ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Авторами разработан опросник для выявления художественных способностей у детей, который предлагается родителям: • В каком возрасте ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку? • Что вы предприняли тогда, заметив желание ребенка рисовать? • В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Воображаемых героев, животных? • Предлагаете ли вы ребенку кроме карандашей, фломастеров, красок другие художественные материалы? • Какое занятие любимое у вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое)? • Как часто ваш ребенок занят любимым делом? • Что нравится вашему ребенку больше — раскрашивать готовый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок? • Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки? • Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления? • Отведено ли ребенку специальное место для рисования? • Устраиваете ли вы дома выставки работ вашего ребенка? Где? • Высказываете ли вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли вы критику в адрес его работ? • Какими методами вы поддерживаете интерес к художественному творчеству у ребенка? Оказываете ли вы ему помощь в освоении изучаемого материала? • Принимал ли ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты? После проведения опроса родителям объясняется роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способности развиваются, без нее — нивелируются. Поэтому главная задача родителей — не оставлять идеи ребенка без внимания, наиболее интересные рассматривать как перспективные. После прохождения первого этапа подводятся итоги — кто из детей, по мнению родителей, обладает художественными способностями? На втором этапе проводится диагностика ребенка с помощью психологических тестов. На занятиях можно предложить тест американского психолога П. Торренса. Этот тест предназначен для выявления творческих способностей у детей 6-18 лет как одного из главных показателей творческой одаренности. Уникальные задания П. Торренса позволяют оценить способности, не выявляемые интеллектуальными, академическими и другими тестами. П. Торренс, а также большинство психологов считают, что «творческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению. Творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющих знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы». Однако, как считает П. Торренс, «высокие показатели теста не гарантируют творческих достижений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. При отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений в искусстве. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство». По определению итальянского исследователя Дж. Рензулли, «одаренность — это результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческого подхода и настойчивости». После прохождения ребенком второго этапа вырабатывается определенное мнение о ребенке. Конечно, результаты теста еще не дают полного определения способностей ребенка, потому что в наши дни не существует общепринятого научного определения одаренности. В то же время опубликовано немало тестов по определению уровня интеллектуального развития человека, например тесты профессора Г. Ай-зенка. Законно возникает вопрос: можно ли измерить то, что неизвестно? Тот же Айзенк ответил на этот вопрос, ссылаясь на классическую науку: термометр был изобретен до появления научного определения теплоты, а результаты измерений помогли обогатить наши знания и открыть фундаментальные законы термодинамики. Если воспользоваться аналогией, предложенной Г. Айзенком, то проблема измерения и исследования одаренности, на первый взгляд упрощается: достаточно указать на ту феноменологию, в которой проявляет себя одаренность. В качестве такого внешнего проявления для одаренности выступает творчество. Именно в этом сказывается привилегированное положение одаренности среди других свойств человеческой психики. Доктор психологических наук Д.Е. Богоявленская считает, что научная недифференцированность феноменологии творчества создает иллюзию, что ее можно измерить одним «градусником». И эти попытки, по ее мнению, приводят к результатам, похожим на «среднюю температуру по госпиталю». Своей вершины анализ продуктивного процесса достиг в работах С.Л. Рубинштейна. В его научной школе были впервые выявлены реальные детерминанты (определители) инсайта — внеземного озарения, мгновение которого в принципе невозможно прогнозировать. Ведь инсайт («загадка») традиционно рассматривался как явление, не обусловленное предшествующим ходом мысли.152 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|