ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
материала (билеты, карточки, задания, таблицы), специальной справочной литературой. Дидактические материалы дают возможность рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность. Высока эффективность использования на уроках наиболее универсального и доступного дидактического материала — различного вида карточек, содержащих задания, примеры. Их применение на уроках" математики, физики, химии, биологии, географии, литературы дает возможность значительно увеличить число рассматриваемых упражнений. Они позволяют с большей наглядностью выделить основные методы, приемы и алгоритмы выполнения заданий, а также дифференцировать упражнения по степени сложности. Современный учебный процесс предполагает активное использование различных технических средств обучения, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Непосредственными носителями учебной информации являются кино-, диафильмы, диапозитивы, слайды. Последние привлекают внимание преподавателей прежде всего возможностью значительно экономить время на занятиях, глубже раскрывать природу различных явлений, содействовать повышению научности обучения. Экранные пособия позволяют выходить за рамки учебной программы, расширять кругозор учащихся и пробуждать в них интерес к познанию. Они также дают возможность добиться мгновенной подачи готового учебного материала. Умело манипулируя таким процессом, педагог может легко получить желаемый эффект. Сегодня нет сомнения в том, что техническая оснащенность является одним из объективных предварительных условий применения новшеств в технологии обучения. Эффективность использования различных средств обучения зависит от профессиональной подготовленности педагога. Его умение педагогически правильно использовать средства обучения будет складываться не только из овладения навыками работы с проекционной, звуковоспроизводящей и другой аппаратурой, но и за счет творческого подхода к методике использования средств обучения, его-совершенствования и развития. Это зависит и от того, насколько глубоко учитель изучит все возможности имеющегося оборудования и технических средств обучения по каждому разделу и каждой теме преподаваемой им дисциплины. Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой целенаправленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не сти- хийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник к основным критериям оптимизации содержания учебных программ отнесли следующие: - критерий целостности содержания образования, предполагающий достаточно полное отражение основных направлений современной науки, производства, социальной жизни и культуры; - критерий научной и практической значимости элементов содержания образования, который обеспечивает вычленение главных, наиболее существенных компонентов; - критерий соответствия содержания образования возрастным возможностям участия; - критерий соответствия содержания образования возможностям учебно-материальной базы современной школы с учетом перспектив ее развития на ближайший период. Оптимизация методов обучения ориентирует учителя на осознанный и обоснованный их выбор с учетом: - задач урока (обучение, воспитание, развитие); - содержания урока; - степени сложного материала; - уровня подготовленности класса, характеристики класса на основе выводов педагогического консилиума; - сравнительной характеристики возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения; - особенностей, сильных сторон личности самого учителя; - возможностей учебного кабинета; - наличия учебного кабинета; - сложившихся морально-психологических условий в школе и др. Такой подход к отбору методов обучения предостерегает учителей как от абсолютизации отдельных методов, так и от необоснованного отказа от выбора ведущего, доминирующего на конкретном уроке метода. К оптимизации обучения относится и дифференцированный подход педагогов к учащимся. Хорошие уроки (если судить по результатам) свидетельствуют о том, что педагог либо целенаправленно использовал идеи оптимизации, либо, не будучи с ними знаком, интуитивно к ним пришел сам и реализовал их. Поиски оптимальных путей обучения уже давно70 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|