ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
каждый раз очень конкретно и индивидуально. По наблюдениям П. Тульвисте и В.В. Аршавского, у восточных народов, не учившихся в школе, нет такого ярко выраженного левого доминирования. В западной же культуре (более рациональной) дети уже в школе значительно социально тренируют левое полушарие. Выявлено, что у детей-левшей меньше выражена латерализация (разделение между полушариями) функций и они сохраняют готовность к более гармоничному развитию, их правополушарные способности легче пробудить к жизни, то есть у них сохраняется большая склонность к творчеству. Какие же педагогические выводы отсюда следуют? Во-первых, чем младше ребенок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И.Г. Песталоцци принцип наглядности назвал «золотым правилом» дидактики. Во-вторых, в обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима также дифференциация обучения. • Создание условий для творчества в учебной деятельности.Бесспорно, что потенциал разных предметов для проявления творчества учащихся различен. Проявлять творчество на уроке математики сложнее, чем на занятиях по рисованию. Тем не менее, необходимо понимать, сколь значимо проявление творчества для полноценного развития ребенка. Доказано, что творчество является одним из важнейших факторов сохранения здоровья человека в течение всей жизни. Решение творческих задач на уроке, при подготовке домашних заданий можно рассматривать как способ удовлетворения базовых способностей занимающихся. • Включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы.Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету. Информация, окрашенная эмоциями, несравненно лучше запоминается, приобретает личностный смысл. Однако включение эмоционально-чувственной сферы ребенка в процесс обучения не означает обязательное проведение урока на «накале страстей». Исследования Г.Н. Сердюковской по выяснению оптимального соотношения эмоциональности, трудности и насыщенности урока, обеспечивающего благоприятную реакцию младших школьников на учебную нагрузку, показали, что высокая эмоциональность вредна на трудных и насыщенных уроках математики и полезна при высокой трудности и низкой насыщенности уроков русского языка. • Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся.При традиционной классно-урочной системе обучения эта ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной. Способы дифференциации и индивидуализации подробно разбираются в курсе педагогике. Отметим те из них, которые особозначимы для охраны здоровья ребенка. М.К. Акимова, В.Т. Козлова считают, что при дифференциации обучения в первую очередь должны учитываться такие особенности нервной системы, как слабость, инертность. Эти свойства нервной системы легко отслеживаются по поведению детей на уроке. Они в значительной степени могут снижать успешность учебной деятельности в случае их игнорирования учителем и способствовать повышению тревожности и развитию дидак-тогенных неврозов. Рассмотрим кратко эти особенности. Особенности обучения детей со слабой нервной системой: - не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; - предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; - желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме; - во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного; - по возможности спрашивать их в начале урока и лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня; - не требовать ответов по новому, только что усвоенному материалу; лучше отложить опрос на следующий урок; - путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и высказываниями типа «хорошо», «умница», «молодец») формировать уверенность ребенка в своих силах; и обязательно поощрять за старательность, даже если результат далек от желаемого; - осторожно оценивать неудачи этих учеников — ведь они сами весьма болезненно относятся к ним; - в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку; - учить умению переживать неудачу; для этого нужно объяснить, что терпеть иногда неудачи — это нормально и неизбежно; неуспех — не повод для отчаяния и презрения к себе; - стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются. Особенности обучения детей с инертной нервной системой: - не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;138 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|