Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



воспитательном процессе. Это теоретическое определение Е.В. Бон-даревской естественным образом приводит нас к тому, что основной вопрос концепции — какова цель воспитания и каковы способы ее достижения.

В работе «Детская психология» Л.С. Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и угашение не­желательных. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания опреде­ляются социальным заказом, ведь назначение воспитания — фор­мирование такой личности, в которой нуждается общество.

В философии цель определяется как мысленный идеал, для дос­тижения которого люди выполняют определенные действия, орга­низуют деятельность как собственную, так и других людей. Следо­вательно, цель воспитания — это представление об идеальном вос-питуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к деятельности, предопределяет цели, содержание и способы воспита­ния. При этом результаты воспитательной деятельности — знания, умения школьников, их физическое, нравственное развитие — со­поставляются как с частными, промежуточными целями, так и с конечной целью — образом идеального ребенка. Несовпадение меж­ду целями воспитания и результатами становится движущей силой деятельности воспитателей.

В предыдущем разделе были определены характеристики челове­ка культуры, отфильтрованные мировой цивилизацией. Поэтому цели воспитания могут быть в той или иной степени уже обрисованы.

Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Е.В. Бон-даревская отмечает, что в современной российской школе идет не только демократизация и обновление учебного процесса, но и про­исходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нрав­ственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства. Как свидетельствуют соци­ологические исследования, несмотря на все экономические и поли­тические трудности, мы отходим от идеалов социализма и возвра­щаемся в русло общечеловеческих и русских национальных ценно­стей. Ведь еще Н.О. Лосский в книге «Характер русского народа» отмечал такие национальные добродетели, как религиозность, спо­собность к высшим формам опыта, эмоциональность, свободолю­бие, народничество, доброта, даровитость, мессианизм и миссионизм. Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, в ученической среде появляются безраз­личие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой, — многие начинают понимать, что и в условиях рыночной экономики вечные общечело-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.