Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



В последние 20 лет широкое распространение получили распе­чатки текстового материала, который учителя готовят заранее. Это­му во многом способствовали два фактора — массовое распростра­нение ксерокопирующей и компьютерной техники и снятие в на­шей стране жесточайшей цензуры на копируемые материалы. Однако своеобразную революцию в учебном процессе на грани XX-XXI ве­ков совершили технические средства обучения (ТСО).

Определение и классификация ТСО должны основываться на рас­смотрении обучения как процесса управления познавательной дея­тельностью учащихся. Преподаватель, ставящий определенную ди­дактическую цель на каждом этапе работы учащегося, может уста­новить с некоторой степенью объективности, насколько достигнута поставленная цель. Успешность усвоения зависит не только от того, в каком виде и в какой форме предъявляется учебная информация, но и от содержания и смысла управляющей компоненты учебной информации.

Учебная информация предъявляется с учетом результатов сопо­ставления информации о целях обучения с информацией о действи­тельном уровне усвоения знаний объектом управления. Последняя поступает по каналу обратной связи, который в обучении представ­ляет собой канал контроля. Таким образом, реализуется замкнутый цикл управления познавательной деятельностью учащегося. Этот цикл называется «большим». Наряду с ним существует «малый», или внутренний цикл, когда материал продумывается учащимися и усваивается в результате сложной психической деятельности, важ­ным элементом которой является самопроверка, постановка вопро­сов самим учащимся с выходом или без выхода на внешний источ­ник информации. Усвоения знаний не происходит, если нет замк­нутого цикла управления информацией, т.е. нет обратной связи, а также, если цикл разрывается. В этом случае можно говорить не об усвоении знаний, а лишь запоминании учебной информации.

Главный недостаток такой формализованной схемы состоит в не­учете индивидуальных психических особенностей учащегося и учи­теля. Эти особенности очень трудно описать с помощью системы формальных параметров, как это делается при анализе техничес­ких систем управления.

ТСО — это совокупность технических устройств и дидакти­ческих материалов, используемых в учебном процессе в качестве средства повышения эффективности обучения. Ни отдельное уст­ройство, ни дидактический материал, взятые сами по себе, не могут выступать как технические средства обучения, а становятся тако­выми в результате их «соединения!». Но для действительного повы-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

щения эффективности обучения важен не столько характер исполь­зуемых средств, сколько способ их применения.

ТСО, согласно такому определению, являются средствами учеб­ной деятельности как преподавателя, так и учащегося.

Такие схема и определение позволяют достаточно объективно классифицировать ТСО в зависимости от того, какой из каналов в схеме циркуляции информации совершенствуется с помощью тех­нических средств:

• Технические средства предъявления информации (ТСПИ), обес­печивающие прямой канал передачи.

• Технические средства контроля, обеспечивающие канал об­ратной передачи.

• Технические средства управления обучением, обеспечивающие весь замкнутый цикл управления. Последний может замыкаться «через преподавателя» (например, при работе под его руководством в автоматизированном классе) или через техническое устройство (компьютер), когда преподаватель как бы остается за «кадром».

• Вспомогательные технические средства. К ним относятся при­боры, инструменты, приспособления, которые применяются для со­вершенствования учебного труда преподавателя и учащегося, но не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных классов (на­пример, готовальни, калькуляторы).

Технические средства предъявления информации удобно разде­лить на две группы, положив в основу деления чувственные мо­дальности, с помощью которых воспринимаются внешние сигналы. В условиях обычного (не специального обучения) выделяются сле­дующие группы:

• слуховые (аудио-) средства;

• зрительные (визуальные) средства;

• аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства.

Последняя группа средств является самостоятельной. Это не про­стое объединение двух первых, поскольку аудиовизуальные сред­ства обладают определенными свойствами, не присущими отдельно слуховым или зрительным средствам.

Лучшее запоминание достигается при совместном и одновремен­ном использовании слухового и зрительного каналов.

Звуковые устройства. Это, прежде всего, микрофоны с элект­ронными усилителями и динамическими говорителями, предназна­ченные для усиления речи учителя, например, на экскурсии в цехе шумного предприятия. Иногда для этой цели используются радио­микрофоны, позволяющие учителю свободно перемещаться в про­странстве. Сюда же относятся магнитофоны для записи и воспро-

Педагог нач. образов.130







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.