Здавалка
Главная | Обратная связь

Диагностика одаренности



Признаки одаренности ребенка в познании:

- может сразу заниматься несколькими делами;

- любопытен;

- имеет отличную память; имеет склонность к систематизации и коллекционированию;

- имеет большой словарный запас;

- может прослеживать причинно-следственные связи и делать собственные выводы;

- легко абстрагирует мышление;»

- любит сам решать трудные задачи;

- имеет хорошие математические способности;156

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо

или упорство. Психосоциальные аспекты одаренного ребенка:

- сильно развито чувство справедливости;

- имеет личную систему ценностей;

- легко переплетает реалии и фантазии;

- наделен ярким воображением;

- имеет развитое чувство юмора;

- склойен к преувеличению страха;

- способен к экстрасенсорному восприятию;

- многое понимает и чувствует без лишних слов;

- легко уязвим.

Физические характеристики одаренности:

- высокий энергетический уровень;

- малая продолжительность сна;

- рост слишком маленький или слишком большой;

- нередки дефекты зрения (до 8 лет);

- часто страдает отсутствием практических навыков.

2.9.5. Стратегия работы с одаренными детьми

На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс ме­роприятий для работы с одаренными детьми, предложенный челя­бинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских.

Комплекс состоит из трех этапов:

1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов; групповых тестирований, социальных групповых листов.

2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, выяв­ляющих их склонности и интересы.

3. Работа педагогов с детьми по специализированным програм­мам, направленным на развитие и углубление их способностей.

Большое внимание должно уделяться подготовке учителей для работы со способными и одаренными детьми. Необходимы целевое финансирование и специальная подготовка для такой работы. Педа­гоги должны научиться работать нестандартно, заниматься разра­боткой авторских программ, уроков, находить индивидуальный под­ход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант.

А. Пассов (1982) выделил 3 стратегии обучения одаренных:

1. Содержание учебной программы должно предусматривать де­тальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.

2. Учебная программа для одаренных детей должна предусмат­ривать развитие продуктивного мышления и навыков его практи-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ческого применения, что позволяет учащимся переосмыслить име­ющиеся знания и генерировать новые.

3. Программа должна давать детям возможность постоянно при­общаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информа­ции, прививать им стремление к приобретению знаний.

4. Программа должна предусматривать наличие и свободное ис­пользование соответствующих источников.

5. Программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии.

6. Программа должна способствовать развитию сознания и само­сознания детей, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой.

7. Особое внимание следует уделять сложным мыслительным про­цессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому ма­стерству.

2.9.6. Работа с одаренными детьми

С. Callahan (1978) рекомендует следующие способы стимуляции творческой активности:

• Доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы.

• Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными но­выми для него предметами и стимулами для развития его любознательности.

• Поощрение высказывания оригинальных идей.

• Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Ши­рокое использование вопросов дивергентного типа мышления (быстрота, гибкость, оригинальность и точность) применитель­но к самым разнообразным областям (Пример: «Назовите са­мые разные варианты...»).

• Использование личного примера творческого подхода к реше­нию проблем.

• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Проект Rapyht и модель Гилфорда предлагают следующие при­емы активизации дивергентного мышления в процессе изучения отдельных дисциплин (типы вопросов):

Наука

Математика

Расскажите о всех возможных вариантах исполь­зования воды. Постарайтесь назвать максимум предметов, работающих на электричестве. Расскажите о возможных вариантах классифика­ции и конкретного набора предметов (например, по форме, цвету, размер'у, съедобности, несъедоб­ности...). Попытайтесь назвать предметы, суще­ствующие парами.158







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.