Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ственных способностей специализируются, как известно, школы! искусств, изостудии и кружки по рисованию.

За рубежом накоплен немалый опыт. Разработана система диаг- i ностирования одаренных детей. Существует огромное количество,] специальных учебных программ для детей с повышенными интел­лектуальными возможностями. В нашей стране этим вопросам тоже уделяется большое внимание. В развитие отечественной психоло­гии по проблеме способностей внесли большой вклад фундаменталь­ные работы Л.С. Выготского «Избранные психологические исследо­вания», «Развитие высших функций», «Психология искусства»; Б.М. Теп лова «Способности и одаренность», «Проблемы индивиду­альных различий»; Н.С. Лейтеса «Об умственной одаренности», «Ум-, ственные способности и возраст», «Способности и одаренность в дет­ские годы»; Л.А. Венгера «Педагогика способностей»; Э.А. Голубе-вой «Способности и индивидуальность»; А.А. Мелик-Пашаева «Педагогика искусства и творческие способности» и др.

Согласно этим исследованиям, для отбора одаренных детей, ра­боты с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая дол­жна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать спе­циализированные программы.

Какого же ребенка считать художественно одаренным? В 1972 г. Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонст­рируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:

• интеллектуальной;

• академических достижений;

• творческого и продуктивного мышления;

• общения и лидерства;

• художественной деятельности;

• двигательной сфере».

Психологи выявили признаки одаренности в каждой сфере. В сфере художественной деятельности, касающейся изобразительного искусства, ребенок обладает следующими признаками: проявляет очень большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисова­нием или лепкой, весьма серьезно относится к своим художествен­ным занятиям и получает от них большое удовольствие». Также «демонстрирует опережающую свой возраст умелость, оригинально использует средства художественной выразительности, эксперимен­тирует с использованием традиционных материалов, осознанно стро­ит композицию картин или рисунков». Кроме того, «его произведе­ния включают множество деталей, его работы отличает отменная

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

композиция, конструкция и цвет, работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности». Когда же начинает проявляться худо­жественная одаренность? Сложно, конечно, говорить о художествен­ной одаренности маленьких детей. Говоря о ней, считает российс­кий исследователь А.А. Мелик-Пашаев, «мы в сущности имеем в виду не особый дар, присущий конкретному ребенку, имеющему свое лицо и имя, а скорее некую «возрастную талантливость», кото­рая накатывает как волна на едва ли не на всех детей и как волна уходит, хотя и может оставить добрый след в душевном мире расту­щего человека».

Английский исследователь Г. Ревеш считает, что раньше всего в ребенке просыпаются и развиваются способности к музыке, затем — к математике. А что касается изобразительного искусства, то «вре­мя, отделяющее наиболее рано развивающегося художника, т.е. пе­риод примитивных художественных опытов от настоящего искусст­ва, относится к концу периода зрелости и началу второй половины юношеского возраста, т.е. к возрасту между 17 и 20 годами». И вооб­ще, «исследование одаренности в детстве не может иметь особого значения, но тем важнее оно в юношеском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не только проявляются, но и развивают­ся. Период между 13 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одарен­ность». Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись скорее всего не о выявлении художественной одаренности, а о развитии художественных склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в «одарен­ность — высокий уровень развития способностей человека, позволя­ющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельно­сти» — до определению Большой Советской Энциклопедии.

Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Как известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обу­чения способные достичь хороших результатов в видах деятельнос­ти, соответствующих их склонностям и интересам.

В этой связи нам представляется наиболее значимым трехэтап-ный комплекс мероприятий для работы со способными детьми, пред­ложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Гри­горьевских.

«На первом, анамнестическом этапе учитываются сведения о вы­соких успехах ребенка в какой-либо деятельности, полученные от родителей и педагогов. Могут быть использованы результаты груп­повых тестирований, социальных листов».150







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.