Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



каждый раз очень конкретно и индивидуально. По наблюдениям П. Тульвисте и В.В. Аршавского, у восточных народов, не учив­шихся в школе, нет такого ярко выраженного левого доминирова­ния. В западной же культуре (более рациональной) дети уже в шко­ле значительно социально тренируют левое полушарие.

Выявлено, что у детей-левшей меньше выражена латерализация (разделение между полушариями) функций и они сохраняют готов­ность к более гармоничному развитию, их правополушарные спо­собности легче пробудить к жизни, то есть у них сохраняется боль­шая склонность к творчеству.

Какие же педагогические выводы отсюда следуют? Во-первых, чем младше ребенок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И.Г. Песталоцци принцип наглядности назвал «золотым правилом» дидактики. Во-вторых, в обучении дол­жны создаваться возможности для творчества, необходима также дифференциация обучения.

• Создание условий для творчества в учебной деятельности.Бес­спорно, что потенциал разных предметов для проявления творчества учащихся различен. Проявлять творчество на уроке математики слож­нее, чем на занятиях по рисованию. Тем не менее, необходимо пони­мать, сколь значимо проявление творчества для полноценного разви­тия ребенка. Доказано, что творчество является одним из важней­ших факторов сохранения здоровья человека в течение всей жизни. Решение творческих задач на уроке, при подготовке домашних зада­ний можно рассматривать как способ удовлетворения базовых спо­собностей занимающихся.

• Включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы.Яркость, эмоциональность учебного материала, взволно­ванность самого учителя с огромной силой воздействуют на школь­ника, на его отношение к предмету. Информация, окрашенная эмоциями, несравненно лучше запоминается, приобретает личнос­тный смысл. Однако включение эмоционально-чувственной сферы ребенка в процесс обучения не означает обязательное проведение урока на «накале страстей». Исследования Г.Н. Сердюковской по выяснению оптимального соотношения эмоциональности, трудно­сти и насыщенности урока, обеспечивающего благоприятную ре­акцию младших школьников на учебную нагрузку, показали, что высокая эмоциональность вредна на трудных и насыщенных уро­ках математики и полезна при высокой трудности и низкой насы­щенности уроков русского языка.

• Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся.При традиционной классно-урочной системе обучения эта

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной. Способы дифференциации и индивидуализации подробно разбира­ются в курсе педагогике. Отметим те из них, которые особозначимы для охраны здоровья ребенка. М.К. Акимова, В.Т. Козлова счита­ют, что при дифференциации обучения в первую очередь должны учитываться такие особенности нервной системы, как слабость, инер­тность. Эти свойства нервной системы легко отслеживаются по по­ведению детей на уроке. Они в значительной степени могут снижать успешность учебной деятельности в случае их игнорирования учи­телем и способствовать повышению тревожности и развитию дидак-тогенных неврозов. Рассмотрим кратко эти особенности. Особенности обучения детей со слабой нервной системой:

- не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа;

- предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку;

- желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письмен­ной форме;

- во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного;

- по возможности спрашивать их в начале урока и лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

- не требовать ответов по новому, только что усвоенному мате­риалу; лучше отложить опрос на следующий урок;

- путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и высказываниями типа «хорошо», «умница», «молодец») формировать уверенность ребенка в своих силах; и обязательно поощрять за старательность, даже если резуль­тат далек от желаемого;

- осторожно оценивать неудачи этих учеников — ведь они сами весьма болезненно относятся к ним;

- в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку;

- учить умению переживать неудачу; для этого нужно объяс­нить, что терпеть иногда неудачи — это нормально и неиз­бежно; неуспех — не повод для отчаяния и презрения к себе;

- стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможнос­ти, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.

Особенности обучения детей с инертной нервной системой:

- не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;138







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.