Специальные методики обучения
• Начиная с 1991 г. в ростовской СШ № 83 учитель физической культуры А.Г. Спалвис разработал специальные методики по развитию интеллекта в классах ППВ на уроках физкультуры. При помощи специальных упражнений и двигательных режимов создаются предпосылки для успешной бытовой, учебной, трудовой и со-144 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ циальной адаптации учащихся. В основу работы положены естественный интерес детей к играм, движению, желание быть первым. Но это желание удовлетворяется при условии выполнения упражнений по математике. Решение интеллектуальной задачи выступает своеобразным стимулом для выполнения физических упражнений и заданий. Все авторские задачи — игры А.Г. Спалвиса (а их более 25) выполняются по принципу «Сосчитай — выполняй физическое упражнение». Решенная арифметическая задача — стартовый сигна'л физического упражнения. Получены интересные результаты. В контрольном классе через полтора месяца обучения скорость решений возрастает с 338 до 368 секунд на 15 задач, а в экспериментальном — до 229 секунд или на 30%. При этом улучшается и качество решения. Сейчас А. Г. Спалвис ищет варианты наполнения спортивных задач экологическим и природоведческим содержанием. • На II ступени обучения широко практикуется уровневая дифференциация, которая состоит в том, что к каждому уроку учитель готовит пакет дидактических материалов не менее чем в трех вариантах. Например, в той же школе учитель математики И.А. Галыга делает это так: 1-й вариант заданий — самые простые. Они включают необходимый для усвоения темы теоретический материал, где нужно восстановить полностью неоконченную запись формулы, теоремы, определения; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен решить сам по образцу. Задания для 2-й группы включают теоретические вопросы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить сам по образцу; предлагается также простой пример, который нужно решить самостоятельно. Задание для 3-й группы включает себя проверку знаний по теории (возможно, по ранее пройденным темам), более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задание, в котором нужно применить нестандартный подход к решению. Очевидно, что от одной группы к последующей повышается трудность выполнения задач: увеличивается число мыслительных операций в единицу времени, усложняются связи между отдельными элементами содержания. Такая организация обучения и закрепления учебного материала на практике способствует переходу учеников из одной группы в другую, более высокого интеллектуального развития, и даже в другой класс с более высоким индексом интеллекта. Описанная система апробирована в СШ № 83 в течение 7 лет и вполне себя оправдывает, так как способствует формированию пси- ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Рис. 7. Варианты маршрутов движения с подсчетом © я& Ф А © А & А © Ф v Чш^ш Рис. 8. Схема площадки для игр «Через границу»146 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|