ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ственных способностей специализируются, как известно, школы! искусств, изостудии и кружки по рисованию. За рубежом накоплен немалый опыт. Разработана система диаг- i ностирования одаренных детей. Существует огромное количество,] специальных учебных программ для детей с повышенными интеллектуальными возможностями. В нашей стране этим вопросам тоже уделяется большое внимание. В развитие отечественной психологии по проблеме способностей внесли большой вклад фундаментальные работы Л.С. Выготского «Избранные психологические исследования», «Развитие высших функций», «Психология искусства»; Б.М. Теп лова «Способности и одаренность», «Проблемы индивидуальных различий»; Н.С. Лейтеса «Об умственной одаренности», «Ум-, ственные способности и возраст», «Способности и одаренность в детские годы»; Л.А. Венгера «Педагогика способностей»; Э.А. Голубе-вой «Способности и индивидуальность»; А.А. Мелик-Пашаева «Педагогика искусства и творческие способности» и др. Согласно этим исследованиям, для отбора одаренных детей, работы с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы. Какого же ребенка считать художественно одаренным? В 1972 г. Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: • интеллектуальной; • академических достижений; • творческого и продуктивного мышления; • общения и лидерства; • художественной деятельности; • двигательной сфере». Психологи выявили признаки одаренности в каждой сфере. В сфере художественной деятельности, касающейся изобразительного искусства, ребенок обладает следующими признаками: проявляет очень большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисованием или лепкой, весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие». Также «демонстрирует опережающую свой возраст умелость, оригинально использует средства художественной выразительности, экспериментирует с использованием традиционных материалов, осознанно строит композицию картин или рисунков». Кроме того, «его произведения включают множество деталей, его работы отличает отменная ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ композиция, конструкция и цвет, работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности». Когда же начинает проявляться художественная одаренность? Сложно, конечно, говорить о художественной одаренности маленьких детей. Говоря о ней, считает российский исследователь А.А. Мелик-Пашаев, «мы в сущности имеем в виду не особый дар, присущий конкретному ребенку, имеющему свое лицо и имя, а скорее некую «возрастную талантливость», которая накатывает как волна на едва ли не на всех детей и как волна уходит, хотя и может оставить добрый след в душевном мире растущего человека». Английский исследователь Г. Ревеш считает, что раньше всего в ребенке просыпаются и развиваются способности к музыке, затем — к математике. А что касается изобразительного искусства, то «время, отделяющее наиболее рано развивающегося художника, т.е. период примитивных художественных опытов от настоящего искусства, относится к концу периода зрелости и началу второй половины юношеского возраста, т.е. к возрасту между 17 и 20 годами». И вообще, «исследование одаренности в детстве не может иметь особого значения, но тем важнее оно в юношеском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не только проявляются, но и развиваются. Период между 13 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одаренность». Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись скорее всего не о выявлении художественной одаренности, а о развитии художественных склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в «одаренность — высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности» — до определению Большой Советской Энциклопедии. Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Как известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. В этой связи нам представляется наиболее значимым трехэтап-ный комплекс мероприятий для работы со способными детьми, предложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских. «На первом, анамнестическом этапе учитываются сведения о высоких успехах ребенка в какой-либо деятельности, полученные от родителей и педагогов. Могут быть использованы результаты групповых тестирований, социальных листов».150 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|