ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последние 20 лет широкое распространение получили распечатки текстового материала, который учителя готовят заранее. Этому во многом способствовали два фактора — массовое распространение ксерокопирующей и компьютерной техники и снятие в нашей стране жесточайшей цензуры на копируемые материалы. Однако своеобразную революцию в учебном процессе на грани XX-XXI веков совершили технические средства обучения (ТСО). Определение и классификация ТСО должны основываться на рассмотрении обучения как процесса управления познавательной деятельностью учащихся. Преподаватель, ставящий определенную дидактическую цель на каждом этапе работы учащегося, может установить с некоторой степенью объективности, насколько достигнута поставленная цель. Успешность усвоения зависит не только от того, в каком виде и в какой форме предъявляется учебная информация, но и от содержания и смысла управляющей компоненты учебной информации. Учебная информация предъявляется с учетом результатов сопоставления информации о целях обучения с информацией о действительном уровне усвоения знаний объектом управления. Последняя поступает по каналу обратной связи, который в обучении представляет собой канал контроля. Таким образом, реализуется замкнутый цикл управления познавательной деятельностью учащегося. Этот цикл называется «большим». Наряду с ним существует «малый», или внутренний цикл, когда материал продумывается учащимися и усваивается в результате сложной психической деятельности, важным элементом которой является самопроверка, постановка вопросов самим учащимся с выходом или без выхода на внешний источник информации. Усвоения знаний не происходит, если нет замкнутого цикла управления информацией, т.е. нет обратной связи, а также, если цикл разрывается. В этом случае можно говорить не об усвоении знаний, а лишь запоминании учебной информации. Главный недостаток такой формализованной схемы состоит в неучете индивидуальных психических особенностей учащегося и учителя. Эти особенности очень трудно описать с помощью системы формальных параметров, как это делается при анализе технических систем управления. ТСО — это совокупность технических устройств и дидактических материалов, используемых в учебном процессе в качестве средства повышения эффективности обучения. Ни отдельное устройство, ни дидактический материал, взятые сами по себе, не могут выступать как технические средства обучения, а становятся таковыми в результате их «соединения!». Но для действительного повы- ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ щения эффективности обучения важен не столько характер используемых средств, сколько способ их применения. ТСО, согласно такому определению, являются средствами учебной деятельности как преподавателя, так и учащегося. Такие схема и определение позволяют достаточно объективно классифицировать ТСО в зависимости от того, какой из каналов в схеме циркуляции информации совершенствуется с помощью технических средств: • Технические средства предъявления информации (ТСПИ), обеспечивающие прямой канал передачи. • Технические средства контроля, обеспечивающие канал обратной передачи. • Технические средства управления обучением, обеспечивающие весь замкнутый цикл управления. Последний может замыкаться «через преподавателя» (например, при работе под его руководством в автоматизированном классе) или через техническое устройство (компьютер), когда преподаватель как бы остается за «кадром». • Вспомогательные технические средства. К ним относятся приборы, инструменты, приспособления, которые применяются для совершенствования учебного труда преподавателя и учащегося, но не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных классов (например, готовальни, калькуляторы). Технические средства предъявления информации удобно разделить на две группы, положив в основу деления чувственные модальности, с помощью которых воспринимаются внешние сигналы. В условиях обычного (не специального обучения) выделяются следующие группы: • слуховые (аудио-) средства; • зрительные (визуальные) средства; • аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства. Последняя группа средств является самостоятельной. Это не простое объединение двух первых, поскольку аудиовизуальные средства обладают определенными свойствами, не присущими отдельно слуховым или зрительным средствам. Лучшее запоминание достигается при совместном и одновременном использовании слухового и зрительного каналов. Звуковые устройства. Это, прежде всего, микрофоны с электронными усилителями и динамическими говорителями, предназначенные для усиления речи учителя, например, на экскурсии в цехе шумного предприятия. Иногда для этой цели используются радиомикрофоны, позволяющие учителю свободно перемещаться в пространстве. Сюда же относятся магнитофоны для записи и воспро- Педагог нач. образов.130 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|