ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ тей занимающихся, которые разнятся в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании, оптимальных параметрах физических факторов среды в пирамиде потребностей по А. Мас-лоу занимают самую нижнюю ступень. Это биологические (физиологические) потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь. Выше в пирамиде располагаются потребности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех и также должны удовлетворяться в ходе образовательной деятельности. Кроме того, согласно концепции Г.К. Зайцева, необходимо создавать условия для удовлетворения базовых потребностей школьников, меняющихся в зависимости от возраста. Для дошкольников и младших школьников это базовые потребности в игре, подражании, свободе выбора, вооруженности; для среднего школьного возраста доминирующее значение сохраняют вспомогательные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются преимущественно идеальные потребности в самопознании и поиске смысла; для старшего школьного возраста — социальные потребности в самосовершенствовании, самоутверждении, самовыражении и самоопределении, а также вспомогательные — в саморегуляции деятельности и творческой активности. • Темп и ритм урока. Оптимальный темп урока выбирается на основе результатов диагностики интенсивности умственной работоспособности детей класса, ориентиром является темп работы тех учащихся, показатели которых примерно совпадают со средним темпом работы класса. В случае отсутствия диагностики темп урока подбирается опытным путем. Непозволительно для учителя пренебрегать тем, что даже несколько учеников не справляются с предложенным темпом. Для флегматичных детей должны быть предусмотрены паузы в течение урока когда другим детям дается не обязательное дополнительное задание. Особое внимание на темп урока должны обращать учителя-холерики, склонные навязывать учащимся чрезмерно высокий темп обучения. Помимо темпа на работоспособности сказывается ритм урока. Ритмичность означает плавное чередование на уроке микрофаз напряжения и отдыха. • Регламентация длительности основных видов учебной деятельности школьников. Длительность основных видов учебной деятельности школьников регламентируется в связи с развитием утомления, неблагоприятным воздействием на органы чувств. Как правило, эти данные приводятся при изучении конкретных методик преподавания предметов. Так, для младших школьников существуют нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем диктантов на уроках русского языка. Учителю необходимо понимать значимость такой регламентации, основанной на тщательных физиолого-гигиенических исследованиях, и соблюдать их постоянно. Нормы работы с компьютером, применения ТСО приводятся в санитарных правилах и нормах, публикуемых в журнале «Вестник образования». • Смена видов деятельности на уроке. Смена видов деятельности определяется степенью концентрации внимания школьников, которая, как известно, на начальном этапе обучения не превышает 3-8 минут. При планировании уроков необходимо учитывать возможность непроизвольной концентрации внимания на нужном предмете. Это обеспечивается его новизной, яркостью, интересом для детей. Кроме того, учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и способы действий быстро вызывают скуку. • Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познавательного интереса. Побудительным началом активной мыслительной деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего-либо). Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. В то же время необходимо учитывать известный закон Джеркса-Додсона: слишком высокая мотивированность, эмоциональное напряжение также ухудшает результаты деятельности, как и чересчур низкая мотивированность. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. По мнению B.C. Ротенберга, С.М. Бон-даренко, познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение. А. Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?134 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|