Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому пред­мету и к самому процессу умственного труда способствует такая орга­низация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс само­стоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи про­блемного характера.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужное™, важности, целесообразности изучения пред­мета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными раньше зна­ниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с инте­ресами, уже существовавшими у школьника ранее, также способ­ствует повышению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызы­вает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему ра­ботать.

Как можно осуществлять более частую проверку знаний? Можно предложить учащимся рассказать домашнее задание друг другу; воз­можны хоровые ответы на несложные вопросы; когда ученик отве­чает у доски, классу дается задание — внимательно слушать и под­готовить рецензию на ответ или оценку ответа; если ученик решает задачу у доски, возможно выполнение задания за ширмой или от­вернутой доской с последующим сравнением решения с классом (метод «закрытой доски» описал психолог Ф.Н. Гоноболин как спо­соб повышения активности класса); если приходится обращаться к ранее изученному материалу, то те, кто знает, напоминают тем, кто забыл.

• При проведении урока важным является привлечение воз­можного большего числа органов чувств учащихся:слуха, зрения, осязания, обоняния. Многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга, более прочное запомина­ние. Необходимо также учитывать, что ученики имеют свои инди­видуальные доминирующие каналы восприятия: чаще информация усваивается через орган зрения (визуальный канал), реже у детей в восприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых пре­обладает кинестетический канал восприятия (через осязание, мани­пулирование с предметами). Именно поэтому новые термины нужно не только внятно произносить, но и записывать их в тетради.

• С предыдущим пунктом тесно связана проблема соотношения образной и логической подачи и обработки учебного материала. На физиологическом уровне этот вопрос соотносится с доминировани­ем левого или правого полушария головного мозга. В отличите от

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

других особенностей организации урока, эти данные не являются широко обсуждаемыми в педагогической литературе, поэтому рас­смотрим их более подробно.

• Р. Сперри в опытах по рассечению основных связей между по­лушариями (с целью предотвращения развития эпилептических при­падков) было установлено, что левое полушарие полностью сохраня­ет способность к манипулированию формализованными знаками, циф­рами, но не различает интонации и модуляции голоса, нечувствительно к музыке (воспринимается только ритм), плохо распознает сложные образы. Правая рука (управляемая левым полушарием) теряет спо­собность к рисованию, к построению из кубиков фигуры, к нахожде­нию предметов на ощупь. Речеговорение же без левого полушария невозможно. С правым полушарием связывают также бессознатель­ное психическое человека. Различие между полушариями не сводит­ся к материалу, которым они манипулируют, речь должна идти только о способе манипулирования. Правое полушарие «схватывает» мате­риал целостно, левое же способно к ступенчатому, поэтапному позна­нию (аналитическая деятельность). Левополушарная стратегия орга­низует материал так, что создается однозначный контекст, понимае­мый всеми одинаково, а правополушарная — многозначный контекст, неподдающийся исчерпывающему объяснению в традиционной сис­теме общения. В общем же мозг функционирует как единое целое, объединяя оба способа организации контекста как взаимодополняю­щие компоненты мышления, но при доминировании одного из них.

У детей образное восприятие мира требует значительно меньшей активации мозговых структур, чем формально-логическая. Однако все обучение у нас рассчитано на левое полушарие, которое для детей требует высокой активации мозга. В дальнейшем левополу-шарное доминирование требует значительных усилий для преодо­ления его ограниченности, однозначности, которая препятствует творчеству. Низко творческие люди легче работают в однозначных контекстах.

В исследованиях Д.А. Фабер показано, что у детей от 3 до 7 лет в ситуации как произвольного, так и непроизвольного внимания активизируется преимущественно правое полушарие, и только на­чиная с 10-летнего возраста — левое. Сдвиг асимметрии в сторону относительного преобладания левого полушария становится особен­но выраженным к концу подросткового периода. Весьма интересно, что у детей-правшей 8-9 лет даже при решении математических задач более реактивным и активизированным является правое по­лушарие, и только между 10 и 14 годами существенно возрастает активность левого. Арифметические задачи младшими школьника­ми решаются не с помощью выявления принципиального ключа, а136







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.