Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ



тате которых нередко гибнет сама идея. Достаточно вспомнить Рас-кольникова, утверждавшегося недопустимыми средствами. В резуль­тате — одиночество, разрыв с обществом.

У Достоевского важно то, что он верит в силу воспитания: люди нравственные и сильные в критические моменты, переживаемые другими людьми, оказывают на них позитивное влияние (князь Мышкин, Карамазов и др.). Концепция Достоевского — это кон­цепция духовного, нравственного человека.

По словам В. Соловьева, общий смысл всей деятельности Досто­евского состоит в разрешении двойного вопроса: о высшем идеале общества и о настоящем пути к его достижению.

Образ человека по Л.Н. Толстому (1828—1910)получил извест­ность как «толстовство». Граф Толстой был автором не только вели­ких литературных произведений, но и основателем учения о чело­веке, за которое был отлучен от церкви.

После 50 лет жизни Толстой резко изменил свой образ мыслей и существования. Он стал отвергать все, что вдохновляло его в моло­дости. Он пришел к выводу, что религия у всех слоев общества одна, а вера — разная. У богатых она показная, у бедных — необхо­димое условие жизни. Больше всего Толстого возмущали православ­ные обряды и таинства: крещение младенцев, принимающих хрис­тианство бессознательно; искупление грехов с помощью исповеди, что, по его мнению, лишь способствовало безнравственности. Тол­стой считал священство нарушением слов Христа, ясно запрещав­шего называть кого-либо учителями, наставниками.

Разочаровавшись в христианстве, Толстой не перестал быть глу­боко верующим человеком. Его вера была глубоко личным делом, поиском смысла жизни. Он внимательно изучал Коран, идеи буд­дизма, иудаизма, конфуцианства. Он испытывал каждую религию судом своего разума и принимал только то, что соответствовало его личным проблемам и духовным устремлениям. Поскольку ни одна из религий его не удовлетворяла полностью, он в 1882 г. изложил в книге «Так что же нам делать?» свое собственное учение — «толсто­вство». Он не делал различий между людьми разных религий, так как для него христианство было одной из многих и, возможно, не лучших религий.

Для Л.Н. Толстого материальное и духовное составляли одно це­лое. Спасение зависит от самого человека. Человек должен проти­востоять соблазну прогресса и культуры — всем этим железным дорогам (которые ничего не дали крестьянам), культуре и искусст­ву (которые ничего не прибавили к народным песням). Нужно по­кинуть город, оставить комфорт ради природы, солнца, земли, воз­духа, света и воды. Нужно пахать и сеять, как повелось на Земле с182

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

незапамятных времен. Нужно содержать семью, жить в согласии с окружающими, в моногамии, любить своих ближних и не мстить обидчикам. В то же время, строго следуя своим идеям, великий писатель нередко среди ночи возвращался к своему писательскому столу со словами: «Я грешен, Господи, но не могу не писать».

В 1901 г. за обличительную критику церкви в романе «Воскресе­нье» Л.Н. Толстой был отлучен от церкви.

Концепция Фридриха Ницше (1844—1900)формировалась в то же время,_что и «толстовство». В конце XIX в. людей стало тяго­тить чувство экзистенциальной заброшенности. У Толстого и Досто­евского образованные люди пытаются примирить себя с жизнью, из которой вытеснен высший смысл. Одной из величайших трагедий истории стало то, что совокупность ряда популярнейших в те годы идей создала социальные и психологические предпосылки для вол­ны насилия и отчаяния, охватившей последующие поколения. Под влиянием усилившегося в обществе материалистического мировоз­зрения Ф. Ницше в своих работах до предела обострил духовные противоречия этой эпохи. Как и Маркс, он считал, что человек в его современной форме появился путем жесточайшей борьбы за вы­живание.

Ницше, идеи которого впоследствии повлияли на Адольфа Гит­лера, писал о сверхчеловеке, представляющем соединение яростно­го интеллекта и спартанской воли. Являясь венцом и целью эволю­ции, он призван безжалостно царить над серыми массами. В работе «Об антихристе» Ницше утверждал: «Природа разделяет людей на одаренных или умом, или силой, и на таких, которые не выделяют­ся ни тем, ни другим. Первые — суть избранники, вторые — боль­шинство... Слабые и неудачные должны погибнуть — такова альфа нашего человеколюбия». Серое меньшинство, по мнению Ницше, существует для удовлетворения нужд избранных: «Почти все, что мы называем «высокой культурой», основано на одухотворении и усилении жестокости». Его «благородный человек» на самом деле — воплощение обнаженной воли к власти, которую он считал главной движущей силой природы.

В 1882 г., написав свои знаменитые слова «Бог умер!», Ницше считал эту идею освобождением человечества. Открытие, что Бога не существует, можно было сравнить с открытием заключенного, что камера не заперта и часовой отсутствует: он может уйти. Осво­божденный таким образом человек может достичь господства над природой и другими, более слабыми людьми, чтобы строить мир по своему усмотрению.

Ф. Ницше утверждал, что человек вовсе не является биологичес­ким совершенством: «... я сдернул завесу, обнажив испорченного

Т







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.