Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

тей занимающихся, которые разнятся в младшем, среднем и стар­шем школьном возрасте. Потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании, оптимальных парамет­рах физических факторов среды в пирамиде потребностей по А. Мас-лоу занимают самую нижнюю ступень. Это биологические (физио­логические) потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь. Выше в пирамиде располагаются потребности в бе­зопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех и также должны удовлетворяться в ходе образовательной деятель­ности.

Кроме того, согласно концепции Г.К. Зайцева, необходимо со­здавать условия для удовлетворения базовых потребностей школь­ников, меняющихся в зависимости от возраста. Для дошкольников и младших школьников это базовые потребности в игре, подража­нии, свободе выбора, вооруженности; для среднего школьного воз­раста доминирующее значение сохраняют вспомогательные потреб­ности в свободе и вооруженности и актуализируются преимуществен­но идеальные потребности в самопознании и поиске смысла; для старшего школьного возраста — социальные потребности в самосо­вершенствовании, самоутверждении, самовыражении и самоопре­делении, а также вспомогательные — в саморегуляции деятельнос­ти и творческой активности.

• Темп и ритм урока. Оптимальный темп урока выбирается на основе результатов диагностики интенсивности умственной работос­пособности детей класса, ориентиром является темп работы тех уча­щихся, показатели которых примерно совпадают со средним тем­пом работы класса. В случае отсутствия диагностики темп урока подбирается опытным путем. Непозволительно для учителя пренеб­регать тем, что даже несколько учеников не справляются с предло­женным темпом. Для флегматичных детей должны быть предус­мотрены паузы в течение урока когда другим детям дается не обя­зательное дополнительное задание. Особое внимание на темп урока должны обращать учителя-холерики, склонные навязывать учащим­ся чрезмерно высокий темп обучения. Помимо темпа на работоспо­собности сказывается ритм урока. Ритмичность означает плавное чередование на уроке микрофаз напряжения и отдыха.

• Регламентация длительности основных видов учебной дея­тельности школьников. Длительность основных видов учебной дея­тельности школьников регламентируется в связи с развитием утом­ления, неблагоприятным воздействием на органы чувств. Как пра­вило, эти данные приводятся при изучении конкретных методик преподавания предметов. Так, для младших школьников существу­ют нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем

диктантов на уроках русского языка. Учителю необходимо пони­мать значимость такой регламентации, основанной на тщательных физиолого-гигиенических исследованиях, и соблюдать их постоян­но. Нормы работы с компьютером, применения ТСО приводятся в санитарных правилах и нормах, публикуемых в журнале «Вестник образования».

• Смена видов деятельности на уроке. Смена видов деятельнос­ти определяется степенью концентрации внимания школьников, ко­торая, как известно, на начальном этапе обучения не превышает 3-8 минут. При планировании уроков необходимо учитывать возмож­ность непроизвольной концентрации внимания на нужном предмете. Это обеспечивается его новизной, яркостью, интересом для детей. Кроме того, учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и способы дей­ствий быстро вызывают скуку.

• Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познава­тельного интереса. Побудительным началом активной мыслитель­ной деятельности должно быть не принуждение к активности, а же­лание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего-либо). Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслитель­ной активности обучаемого является игровой характер учебно-позна­вательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономер­ность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явле­ний постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

В то же время необходимо учитывать известный закон Джеркса-Додсона: слишком высокая мотивированность, эмоциональное на­пряжение также ухудшает результаты деятельности, как и черес­чур низкая мотивированность.

Многочисленными исследованиями доказано, что познаватель­ный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легко­му и прочному запоминанию. По мнению B.C. Ротенберга, С.М. Бон-даренко, познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и вос­питания личности. Познавательный интерес связан не только с ин­теллектуальной, только с волевой или только эмоциональной сфе­рой личности; это их сложное сплетение.

А. Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать ученику находить ра­дость в том, чтобы смотреть и искать». Какие же условия способ­ствуют развитию познавательного интереса?134







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.