческая память, средства массовой информации и др.); • социальную среду (люди: семья, друзья, соседи, все окружающие). То есть в образовательном процессе необходимо учитывать всю современную культуру в широком смысле слова. Эта точка зрения получила признание в педагогике еще в XIX веке. По Положению 1872 года в программы включались «необходимые по местным потребностям практические сведения». Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры, которую трактовали как совокупность религии, быта и нравственности народа. Гелен понимал принцип культуросообразности, с одной стороны, как единство школы с обществом и наций в целом, а с другой — обосновывал необходимость создания социалистической «областной педагогики» (применяя это обозначение вслед за французским педагогом Орузом). Россия — страна многонациональная, многоукладная. Исторически сложилось так, что каждый из народов привносил в культуру русского населения свои обычаи, традиции, интересы, проявляя толерантность к русской нации. Этот процесс был, безусловно, взаимным, и в лексике любого народа можно встретить русские слова, а в укладе жизни — отдельные русские традиции. Даже в бытовой культуре донского казачества, охранявшего южные границы страны и периодически вступавшего в неприятные эпизоды с турками, можно встретить турецкую традицию с 11 до 13 часов пить кофе, а среди жен донских казаков было немало пленных турчанок. Многообразие национальностей и вероисповеданий приводило в России к тому, что ее жители были просто обречены мирно сосуществовать, уважать веру и обычаи тех, кто живет рядом, обеспечивать всем равные права. Обратимся к некоторым фактам из истории среднестатистического города России — Таганрога. В 1900 году в нем было русско-подданых 68371, иностранцев — 3671. По вероисповеданию население имело следующую структуру: православных — 58121, иудеев — 4375, римско-католиков — 1913, армян-григориан — 658, мусульман — 458, лютеран — 450, евангелистов — 24. При такой конфессиальной и этнической пестроте в истории Таганрога никогда не было ни еврейских погромов, ни межнациональных конфликтов. Именно об этом городе говорили, что в нем и «сплетничают на пяти языках». Сейчас в Таганроге живут представители 107 национальностей, и это не мешает каждому жителю со- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|