Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



§ 90. Весьма должно блюстись лакомства и гулянья и больше удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать скоро может повод к бездельному и праздному житью, прогуливать школы, не исправлять заданного уроку...».

Эти параграфы были, конечно же, адресованы гимназистам, но с большой пользой могут быть восприняты и современными педаго­гами.

Екатерина II Великая ввела, помимо специального, общее воспи­тание, готовящее человека к гражданскому общежитию. Это воспи­тание должно было, по словам В.О. Ключевского, «сосредоточиться на разработке нравственного чувства и находиться в руках самого государства». Такие мысли императрица высказала потом в своем «Наказе». Вместе с президентом Академии художеств И.И. Бецким она задумала целую систему «воспитательных училищ», которая дол­жна была густой сетью покрыть всю Россию.

И в наши дни все цивилизованные страны имеют Законы об об­разовании. Россия — не исключение из этих правил. Но если в Японии поставлен вопрос о всеобщем высшем образовании, в США обязательным является среднее, то в России теперь является обяза­тельным всего лишь 9-классное. К сожалению, в России наших дней ценность образования значительно снизилась. И неудивительно: мы сталкиваемся с безнравственностью на улице, в общественном транс­порте, предприятиях торговли, органах милиции, в судах, прокура­туре, наконец, в правительстве и даже Думе.

Важнейшие ценности, обычно называемые респондентами в чис­ле первых, являются, несомненно, плодом воспитания: справедли­вость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга и др. Однако здесь же возникает дискуссия: каким должно быть воспитание, ка­кие приоритеты должны быть в современной школе — нравствен­ное воспитание или интеллектуальное развитие ребенка?

В работе «Два воспитания» В.О. Ключевский высказал по этому поводу почти безапелляционное мнение: «Образование составляется из воспитания и обучения, но эти составные образовательные процес­сы легче разграничиваются в психологическом анализе, чем в педа­гогической практике».

По В.О. Ключевскому только образовательная, а не ремесленная школа может служить продолжением начального воспитания, кото­рое обязана давать каждая семья. «Дети, как взрослые, воспитыва­ются интересным трудом. Поэтому воспитание и образование по су­ществу тождественны: подлинное образование воспитывает челове­ка, и другого способа воспитания нет» — пишет А.И. Фет в статье «Может ли образование быть товаром?».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.