ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- помнить, что они не могут активно работать с постоянно меняющимися заданиями, а некоторые из них вообще могут отказаться выполнять такие задания; - не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций; - не спрашивать их в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене); - избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку; - в момент выполнения заданий не надо их отвлекать; - не следует требовать ответов по новому, только что пройденному материалу. - Создание на уроке ситуаций успеха для учащихся. Известно, что для нормального развития ребенка наряду с успехами, необходимы и ситуации неуспеха, стимулирующие поисковую активность. Однако устойчивые неудачи в учении оказывают негативное влияние на здоровье и развитие детей. Самым простым способом для создания ситуации успеха является определенность домашних заданий. Ученики четко должны знать, что если они выполнят задание в полном объеме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого необходимо каждый урок оговаривать, что и как следует подготовить дома. Это значительно снижает тревожность и невро-тизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школьников. Учителю лишь надо придерживаться при опросе рекомендованной формы. Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребенка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем — недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза «было бы лучше, если...». Учитель должен научиться воспринимать каждый успех своих учеников как общую победу; каждую неудачу — как личное поражение! - Диагностика начальных стадий утомления учащихся, снятие напряжения от статичной позы, профилактика нарушений осанки и зрения. Диагностика начального состояния утомления учащихся проводится учителем по визуальным признакам. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Проведение физкультурных пауз в начальных классах является обязательным условием организации урока. Оптимизация этого элемента режима учебного дня заключается в том, что учителям предлагается ориентироваться не только на игровую форму упражнений, но и на разгрузку тех систем органов ребенка, которые наиболее напряжены на уроке. Не менее значимым является «озвучивание» ученикам и тех или иных упражнений для поддержания здоровья. Время проведения физпаузы не следует регламентировать 20-25-й минутой урока, как это рекомендуется во многих гигиенических пособиях. Наилучшим индикатором является поведение самих детей. Первые признаки утомления учащихся, выражаются внешне, как правило, в некотором повышении не произвольной двигательной активности, и являются сигналом для проведения разминки. На сетования учителей, что это прерывает ход занятия, можно возразить, что именно регулярное, ежедневное проведение физми-нуток является лучшим средством восприятия их детьми как естественной части урока. Для обеспечения разнообразия проводимых физкультурных пауз желательна разработка недельного комплекса физминуток. Физпаузы можно проводить в произвольной форме: покачаться «березкой», «достать с неба», распластаться «кляксой» на стуле и так далее. Интерес к проведению физминуток у детей значительно повышается, если им предлагается самим участвовать в «изобретении» физминуток и их проведении. Эффективность проведения физкультурных минуток и утреннего комплекса упражнений возрастает при выполнении следующих условий: - выраженный положительный эмоциональный фон; - озвучивание в доступной для детей форме цели проводимых процедур; - разнообразие форм проведения упражнений; - выбор учителем роли участника, с удовольствием выполняющего упражнения для собственного здоровья. - Психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя. Неоднократно при рассмотрении отдельных проблем педагогической валеологии уже обращалось внимание на необходимость поддержания позитивной психологической атмосферы урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия. Напомним кратко: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей — взглядом, улыбкой, кивком.140 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|