Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ются в коды. Преимущество системы кодирования в том, что, не набирая всей информации, человек собирает ее лишь столько, сколь­ко необходимо для определения закодированной модели. Этот про­цесс похож на поиск в библиотеке книги по каталожному шифру.

Но наш мыслительный аппарат — система, способная самоорга­низовываться, самоукрупняться; она весьма надежна и позволяет создать набор стереотипов. В этом и состоит эффективность обычно­го мышления. Его недостаток — в трудности перестройки стереоти­пов и .возможности влиять на них.

Латеральное мышление перестраивает привычные представления и создает условия для появления новых моделей. Нельзя считать, что латеральное мышление может подменять вертикальное. Они должны дополнять друг друга. Для латерального мышления харак­терна созидательность, для вертикального — избирательность.

Вертикальное мышление развивает идеи, рожденные при лате­ральном мышлении. Следовательно, нельзя полностью отказаться от традиционных форм обучения. Необходимо умело комбиниро­вать, сочетать традиционное обучение с инновациями. Латеральное мышление надо умело применять на практике, что в дальнейшем позволит ученику осуществить перенос своих знаний из области те­оретических знаний и умений в пространство жизнедеятельности. В работе с одаренными детьми следует считаться с рядом про­блем, возникающих у них в период школьной адаптации. Извест­ный американский педагог Лета Холлингуорт рекомендовала педа­гогам и родителям учитывать следующие проблемы одаренных.

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется отто­го, что учебная программа скучна и неинтересна. Нарушения в по­ведении детей могут появится потому, что учебный план не соответ­ствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются сверстники средних спо­собностей.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требо­вания, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Погружение в философские проблемы. Одаренные дети часто задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста, из-за чего им трудно становить­ся лидерами.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Дж. Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, при­вел следующие факторы.

- Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарен­ных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня, причем это свой­ство проявляется очень рано.

- Ощущение неудовлетворенности связано с характерным для одаренных стремлением достичь совершенства во всем, чем они за­нимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, отсюда и низкая самооценка.

- Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть своих высоких целей, одаренные дети сильно переживают неудачи. Стрем­ление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям.

- Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более вос­приимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они критично относятся не только к себе, но и к окружаю­щим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактив­ным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на всякого рода раздражители и стимулы.

- Потребность во внимании взрослых. В силу природной лю­бознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых, что вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раз­дражает жажда такого внимания.

- Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной тер­пимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуаль­ном отношении. Они могут отталкивать окружающих замечания­ми, выражающими презрение или нетерпение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.