Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Язык

Музыка

Ориентация в социальной сфере

Дайте описание внешнего вида наиболее фантас­тического космического пришельца, которого вы можете себе представить.

Попытайтесь извлечь самые различные звуки из имеющегося музыкального инструмента.

Художественное Изготовьте один и тот же предмет в различных творчество условиях. Постройте дом для воображаемого су­щества из имеющегося материала. Создайте птицу нового вида из остатков различных материалов. Назовите всех людей, которые помогают нам пу­тешествовать, предохраняют нас от заболеваний, обеспечивают всем необходимым в нашей жизни, строят нам дома. Назовите возможные пути ис­пользования пустых коробок, бумажных и поли­этиленовых пакетов, стружки от карандашей, ку­сочков цветных мелков.

Все предыдущее относится к обучению одаренных в специальной школе или специальном классе.

Наш собственный многолетний опыт показывает реальность и высокую эффективность следующих педагогических приемов рабо­ты с одаренными детьми:

- использование авторских программ по курсам Базисного учеб­ного плана, учитывающих реальный индекс интеллекта уча­щихся и особенности их психики;

- методы взаимного обучения;

- методы учебно-исследовательской работы;

- введение элективных курсов и факультативов за счет школь­ного компонента Базисного учебного плана.

Эти направления можно отнести к вертикальному обогащению интеллекта учащихся. К горизонтальной линии обогащения (линия социального развития) можно относить развитие коммуникативных способностей, преподавание психологии.

Все это относится к случаю обучения одаренных в массовой шко­ле. Так как отечественная система образования не может позволить себе открытие множества школ для одаренных детей, то, на наш взгляд, нет никакой необходимости открывать специальные школы для одаренных. Они неизбежно превратятся в очередной постсовет­ский «питомник» исключительных людей. Следует помнить и о за­коне больших чисел: если сформировать класс из одних лишь от­личников, через полгода в нем появятся свои двоечники. Мы убеж­дены в том, что в каждой школе обнаружатся таланты, если создать соответствующую образовательную среду, сформировать хороший психологический климат, увидеть в каждом ребенке личность. «Каж-

дый человек самоценен», — утверждал Ф.М. Достоевский. Следуя этой позиции, мы обнаруживаем таланты в любой школе — будь это провинциальное образовательное мало комплектное учрежде­ние или академическая школа-лаборатория. Остается одно — песто­вать эти таланты, одухотворяя и морально поддерживая их.

Развитию творческого потенциала личности может способство­вать не только учебная, но и воспитательная работа с детьми. В этом глубоко убеждены авторы «Петербургской концепции воспи­тания», созданной под научным руководством профессора И.А. Ко-лесниковой в 1993 году. Они призывают педагогов в работе с воспи­танниками стимулировать у них формирование системы творчес­ких отношений к миру, с миром, к людям, с людьми, к себе, с самим собой. Это произойдет, по их мнению, если будут созданы педагогические условия для:

- осознания личностью своей неповторимости, самооценки при адекватности самооценки, умение посмотреть на себя со сто­роны, способности к саморефлексии, самодиагностике;

- выработки воспитанником круга жизненных ценностей, ле­жащих в гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути;

- развития самостоятельности и креативности мышления, фор­мирования когнитивных характеристик, обеспечивающих сво­боду ориентации в различных жизненных ситуациях;

- развития и совершенствования индивидуальных каналов и способов восприятия мира, овладения внутренними ресурса­ми физического, психического, нравственного самосовершен­ствования;

- раскрытия творческих задатков и способностей, овладения кре­ативными формами самовыражения во всех сферах бытия. ~-

Задачей воспитателя становится оказание помощи ребенку, под­ростку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в освое­нии новых социальных ролей в органичной для каждого форме; в создании имиджа: своего стиля поведения, общения, манеры оде­ваться, в выборе социально приемлемых способов индивидуальных проявлений, в отыскании своих тем, своих вопросов в области чело­веческой культуры, определении своих специфических функций в семье, школе, кругу сверстников.

Взрослый призван обеспечивать и поддерживать целостность субъектных проявлений воспитанника, выражающуюся: в умении увидеть и сформировать жизненную .перспективу, поставить перед собой долгосрочные и сиюминутные цели, проявить ответственность и самостоятельность в деятельности, осуществляемой на основе инте-160







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.