Здавалка
Главная | Обратная связь

Пример 2. Творчество детей на уроках развития речи.



Язык и речь изначально связаны с человеческим существовани­ем в мире. Язык возникает и развивается с возникновением и ста­новлением человеческого общества, будучи последствием этого со­циального процесса и его условием.

Ушедший XX век показал сокрушительную и даже разрушитель­ную силу слова.

Язык — это система знаков, с помощью которой можно общать­ся, мыслить и выражать себя, свое отношение к миру и другим людям. Язык потому и способен служить средством общения лю­дей, что он обладает возможностью обобщения, закрепления некой внеличностной, внесубъективной, общезначимой информации, по­зволяющей нам осмысливать и мир, и самих себя.

По мнению специалистов, ребенок овладевает разговорно-быто­вой речью к 8 годам. Он еще не знает литературно-книжного языка, хотя отдельные обороты речи, услышанные в разговорах взрослых, по радио, телевидению, оседают в его памяти. Освоение языка в этот период идет очень активно, естественно и непринужденно. По­чти все дети обладают врожденным языковым чутьем, фонетичес­ким слухом, легко творят новые слова, получают несомненное удо­вольствие от словесной игры. Здесь талант детей столь же очевиден, как и в их рисунках, театральных играх, в необычайной активнос­ти познания мира. В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И все же ставить знак равен­ства между творческой активностью детей и творчеством в контек-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

сте человеческой культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции. Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключается в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, пере­живания, мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности. Саморазвитие ре­бенка и осуществление в педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей должны органически слиться.

Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правиль­ным произношением, а непременно выступает как необходимый мо­мент целостной культуры личности, отражая эту культуру в себе и разнообразно в ней отражаясь.

В языке передается не только логическое содержание, но и эсте­тическое впечатление. Слово обладает чувственным тоном, много­значностью, образностью. Б.Л. Пастернак писал, что музыка сло­ва — явление совсем не акустическое и состоит не в благозвучии глас­ных и согласных, отдельно взятых, а в соотношении значения речи.

Школа должна воспитать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура — не автономная область воспитательной ра­боты на уроках, а составная часть общей культуры личности. Эту задачу можно решить, используя интегрированный подход к разви­тию речи в школе.

Существенным является формирование определенного комплек­са речевых умений, необходимого школьнику в овладении словом, предложением и связной речью.

Речевое умение — умение специфическое. Оно выступает одно­временно как частное и как обобщенное умение, которое связано с усвоением самых различных предметов. Речевые умения, которые формируются в процессе обучения русскому языку, на основе той функции, какую они реализуют в речи, классифицируются на:

• речевые умения, локализирующие в пределах одной языко­вой единицы, — орфоэпические, лексические, грамматичес­кие;

• речевые умения устной и письменной речи — коммуникатив­ные, стилистические, синтаксические.

Речевые умения групп взаимосвязаны: первая позволяет опреде­лить языковое оформление текста, а вторая — смысловую сторону в связном устном или письменном высказываниях.

Реализации взаимосвязи развития речи и художественного твор­чества детей служит рациональная организация активной деятель­ности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействи-166







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.