Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Формирование человека как личности требует от общества по­стоянного и сознательно организуемого совершенствования систе­мы общественного воспитания, преодоления застойных, традицион­ных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразова­ния сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей раз­вития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипуля-тивного- воздействия на процесс развития, искажения его подлин­ной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, что­бы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершенствования самостоятель­ных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обя­зан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения об­щественно выработанных форм и способов деятельности происхо­дит дальнейшее развитие — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания — са­мостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности».

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждо­го растущего человека как неповторимой человеческой индивидуаль­ности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и твор­ческих сил этого человека, через построение такой общественной прак­тики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответ­ствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, пре­следуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Такой подход к построению процесса воспитания — как актив­ного целенаправленного формирования личности — согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности. Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и гене-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.