ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Особое место в воззрениях на человека занимает философия русских «космистов»:В.Ф. Одоевского (1803-1869), А.В. Сухово-Ко-былина (1817-1903), Н.Ф. Федорова (1829-1903), B.C. Соловьева (1853-1900), К.Э. Циолковского (1857-1935), В.И. Вернадского (1863-1945), А.Л. Чижевского (1897-1964). Примечательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в Космос, уже с середины прошлого века вызревало уникальное космическое направление научно-философской мысли. По мнению «космистов», человек — это существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи и одухотворенности мира и человека. Николай Федоров впервые в истории эстетических учений увидел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением. Такая точка зрения философа вытекала из его общей концепции мира, в которой силам падения (энтропии) противостоят созидательные силы «восстания». А.Л. Чижевский создал теорию невероятной предсказанности: жизнь биосферы и социальные ритмы зависят от ритмов Солнца. Он утверждал: «Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца — этой грандиозной совокупности туманностей и звезд, Солнца и планет». В.И. Вернадский появление разума по значимости считал таким же важным, как и возникновение жизни на Земле. Он утверждал, что биосфера, как планетная организация жизни, есть часть космической организованности, поэтому «...разгадка жизни не может быть получена только путем изучения живого организма». Общее для всех «космистов» — они не воспринимали природу как орудие, годное лишь на то, чтобы почтительно ублажать новоиспеченный «венец творения», набравшийся, на ее беду, порядочной силы и наглости. Природа — не служанка, но сестра Человеку. Она — такой же субъект, такое же уникальное Я, как и Человек, только множественное, совокупное. Роль Человека в ней — не эксплуатировать, а освободить ее от «рабства тлению» закона энтропии, умирания, распада. В философском наследии русского религиозного возрождения,которое представлено творчеством Н.О. Лосского (1870-1965), Н.А. Вер- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|