ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
тате которых нередко гибнет сама идея. Достаточно вспомнить Рас-кольникова, утверждавшегося недопустимыми средствами. В результате — одиночество, разрыв с обществом. У Достоевского важно то, что он верит в силу воспитания: люди нравственные и сильные в критические моменты, переживаемые другими людьми, оказывают на них позитивное влияние (князь Мышкин, Карамазов и др.). Концепция Достоевского — это концепция духовного, нравственного человека. По словам В. Соловьева, общий смысл всей деятельности Достоевского состоит в разрешении двойного вопроса: о высшем идеале общества и о настоящем пути к его достижению. Образ человека по Л.Н. Толстому (1828—1910)получил известность как «толстовство». Граф Толстой был автором не только великих литературных произведений, но и основателем учения о человеке, за которое был отлучен от церкви. После 50 лет жизни Толстой резко изменил свой образ мыслей и существования. Он стал отвергать все, что вдохновляло его в молодости. Он пришел к выводу, что религия у всех слоев общества одна, а вера — разная. У богатых она показная, у бедных — необходимое условие жизни. Больше всего Толстого возмущали православные обряды и таинства: крещение младенцев, принимающих христианство бессознательно; искупление грехов с помощью исповеди, что, по его мнению, лишь способствовало безнравственности. Толстой считал священство нарушением слов Христа, ясно запрещавшего называть кого-либо учителями, наставниками. Разочаровавшись в христианстве, Толстой не перестал быть глубоко верующим человеком. Его вера была глубоко личным делом, поиском смысла жизни. Он внимательно изучал Коран, идеи буддизма, иудаизма, конфуцианства. Он испытывал каждую религию судом своего разума и принимал только то, что соответствовало его личным проблемам и духовным устремлениям. Поскольку ни одна из религий его не удовлетворяла полностью, он в 1882 г. изложил в книге «Так что же нам делать?» свое собственное учение — «толстовство». Он не делал различий между людьми разных религий, так как для него христианство было одной из многих и, возможно, не лучших религий. Для Л.Н. Толстого материальное и духовное составляли одно целое. Спасение зависит от самого человека. Человек должен противостоять соблазну прогресса и культуры — всем этим железным дорогам (которые ничего не дали крестьянам), культуре и искусству (которые ничего не прибавили к народным песням). Нужно покинуть город, оставить комфорт ради природы, солнца, земли, воздуха, света и воды. Нужно пахать и сеять, как повелось на Земле с182 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ незапамятных времен. Нужно содержать семью, жить в согласии с окружающими, в моногамии, любить своих ближних и не мстить обидчикам. В то же время, строго следуя своим идеям, великий писатель нередко среди ночи возвращался к своему писательскому столу со словами: «Я грешен, Господи, но не могу не писать». В 1901 г. за обличительную критику церкви в романе «Воскресенье» Л.Н. Толстой был отлучен от церкви. Концепция Фридриха Ницше (1844—1900)формировалась в то же время,_что и «толстовство». В конце XIX в. людей стало тяготить чувство экзистенциальной заброшенности. У Толстого и Достоевского образованные люди пытаются примирить себя с жизнью, из которой вытеснен высший смысл. Одной из величайших трагедий истории стало то, что совокупность ряда популярнейших в те годы идей создала социальные и психологические предпосылки для волны насилия и отчаяния, охватившей последующие поколения. Под влиянием усилившегося в обществе материалистического мировоззрения Ф. Ницше в своих работах до предела обострил духовные противоречия этой эпохи. Как и Маркс, он считал, что человек в его современной форме появился путем жесточайшей борьбы за выживание. Ницше, идеи которого впоследствии повлияли на Адольфа Гитлера, писал о сверхчеловеке, представляющем соединение яростного интеллекта и спартанской воли. Являясь венцом и целью эволюции, он призван безжалостно царить над серыми массами. В работе «Об антихристе» Ницше утверждал: «Природа разделяет людей на одаренных или умом, или силой, и на таких, которые не выделяются ни тем, ни другим. Первые — суть избранники, вторые — большинство... Слабые и неудачные должны погибнуть — такова альфа нашего человеколюбия». Серое меньшинство, по мнению Ницше, существует для удовлетворения нужд избранных: «Почти все, что мы называем «высокой культурой», основано на одухотворении и усилении жестокости». Его «благородный человек» на самом деле — воплощение обнаженной воли к власти, которую он считал главной движущей силой природы. В 1882 г., написав свои знаменитые слова «Бог умер!», Ницше считал эту идею освобождением человечества. Открытие, что Бога не существует, можно было сравнить с открытием заключенного, что камера не заперта и часовой отсутствует: он может уйти. Освобожденный таким образом человек может достичь господства над природой и другими, более слабыми людьми, чтобы строить мир по своему усмотрению. Ф. Ницше утверждал, что человек вовсе не является биологическим совершенством: «... я сдернул завесу, обнажив испорченного Т ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|