Диагностика одаренности
Признаки одаренности ребенка в познании: - может сразу заниматься несколькими делами; - любопытен; - имеет отличную память; имеет склонность к систематизации и коллекционированию; - имеет большой словарный запас; - может прослеживать причинно-следственные связи и делать собственные выводы; - легко абстрагирует мышление;» - любит сам решать трудные задачи; - имеет хорошие математические способности;156 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо или упорство. Психосоциальные аспекты одаренного ребенка: - сильно развито чувство справедливости; - имеет личную систему ценностей; - легко переплетает реалии и фантазии; - наделен ярким воображением; - имеет развитое чувство юмора; - склойен к преувеличению страха; - способен к экстрасенсорному восприятию; - многое понимает и чувствует без лишних слов; - легко уязвим. Физические характеристики одаренности: - высокий энергетический уровень; - малая продолжительность сна; - рост слишком маленький или слишком большой; - нередки дефекты зрения (до 8 лет); - часто страдает отсутствием практических навыков. 2.9.5. Стратегия работы с одаренными детьми На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс мероприятий для работы с одаренными детьми, предложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских. Комплекс состоит из трех этапов: 1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов; групповых тестирований, социальных групповых листов. 2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, выявляющих их склонности и интересы. 3. Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей. Большое внимание должно уделяться подготовке учителей для работы со способными и одаренными детьми. Необходимы целевое финансирование и специальная подготовка для такой работы. Педагоги должны научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант. А. Пассов (1982) выделил 3 стратегии обучения одаренных: 1. Содержание учебной программы должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления. 2. Учебная программа для одаренных детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления и навыков его практи- ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ческого применения, что позволяет учащимся переосмыслить имеющиеся знания и генерировать новые. 3. Программа должна давать детям возможность постоянно приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации, прививать им стремление к приобретению знаний. 4. Программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников. 5. Программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии. 6. Программа должна способствовать развитию сознания и самосознания детей, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой. 7. Особое внимание следует уделять сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству. 2.9.6. Работа с одаренными детьми С. Callahan (1978) рекомендует следующие способы стимуляции творческой активности: • Доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы. • Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами и стимулами для развития его любознательности. • Поощрение высказывания оригинальных идей. • Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа мышления (быстрота, гибкость, оригинальность и точность) применительно к самым разнообразным областям (Пример: «Назовите самые разные варианты...»). • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Проект Rapyht и модель Гилфорда предлагают следующие приемы активизации дивергентного мышления в процессе изучения отдельных дисциплин (типы вопросов): Наука Математика Расскажите о всех возможных вариантах использования воды. Постарайтесь назвать максимум предметов, работающих на электричестве. Расскажите о возможных вариантах классификации и конкретного набора предметов (например, по форме, цвету, размер'у, съедобности, несъедобности...). Попытайтесь назвать предметы, существующие парами.158 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|