ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАН»
2 ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Многолетняя практика тестирования за рубежом и реальные стижения в наУке> технике и искусстве показали, что творческ отдача человека и показатели умственных способностей не всег, корректируют. Поэтому в середине XX в. в науке сформировала тенденция, которую отличало стремление выделить некоторую сп цифическую способность к творчеству, не сводящуюся лишь к ин теллекту. Эта тенденция нашла свое последовательное воплощена в методологическом подходе Дж. Гилфорда, выделившего спец» альный фактор, соответствующий собственно творческой способно* сти, обеспечивающей «боковое» латеральное (по Гилфорду — ди вергентное) мышление. Такой подход к явлениям оказался полярным по отношению ранее сложившемуся: творческие способности существуют парал лельно и независимо от общих и специальных способностей к, самостоятельный фактор, имеющий свою локализацию. В таком| представлении творческая одаренность теперь как бы противопос-] тавляется общим способностям. В последние Два десятилетия дивергентность, как синоним твор-1 чества, превратилась в «символ веры» не только зарубежных, но и отечественных психологов. Ее понимают как «способность мыслить в разных направлениях». В то же время Гилфорд стал подвергать критике тестирование на интеллект и проблемные ситуации, не дающие возможности в исследовании выйти в область «около». В Европе и США теперь очень редко используют тесты типа «Дорисуй...», «Допиши сказку...» для определения креативности, так| как в них нет четко обозначенного критерия ответа, а в оценках ответов присутствует откровенный субъективизм психолога. Ревизия, преДпРинятая Гилфордом, оказалась лишь реформой,^ но не революцией, так как вся методическая реконструкция оста-1 лась в рамках существующей тестовой модели. В связи с размытостью границ творческой личности в мире не существует четкой статистики одаренных. Б. Блум (США) определяет число одаренных, обучающихся в очень быстром темпе, в 5% списочного состава- Академик РАО профессор A.M. Матюшкин, считая, что в нашей стране творческий потенциал снижается, советует всячески беречь таланты. Его мнение подтверждается параллельной статистикой: уровень интеллекта IQ У выпускников российских школ ежегодно снижается на 1,5-3,0 /о. В журнале «Завуч» (2000, № 1) Ю.К. Завельский, рассказывая о работе Московской гимназии № 1543 с одаренными детьми, дает следующее «рабочее» определение одаренных детей: имеют более высокие по сравнению с большинством остальных гимназистов-свер- стников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. В дополнение к этому он отмечает, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности. Он условно выделяет три категории одаренных детей: • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); • дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте); • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|