ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
воспитательном процессе. Это теоретическое определение Е.В. Бон-даревской естественным образом приводит нас к тому, что основной вопрос концепции — какова цель воспитания и каковы способы ее достижения. В работе «Детская психология» Л.С. Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и угашение нежелательных. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания определяются социальным заказом, ведь назначение воспитания — формирование такой личности, в которой нуждается общество. В философии цель определяется как мысленный идеал, для достижения которого люди выполняют определенные действия, организуют деятельность как собственную, так и других людей. Следовательно, цель воспитания — это представление об идеальном вос-питуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к деятельности, предопределяет цели, содержание и способы воспитания. При этом результаты воспитательной деятельности — знания, умения школьников, их физическое, нравственное развитие — сопоставляются как с частными, промежуточными целями, так и с конечной целью — образом идеального ребенка. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой деятельности воспитателей. В предыдущем разделе были определены характеристики человека культуры, отфильтрованные мировой цивилизацией. Поэтому цели воспитания могут быть в той или иной степени уже обрисованы. Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Е.В. Бон-даревская отмечает, что в современной российской школе идет не только демократизация и обновление учебного процесса, но и происходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства. Как свидетельствуют социологические исследования, несмотря на все экономические и политические трудности, мы отходим от идеалов социализма и возвращаемся в русло общечеловеческих и русских национальных ценностей. Ведь еще Н.О. Лосский в книге «Характер русского народа» отмечал такие национальные добродетели, как религиозность, способность к высшим формам опыта, эмоциональность, свободолюбие, народничество, доброта, даровитость, мессианизм и миссионизм. Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, в ученической среде появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой, — многие начинают понимать, что и в условиях рыночной экономики вечные общечело- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|