Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



изведения речи и музыки, проигрыватели, включая лазерные, для воспроизведения записей с дисков.

Визуальные средства. Наибольшее распространение получили диа- и графопроекторы. С помощью диапроекторов воспроизводят­ся на экранах (отражательных или просветных) изображения с фо­томатериалов — слайдов (диапозитивов), а также диафильмов. Гра­фопроекторы (кодоскопы) — наиболее популярные проекционные аппараты. Имеют важные достоинства с дидактической точки зре­ния: компактны, просты в обращении.

Аудиовизуальные устройства. К ним относятся специализиро­ванные аудиовизуальные установки, средства учебного кино, учеб­ное телевидение и видеодисковые системы.

Учебное кино прочно вошло в школьную практику, хотя суще­ствуют факторы, ограничивающие его применение: при просмотре фильма исключается не только конспектирование, но и отвлечение для размышлений, обмена впечатлениями — все это должно быть отложено «на потом», т.е. до окончания фильма.

В последние годы все более прочные позиции завоевывает учебное телевидение (УТВ) как одно из основных технических средств предъяв­ления учебной информации. У телевидения много специфических осо­бенностей, резко отличающих его от учебного кино. Вопросы приме­нения УТВ в последние годы привлекают внимание дидактов и педа­гогов. Разработано множество методических приемов применения телевизионной техники в различных видах учебной деятельности.

В наши дни получает все большее распространение новое ин­формационное средство — видеодисковые системы и компакт-дис­ки. И это реальность. Например, в Ростовской СШ № 15 под руко­водством педагога Ю.Ф. Смоленцева учащиеся сами изготовили компакт-диск, содержащий краеведческую информацию по донс­кому краю для уроков географии, истории, литературы.

Валеологически целесообразная регламентация урока

Какова деятельность ребенка, таково и движение вов­леченных в эту деятельность его естественных сил и способностей, а каково движение и упражнение этих сил, таково их развитие, их изменение, а, следователь­но, таков и результат этого развития.

И.Ф. Козлов

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе является урок. Именно

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

урок в наибольшей степени определяет как позитивные, так и нега­тивные влияния образовательной среды на здоровье ребенка. Со­хранение здоровья детей должно происходить без ущерба для реше­ния учебных, воспитательных и развивающих задач урока. Более того, валеологизация урока должна способствовать общему повы­шению эффективности обучения. Включение валеологической зада­чи вводит ограничения на способы достижения цели урока. Сама же эта задача подразумевает выбор средств и форм обучения, кото­рые не вредят физическому, психическому и духовному здоровью детей.

Самостоятельное значение должно придаваться поддержанию оп­тимального функционального состояния учителя и учащихся, на которое, как известно, влияют не только темп, ритм урока, дли­тельность и трудность видов учебной деятельности, но и общее эмо­циональное состояние, мотивация участников образовательного про­цесса.

• Санитарно-гигиенические условия проведения урока. Перед началом урока учитель должен обеспечить проветривание класса, проверить освещенность и чистоту кабинета, состояние рабочих мест учеников и учителя.

• Валеологически целесообразное включение в урок подразу­мевает создание доминанты, что достигается на уроке четкой поста­новкой цели и задач урока и ее усвоением детьми. Кроме того, необ­ходимо кратко описать план занятия, виды учебной деятельности детей, чтобы ученики почувствовали свою сопричастность к уроку.

Завершение доминанты, то есть достижение запрограммирован­ного на уроке результата, как правило сочетается с положительной эмоцией, чувством глубокого удовлетворения.

Помимо создания доминанты на уроке важно быстрое включе­ние в урок за счет определенного действия, носящих характер риту­ала. Общепринятым школьным ритуалом является приветствие во­шедшего учителя стоя. Однако каждый учитель может сознательно ввести какой-либо ритуал, связанный именно с его уроком. При­вычный ритуал, как любая привычка, основывается на динамичес­ком стереотипе работы мозга — наиболее экономичном способе его деятельности.

• Выбор адекватных по возрасту форм и методов ведения уро­ка. Как правило, в методических пособиях для учителя подробно разбираются приемлемые для конкретного возраста формы и мето­ды обучения. Тем не менее, учителю желательно акцентировать свое внимание на том, на каких конкретных возрастных особенностях базируется тот или иной метод. Для сохранения здоровья школьни­ков важным является также удовлетворение базовых потребное-132







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.