Здавалка
Главная | Обратная связь

Казанского университета)



Ранг фактора   Фактор   Значение медианы  
  Личность преподавателя   9,0  
  Творческие ситуации   8,7  
  Самостоятельная работа   8,5  
  Эвристические методы обучения   8,2  
  Общение с преподавателем   8,0  
  Благоприятный климат в группе   7,5  
  Коллективные формы работы   7,4  
  Общение с товарищами   7,4  
  Типовые ситуации с элементами творчества   6,9  
  Хорошо оборудованный кабинет   5,9  
  Типовые ситуации   3,6  
  Традиционные формы работы   3,2  

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.

В.О. Ключевский

Слово «теория» происходит от греческого «исследую». Примени­тельно к педагогике исследуемые величины должны дать представ­ление о ценностях, целях, принципах, содержании воспитания и обучения, о критериях их оценки. Эти параметры определяют струк­туру педагогической теории.

Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомиться с различными воззрениями на это по­нятие. В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной рабо­ты в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание — это целе­направленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и вос­питанников, их отношения в процессе этой деятельности, способству­ющей формированию и развитию личности и коллективов». С пози­ций деятельности дает определение и вышедший в свет в 1985 году «Краткий психологический словарь». Правда, его определение дано с заметным «привкусом» идеологии: «Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, диалектико-материалистического мировоззрения, высокой морали, глубокой идейности, общественной активности, творческого отноше­ния к действительности, высокой культуры труда и поведения».

Изданный на три года позже «Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание уже не как деятельность, а как процесс: «Воспитание — объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в об­ществе, к выполнению многообразных социальных функций». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гума­нист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле — это многогранный про­цесс постоянного духовного обогащения н обновления».

Л.Н. Толстой, немало внесший в- формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем... Воспитание172







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.