Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Особое место в воззрениях на человека занимает философия рус­ских «космистов»:В.Ф. Одоевского (1803-1869), А.В. Сухово-Ко-былина (1817-1903), Н.Ф. Федорова (1829-1903), B.C. Соловьева (1853-1900), К.Э. Циолковского (1857-1935), В.И. Вернадского (1863-1945), А.Л. Чижевского (1897-1964). Примечательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в Космос, уже с середины прошлого века вызревало уникальное космическое направ­ление научно-философской мысли.

По мнению «космистов», человек — это существо еще промежу­точное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи и одухотворенности мира и человека.

Николай Федоров впервые в истории эстетических учений уви­дел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением. Такая точка зрения философа вытекала из его общей концепции мира, в которой силам падения (энтропии) противостоят созида­тельные силы «восстания».

А.Л. Чижевский создал теорию невероятной предсказанности: жизнь биосферы и социальные ритмы зависят от ритмов Солнца. Он утверждал: «Жизнь в значительно большей степени есть явле­ние космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет дина­микой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца — этой грандиозной совокупности туманностей и звезд, Солнца и планет».

В.И. Вернадский появление разума по значимости считал таким же важным, как и возникновение жизни на Земле. Он утверждал, что биосфера, как планетная организация жизни, есть часть косми­ческой организованности, поэтому «...разгадка жизни не может быть получена только путем изучения живого организма».

Общее для всех «космистов» — они не воспринимали природу как орудие, годное лишь на то, чтобы почтительно ублажать ново­испеченный «венец творения», набравшийся, на ее беду, порядоч­ной силы и наглости. Природа — не служанка, но сестра Человеку. Она — такой же субъект, такое же уникальное Я, как и Человек, только множественное, совокупное. Роль Человека в ней — не экс­плуатировать, а освободить ее от «рабства тлению» закона энтро­пии, умирания, распада.

В философском наследии русского религиозного возрождения,ко­торое представлено творчеством Н.О. Лосского (1870-1965), Н.А. Вер-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.